Друзья, рекомендую к прочтению статью из декабрьского номера журнала «Декоративное искусство СССР за 1959 год. Авторитетный искусствовед и знаток фарфора сделал обзор мелкой фарфоровой пластики, показанной нашим соотечественникам на Польской промышленной выставке в Москве. Взгляните!
Никита Воронов. Обобщение и гротеск // Декоративное искусство СССР, 1959. – № 12. – С. 36–37.
Неожиданное и очень сильное впечатление произвела на советского зрителя мелкая фарфоровая пластика, демонстрировавшаяся на Польской промышленной выставке в Москве (4–25 сентября 1959 года).
Смелость и оригинальность этих вещей, их удивительная простота и выразительная обобщённость привлекают внимание, впечатляют и иногда даже настораживают, потому что, кажется, ещё чуть утрировки движения, ещё одно нарочитое упрощение пластического образа – и перед нами будет уже не реалистическое изображение животного или человека, а стилизация в духе какого-нибудь современного художественного «изма».
Но верный глаз, безошибочный вкус, смелый гротеск и весёлая выдумка не дают перейти эту роковую грань.
Вот кошечка М. Нарушевича. Изящный поворот головки, хитрый зелёный глав, кокетливый изгиб спины и грудки. Использованы самые характерные линии позы и отсечено всё второстепенное, не выявляющее основного содержания образа.
А рядом художник почти в той же позе воспроизводит лису. Косые, напряжённые и заострённые линии силуэта, подчёркнутая худоба, поджарость вороватого хищника и непременная деталь образа – пушистый хвост, придающий этой устремленной вперёд фигуре необходимую для статуэтки устойчивость.
Опять взяты лишь главные, наиболее существенные детали и отброшено всё второстепенное. Так, например, почти одинаково (не по силуэту, а в пластической обработке) решены ноги у кошки и у лисы, потому что не их лепка, а их постановка и наклон помогают выражению основной мысли образа.
Обратим внимание на то, что ноги слеплены вместе. Вот это объединение, нерасчленённость второстепенных деталей характерны для работ многих художников.
Посмотрите, например, на зебру и верблюда Л. Томашевского. Ведь они же трёхноги! Но в силуэте это и не видно, а в фас никто эти фигуры не будет ставить и рассматривать. Между тем производить такие трехногие фигурки значительно проще и легче.
Одной из определяющих черт всех показанных на выставке фарфоровых фигурок является их неизменная декоративность. Художники специально стремятся не натуралистически воплотить природу, а выявить и затем усилить все декоративные моменты, имеющиеся в живом прообразе фигуры. Ведь их статуэтки служат для украшения, а не для изучения анатомии.
И понимание декоративности у этих художников своё. «Декоративность» их скульптур не противопоставляется глубине содержания, не мешает психологическому раскрытию образа и т. д. Наоборот, целый ряд человеческих фигурок при всей своей декоративности и известной условности несомненно обладает определённой образной глубиной: они передают настроение, характер персонажа. Причём эта содержательность образа органически включается в общее декоративное решение всей скульптуры. Секрет здесь очень прост. Определённые человеческие позы и жесты (наклоненная голова, засунутые в карманы руки и т. д.) обычно так или иначе связаны с настроением и характером и в какой-то мере выражают его. Концентрируя внимание зрителя на этих жестах, декоративно оттеняя их, мастера польской пластики создают пусть не сложные, но всё же психологически тонкие характеристики своих персонажей (матрос Фелек, девушка с наклонённой головой и др.).
Необходимо сказать ещё об одной черте польской фарфоровой пластики – о прекрасном знании материала, о знании не только его технических и пластических возможностей, но о чутком понимании его художественного существа, его эстетической значимости и особенностей. Ведь при желании из фарфора можно воспроизвести всё – и тонкие лепестки розы, и нежную сетку кружев, и прямоугольные геометрические тела, и точную лепку мускулатуры тела. Но разве в этом его красота и значение? Разве не более свойственны керамике, и фарфору в частности, плавные, округлые, мягкие линии и контуры, выявляющие основное драгоценное для нас свойство глины – её пластичность и одновременно помогающие гасить внутренние напряжения, возникающие в изделиях во время сушки и обжига. И вот эти эстетические качества материала, являющиеся в то же время выражением его технических свойств, прекрасно учитываются и используются польскими художниками. Объёмы их скульптур как бы переливаются один в другой, плавно, без подчеркнутых границ, создавая в целом удивительно пластические произведения.
Правда, иногда скульпторы несколько злоупотребляют этим и пластика формы становится самодовлеющим моментом, в жертву ей приносится выразительность изображения (например, «На пляже» Л. Томашевского). Но таких произведений на выставке очень немного.
Нужно также оговориться, что та плавность, обтекаемость, поглощённость второстепенных объёмов и деталей основным, нерасчлененность и некоторые другие. черты, о которых говорилось выше, свойственны не только мелкой пластике и даже не только польскому фарфору в целом. Эти особенности в известной степени вообще являются формальными чертами для современных произведений из керамики и стекла, так что польские художники здесь просто хорошо идут в ногу с современностью.
Наконец, последнее – о росписи. В росписи декоративные способности польских художников стоят так же высоко, как и в лепке формы. Рисунок, как правило, лаконичен, современен, не назойлив. Часто используется линейный декор, оттеняющий красоту формы. Хорошо выявлены и подчёркнуты декоративные качества материала – его белизна, тонкость, полупрозрачность. Умело и тонко использована подглазурная декорировка солями. Особенно хороши постепенные мягкие переходы от насыщенного серого к чистому белому цвету. Упрекнуть живописцев можно, пожалуй, лишь в очень уж сильном пристрастии к модному сейчас чёрному цвету на фарфоре. Чёрная краска используется порой излишне широко и вместо того, чтобы оттенить белизну материала, совсем скрывает её, потому что чёрное превращается в фон, а белые линии выглядят нанесёнными сверху, тогда как на самом деле это просвечивает основной материал. Но это, наверное, единственный упрёк.
Итак – простота, обобщённость, декоративность, красивые силуэтные решения, прекрасное знание материала, удачная живопись и стилевая современность – таковы основные особенности мелкой польской фарфоровой пластики, завоевавшей большую популярность у посетителей Польской промышленной выставки.
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив