Найти в Дзене

Дом за монастырской оградой. Экскурсия по Сретенской академии. Часть 6

🌿Античность, Византия и Святая Русь

Оказавшись на втором ярусе библиотеки, мы имеем возможность попасть на последний из учебных этажей — третий. Здесь располагаются кабинет проректора, методкабинет и пять аудиторий: «Литургика», «Византия», «Святая Русь», «Языки» и «Античность».

Третий этаж
Третий этаж

Одна из стен третьего этажа расписана уже знакомыми византийскими орнаментами. Другая — украшена гравюрами с видами русских городов и Сретенского монастыря.

Византийский орнамент одной из стен третьего этажа
Византийский орнамент одной из стен третьего этажа

Аудитория «Литургика». Без дисциплин, которые преподаются за этой дверью, священник просто не сможет провести ни одну службу: это литургика, диаконское служение, гимнография, история богослужения.

Копии балканских фресок встречают заходящих в аудиторию.  Это не просто иконы, а шедевры иконографии, каждая деталь которых исполнена глубочайшего литургического и богословского смысла. Здесь же, в подлинниках, — дониконовский антиминс и епископское богослужебное облачение, принадлежавшее митрополиту Вениамину (Федченкову), писателю и подвижнику. Владыка известен своими литургическими трудами и трогательными, полными простоты и веры  рассказами из его «Записок архиерея».

Аудитория «Литургика»
Аудитория «Литургика»

Богословские предметы, историю Византии и восточного христианства, историю Поместных Церквей изучают в аудитории под названием «Византия». Тут можно увидеть копии барельефов византийских храмов и удивительные фрески святых: Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, императора Юстиниана с архонтами.

На левой стене висит уже ставшая знаменитой картина с изображением Собора Святой Софии в Константинополе, окруженного гигантскими зажженными свечами. Сегодня  Святая София  — это музей, а еще совсем недавно здесь была действующая мечеть. Вокруг нее построили шесть минаретов. Впервые картина, изображающая зажженные свечи вместо минаретов,  появилась в заставке к фильму нашего ректора епископа Тихона «Гибель империи. Византийский урок», и с тех пор она стала весьма распространенной и популярной в православном мире.

Аудитория «Византия»
Аудитория «Византия»

После «Византии» нам открывает двери другая империя, преемница ее богатого наследия, прежде всего в отношении веры,  — «Святая Русь». И вот  разлилась Россия по континенту, как река Клязьма в половодье, и в сердце ее сияет православная вера, как собор Покрова-на-Нерли. Панно с этим сюжетом — доминанта комнаты — занимает всю фронтальную стену.

Аудиторию украшает русская иконография Ангелов кисти преподобного Андрея Рублева. А в углу аудитории — облицованная изразцами печь (стилизованная, конечно, но очень уютная).

Аудитория «Святая Русь»
Аудитория «Святая Русь»

Аудитория «Языки» — вторая языковая аудитория. Здесь мы осваиваем латинский и древнегреческий. Вы спросите, зачем нам нужны древние языки? Ответим:  их знание дает семинаристам возможность читать древние тексты, с тем  чтобы глубже вникать в их суть. Ведь,  как бы ни был хорош перевод, точный смысл посланий апостола Павла или проповедей святителя Иоанна Златоуста может передать только оригинал.

По стенам аудитории «Языки» — копии древних манускриптов: Евангелие на древнегреческом, письмена на латинском и старославянском, арабская вязь. Каждый  добросовестный семинарист, выбравший тот или иной язык, обязательно разберется в них.

Аудитория «Языки»
Аудитория «Языки»

«Античность» — последняя аудитория третьего этажа. Предметы, наполняющие ее, обращают внимание входящих на красоту античного мира. Но не в одной красоте дело. Мир античной философии, литературы, риторики был тем миром, в котором жили святые отцы первых веков. Христианство распространялось именно в греко-римском мире и, восприняв наследие античности, сумело устремить его к Божественному.Без понимания и изучения наследия античности как понять логику святителей Василия Великого или Григория Богослова, суть споров на Вселенских Соборах, отраву христологических или тринитарных ересей (воскресающих сегодня не в одной сотне сект)? Можно ли понять нынешний день, не разобравшись во вчерашнем?

Не случайно иконой этой аудитории стал Спас Синайский, написанный в технике фаюмского портрета (здесь же можно увидеть копии знаменитых фаюмских портретов).

Аудитория «Античность»
Аудитория «Античность»

📖 Продолжение следует...