Найти в Дзене
Логосутра™

Статья 7. Игорь Рекамьé. «Логосутра™». VOL1.7. Типология товарных знаков. Зрение.1

ВОСПРИЯТИЕ ОРГАНАМИ ЧУВСТВ / ЗРЕНИЕ


III. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ (ИТЗ)

Изобразительный товарный знак представляет собой статичный визуально воспринимаемый объект в виде двухмерной графической конструкции, созданной из линий, форм, цветовых контрастов и шрифтовых единиц, который, как и СТЗ, идентифицирует предприятие, товар или услугу.

©Игорь Рекамье, нейросеть, 2023
©Игорь Рекамье, нейросеть, 2023

8. ЛОГОТИП
Логотип
(греч.) logos (слово) + typos (отпечаток) – это оригинальное начертание словесного товарного знака, специфическая графическая «одежда», которая словесный товарный знак делает визуально узнаваемым.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛОГОТИПА ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ЛЮБИТ ОПРЕДЕЛЕНИЙ
Логотипом называется та часть товарного знака, которую можно «прочитать», как текст.

Примеры логотипов:
8.1. Оригинальное начертание словесного товарного знака (имени). Рис.21.

Рис.21. «Coca-Cola», логотип.
Рис.21. «Coca-Cola», логотип.

8.2. Товарный знак в виде девиза (знак-девиз). Рис.22.

Рис.22. «ZAMESTIM», знак-девиз корпоративной акции, СПб.
Рис.22. «ZAMESTIM», знак-девиз корпоративной акции, СПб.

8.3. Буквенный/цифровой товарный знак. Рис.23., Рис.24

Рис.23. «Z.O.V.», тактические буквы СВО. Буквенный логотип.
Рис.23. «Z.O.V.», тактические буквы СВО. Буквенный логотип.
Рис.24. «777», марка портвейна. Цифровой логотип.
Рис.24. «777», марка портвейна. Цифровой логотип.

8.4. Товарный знак в виде монограммы (знак-монограмма, вензель). Рис.25.

Рис.25. «ПАА», логотип-монограмма семьи (Алла и Александр Петровы).
Рис.25. «ПАА», логотип-монограмма семьи (Алла и Александр Петровы).

8.5. Товарный знак в виде подписи. Рис.26.

Рис.26.  «Ford», шильд автомобильного бренда.
Рис.26. «Ford», шильд автомобильного бренда.

9. СИМВОЛ

Синонимы: простой товарный знак – состоящий из одного элемента; знак марочный – часть торговой марки, которую можно идентифицировать, но невозможно прочитать как текст.

9.1. Абстрактный символ – графический элемент, не имеющий характеристик определенного объекта или явления. Рис.27.

Рис.27. «Nike», спортивный бренд. Абстрактный символ.
Рис.27. «Nike», спортивный бренд. Абстрактный символ.

9.2. Предметно-изобразительный символ, несущий (кроме эстетической и эмоциональной) еще и смысловую нагрузку («читаемый» образ). Рис.28.

Рис.28. «Apple», бренд производителя электроники. Предметно-изобразительный символ (надкушенное яблоко).
Рис.28. «Apple», бренд производителя электроники. Предметно-изобразительный символ (надкушенное яблоко).

9.3. Контурный товарный знак.
Классическим примером контурного товарного знака является изобретенная в 1915 и зарегистрированная в 1977 году известная всему миру бутылка The Coca-Cola Company, ставшая одним из товарных знаков компании. При регистрации товарного знака акцент был сделан именно на форме (контуре) бутылкиРис.29.

Рис.29. «Coca-Cola», форма бутылки. Контурный товарный знак.
Рис.29. «Coca-Cola», форма бутылки. Контурный товарный знак.

10. КОЛЛАБОРАЦИЯ СИМВОЛА И ЛОГОТИПА
Наиболее часто встречающийся метод создания товарного знака, где оба компонента (символ и логотип) используются «в связке» друг с другом. Рис.30.

Рис.30. «Билайн», торговая марка. Коллаборация символа и логотипа
Рис.30. «Билайн», торговая марка. Коллаборация символа и логотипа

11. КОМБИНИРОВАННЫЙ ТОВАРНЫЙ ЗНАК

Синонимы: комплексный, сложный, товарный знак состоящий из нескольких элементов.

К комбинированным товарным знакам относятся:

11.1. Отдельно взятый логотип является комбинированным, поскольку в нем уживаются два товарных знака: словесный товарный знак (имя/фраза) и его оригинальная графическая «одежда».

11.2. Логотип, в который введен дополнительный графический элемент, несущий смысловую нагрузку. Рис.31.

Рис.31. «Amazon», бренд цифровой коммерции. Логотип с дополнительным графическим элементом (стрелочка-улыбка).
Рис.31. «Amazon», бренд цифровой коммерции. Логотип с дополнительным графическим элементом (стрелочка-улыбка).

11.3. Сложная смысловая графическая структура, состоящая из изобразительных и словесных компонентов (герб, эмблема, экслибрис, этикетка). Рис.32, Рис.33, Рис.34, Рис.35.

Рис.32. Герб СССР.
Рис.32. Герб СССР.
Рис.33. Росгосстрах, страховая компания. Эмблема.
Рис.33. Росгосстрах, страховая компания. Эмблема.
Рис.34. LEVIS, джинсовый бренд. Этикетка.
Рис.34. LEVIS, джинсовый бренд. Этикетка.
Рис.35. Экслибрис (ex-librīs (лат.) - из книг). Знак владельца книги. Как правило, - штамп, оттиск которого ставится на форзац книги.
Рис.35. Экслибрис (ex-librīs (лат.) - из книг). Знак владельца книги. Как правило, - штамп, оттиск которого ставится на форзац книги.

11.4. Целостный образ титульной страницы web-сайта. Подобный комбинированный товарный знак требует правовой защиты от копирования конкурентами. Рис.36.

Рис.35. Яндекс. Поисковая страница.
Рис.35. Яндекс. Поисковая страница.

11.5. Характер (стиль) вёрстки* текста, по которому идентифицируется субъект коммерции. Рис.37.
Вёрстка - формирование смысловой единицы сложного дизайна. Наполнение готовыми элементами: текстом, изображениями, заголовками.

Рис.37. LEVI`S, джинсовый бренд. Специфическая вёрстка коммерческих носителей LEVI`S характеризуется наличием большого количества винтажных шильдов, розеток, гравюр с обилием разноразмерных и различных по начертанию шрифтовых гарнитур в стиле OLD SCHOOL на стилизованных под старину фонах.
Рис.37. LEVI`S, джинсовый бренд. Специфическая вёрстка коммерческих носителей LEVI`S характеризуется наличием большого количества винтажных шильдов, розеток, гравюр с обилием разноразмерных и различных по начертанию шрифтовых гарнитур в стиле OLD SCHOOL на стилизованных под старину фонах.

12. ОБЪЕМНЫЙ ТОВАРНЫЙ ЗНАК

Синонимы: трехмерный, пространственный, пластический, рельефный, осязательный, торговое одеяние.

Объемным называется товарный знак, который представляет собой трехмерный объект*, форма которого продиктована скорее внешней привлекательностью, чем функциональным назначением.

* Не путать с изображением, построенным изометрически или при помощи 3D-графики.

К объемным товарным знакам относятся:

12.1. Объёмная версия корпоративного товарного знака. Выполняется в коммерческих и рекламных целях. Рис.38.

Рис.38. Mercedes-Benz, автомобильный бренд. Объемный товарный знак.
Рис.38. Mercedes-Benz, автомобильный бренд. Объемный товарный знак.

12.2. Упаковка товара / Торговое одеяние - комбинация элементов (конструкция, конфигурация, внешний вид и графическое оформление), составляющая целостное трехмерное представление о товаре или услуге.

Рис.39. Toblerone, марка шоколада. Упаковка товара - зарегистрированный товарный знак.
Рис.39. Toblerone, марка шоколада. Упаковка товара - зарегистрированный товарный знак.

12.3. Трехмерная форма товара, свободного от упаковки. Рис.40.

Рис.40. Porsche 911 Turbo, марка автомобиля. Форма кузова автомобиля - зарегистрированный товарный знак.
Рис.40. Porsche 911 Turbo, марка автомобиля. Форма кузова автомобиля - зарегистрированный товарный знак.

12.4.1. Альтернативный объемный корпоративный товарный знак (трехмерные объекты, фигуры и их комбинации). При наличии зарегистрированного официального символа или корпоративного ИТЗ не возбраняется иметь объемный, являющийся трехмерной фирменной символикой. Рис.41.

Рис.41. Татнефть, нефтяная компания. Два товарных знака: корпоративный и альтернативный (памятник "Нефтяники").
Рис.41. Татнефть, нефтяная компания. Два товарных знака: корпоративный и альтернативный (памятник "Нефтяники").

12.4.2. Альтернативный объемный товарный знак (символ города)
Часто выдающиеся произведения архитектуры и скульптуры становятся альтернативными символами городов, вытесняя из памяти их официальные гербы (Родина-Мать – официальный символ Волгограда, Эйфелева башня – официальный символ Парижа). Рис.42.

Рис.42. Родина-Мать. Впечатляющий монумент в Волгограде стал альтернативным символом города.
Рис.42. Родина-Мать. Впечатляющий монумент в Волгограде стал альтернативным символом города.

( ПРОДОЛЖЕНИЕ В СТАТЬЕ.8 )
Связаться с автором:
https://irecamier.ru