В последние месяцы года в российской рыбной отрасли возникли серьезные проблемы из-за решения увеличить вывозные пошлины на судебное горючее. В запросе Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) к Минсельхозу говорилось о необходимости освободить судовое горючее от этой пошлины, которая была увеличена с 20 тыс. руб. рублей до 50 тыс. рублей за тонну согласно последнему постановлению правительства от 5 октября.
Это решение было направлено на борьбу с недобросовестными экспортерами и спекулянтами, но в то же время оно серьезно беспокоит всё рыболовство. Рыбопромышленники пояснили, что судно заправляется в движении, что особенно важно во время сезонных миграций рыбы на нерест. В период с января по апрель, добывается около 1 млн тонн рыбы, а топливо подвозится прямо к месту вылова. Основная добыча происходит в водах исключительной экономической зоны (ИЭЗ) России, но они не включаются в таможенную границу, что означает налоговое обложение страны подвозимого топлива. В результате этого морская заправка подорожала до 50 тыс. руб. рублей за тонну, что сделало ее невыгодной для рыболовов.
В результате адаптации введение новых пошлин приведет к увеличению доли топлива в себестоимости рыбы с 30% до 44%, а общее увеличение расходов составит 26%. Это означает серьезные последствия, особенно для социально значимых и менее прибыльных видов рыбы, таких как сельдь, сардина, иваси, путассу и мойва.
В ответ на обращение ВАРПЭ в пресс-службе Росрыболовства подтверждают знание ситуации и говорят, что вопрос об исключении пошлины требует дополнительного изучения для минимизации негативного воздействия на промышленные компании.
Эксперты также выражают различные мнения. Более 70% россиян считаю рыбу и рыбные продукты важной частью рациона и точно не хотят увеличение её стоимости. Предлагается решение проблем через отмену пошлин на топливо или политику российской эксклюзивной экономической зоны без пошлин для отечественных судов. В противном случае российскому рыболовецкому флоту, возможно, придется использовать иностранное топливо.