Найти тему
Фронтир и Дикий Запад

Церковная гвардия - мужчины женщин вперёд не пропускают

В течение многих лет после того, как в декабре 1621 года нога первого англичанина вступила на Плимутскую скалу, в Новой Англии существовала традиция, что на воскресные богослужения в местной церкви все мужчины идут вооруженными, даже если на много миль вокруг нет ни одного врага. Уже тогда существовали законы, запрещающие стрельбу и огневую перезарядку оружия в общественных местах и определенные дни недели и года, в т.ч. и в воскресенье, но на этот случай существовало исключение из правил: было запрещено стрелять в любой объект, “кроме волка или индейца”. 

В 1640 г. правительство Массачусетса приняло постановление, что мужчины каждого населенного пункта колонии должны нести с собой в церковь “достаточное количество огнестрельного оружия, исправного и снабженного достаточным количеством пороха и пуль, а по воскресеньям еще и шпагу”. В те времена считалось. что для обеспечения безопасности общественных собраний достаточно по  одному вооруженному мужчине от каждого дома. В 1642 году нормативы по безопасности поменялись. теперь было признано, что для охраны любого церковного собрания достаточно 6 вооруженных мужчин.   

«Паломники, идущие в церковь», Джордж Х. Боутон, 1867 г.
«Паломники, идущие в церковь», Джордж Х. Боутон, 1867 г.

В Коннектикуте были изданы аналогичные предписания, но поскольку ими часто пренебрегали, в 1643 г. был принят закон о том, что на каждого нарушителя накладывался штраф в размере двенадцати пенсов. В 1644 г. было предписано, чтобы каждую воскресную субботу в церковь приходила вооруженными четверть всех боеспособных мужчин, а часовые должны были постоянно держать в ружейных замках зажженные фитили. Кроме того, стражникам вменялось носить доспехи, которые представляли собой "куртки, подбитые ватой, для защиты от индейских стрел". 

В 1650 году ожидалось очередное обострение отношений с окрестными индейцами, и количество “субботней стражи” было увеличено вдвое. В 1692 году, во время Первой войны с французами и индейцами, законодательное собрание Коннектикута предписало, чтобы воскресные службы охраняла ⅕ от всех солдат ополчения поселка, и чтобы ни в одной церкви на охране не стояло менее 8 солдат и 1 сержанта. В Хэдли членам “субботней стражы” ежегодно выделялось из государственной казны по фунту свинца и фунту пороха на каждого солдата.

В плане охраны общественных собраний показательна церковь Нью-Хевена, где, казалось, не оставили ни одной щелочки в системе безопасности. Чтобы у каждого колониста всегда с собой было много боеприпасов, пули были объявлены местной валютой с номиналом в 1 фартинг. Было предписано, что мужчины должны заранее озаботиться о том, что в случае нападения будут делать женщины и дети, чтобы они не мешались под ногами. Каждый мужчина был обязан брать собой на собрание не менее шести готовых зарядов для мушкета. Фермерам запрещалось “оставлять дома оружия больше, чем людей. необходимых для его использования”.  

Первая проповедь на берегу в 1621 г., худ. Жан Леон Жером Феррис
Первая проповедь на берегу в 1621 г., худ. Жан Леон Жером Феррис

У всех полупик навершия должны были быть насажены на древки, а все холодное длинноклинковое оружие  заточено и надето. “Солдатское место” рядом с входными дверями должно было быть свободно от женщин и детей, чтобы в случае необходимости не мешать быстрому выходу вооруженных мужчин. По этой же причине мужчины сидели на краям от главного прохода. Во время общего молитвенного собрания на высокой колокольне дежурил часовой, улицы патрулировали дозорные. С трех сторон этой “воинствующей церкви” были выставлены пушки, так что все очень напоминало будни осажденного гарнизона, а не воскресное молитвенное собрание. 

Несмотря на всю строгость пуританской морали, необходимость блюсти воинский долг и честь, уважать воскресную субботу и сам Дом Божий, нет-нет, а человеческая натура брала свое, и охранники иногда позволяли себе “пошалить”. Например, 16 июля 1662 года в Генеральном суде Коннектикута было заслушано дело о беспорядках в церкви Нью-Хевена. Один из взрослых прихожан, сидя на проповеди, отколупывал от стены куски штукатурки и бросал ими в своего соседа, пока последний не выдержал, и не стал “долго и с искусством” пинать своего мучителя. Произошла общая драка, в которой “мальчику миссис Гудиер проломили голову, из-за чего одна женщина заявила, что не сомневается, что на нас падет Гнев Божий”. Судя по колониальным записям случай этот был не единичным, и различные казусы в церкви случались все время, т.к. суды и наказания по таким делам проходили регулярно. 

Особенно живописно выглядела “субботняя стража” Салема. Для такого случая дежурные гвардейцы надевали английский полудоспех, состоящий из кирасы, горжета и набедренников, каждый элемент доспеха был покрыт блестящим черным лаком и стоил 24 шиллинга. У каждого почетного стража через плечо висела перевязь-бандольер из “превосходной кожи” с 12-тью зарядцами, и сумка с пулями. На этом однообразие заканчивалось, т.к. мужчины были вооружены всем доступным огнестрелом, как купленным за казенный счет, так и доставшимся от предков - “полу-мушкетом со снапхенсом” (кремневым замком), “длинным охотничьим ружьем с мушкетным стволом”, “полным мушкетом”, “стволом с фитильным замком”, а также загадочными “кожаными ружьями, сакерами, миньонами, фаулконами, рабинетами, муртерами (убийцами), камертонами, гаркбузами” и “карбинами". И, конечно, стражники носили весь спектр холодного оружия от полупик до рапир. 

Естественно, чем дальше отодвигалась граница от старых поселений, тем меньше требовалось человек для охраны воскресных собраний, пока наконец их совсем не перестали выставлять. Однако, в лихую годину, традиция церковной стражи вновь становилась актуальной. В начале Американской войны за независимость Провинциальный Конгресс (7 июня 1775 г.) рекомендовал мужчинам "в пределах двадцати миль от морского побережья носить с собой оружие и боеприпасы на собрания по субботам и в другие дни, когда они собираются для общественного богослужения", и эта мера много выручала мятежных колонистов.

Еще одним интересным явлением “воинствующей церкви” был тот факт, что здания молельных собраний пуритан часто служили пороховыми складами, т.к в них не жгли свечей и не было каминов. Причина заключалась не в какой-то особой пожаробоязни, а в суровом укладе религиозного культа пуритан, которые не признавали ни каких лишних роскошеств, когда отдавали свой перед Всевышним.  

Хотя после обретения независимости США для жителей Новой Англии исчезла всякая угроза внезапного нападения с моря или индейцев со стороны суши, но еще много лет сохранялась традиция, когда мужчины сидели в “голове” скамьи или у двери, и первыми выходили из церкви, заслоняя собой женщин и детей, как в том далеком XVII веке, когда их могла ожидать индейская засада.   

Источник - “Sabbath in Puritan New England”, Alice Morse Earle.