🌿Античность, Византия и Святая Русь
Оказавшись на втором ярусе библиотеки, мы имеем возможность попасть на последний из учебных этажей — третий. Здесь располагаются кабинет проректора, методкабинет и пять аудиторий: «Литургика», «Византия», «Святая Русь», «Языки» и «Античность».
Одна из стен третьего этажа расписана уже знакомыми византийскими орнаментами. Другая — украшена гравюрами с видами русских городов и Сретенского монастыря.
Аудитория «Литургика». Без дисциплин, которые преподаются за этой дверью, священник просто не сможет провести ни одну службу: это литургика, диаконское служение, гимнография, история богослужения.
Копии балканских фресок встречают заходящих в аудиторию. Это не просто иконы, а шедевры иконографии, каждая деталь которых исполнена глубочайшего литургического и богословского смысла. Здесь же, в подлинниках, — дониконовский антиминс и епископское богослужебное облачение, принадлежавшее митрополиту Вениамину (Федченкову), писателю и подвижнику. Владыка известен своими литургическими трудами и трогательными, полными простоты и веры рассказами из его «Записок архиерея».
Богословские предметы, историю Византии и восточного христианства, историю Поместных Церквей изучают в аудитории под названием «Византия». Тут можно увидеть копии барельефов византийских храмов и удивительные фрески святых: Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, императора Юстиниана с архонтами.
На левой стене висит уже ставшая знаменитой картина с изображением Собора Святой Софии в Константинополе, окруженного гигантскими зажженными свечами. Сегодня Святая София — это музей, а еще совсем недавно здесь была действующая мечеть. Вокруг нее построили шесть минаретов. Впервые картина, изображающая зажженные свечи вместо минаретов, появилась в заставке к фильму нашего ректора епископа Тихона «Гибель империи. Византийский урок», и с тех пор она стала весьма распространенной и популярной в православном мире.
После «Византии» нам открывает двери другая империя, преемница ее богатого наследия, прежде всего в отношении веры, — «Святая Русь». И вот разлилась Россия по континенту, как река Клязьма в половодье, и в сердце ее сияет православная вера, как собор Покрова-на-Нерли. Панно с этим сюжетом — доминанта комнаты — занимает всю фронтальную стену.
Аудиторию украшает русская иконография Ангелов кисти преподобного Андрея Рублева. А в углу аудитории — облицованная изразцами печь (стилизованная, конечно, но очень уютная).
Аудитория «Языки» — вторая языковая аудитория. Здесь мы осваиваем латинский и древнегреческий. Вы спросите, зачем нам нужны древние языки? Ответим: их знание дает семинаристам возможность читать древние тексты, с тем чтобы глубже вникать в их суть. Ведь, как бы ни был хорош перевод, точный смысл посланий апостола Павла или проповедей святителя Иоанна Златоуста может передать только оригинал.
По стенам аудитории «Языки» — копии древних манускриптов: Евангелие на древнегреческом, письмена на латинском и старославянском, арабская вязь. Каждый добросовестный семинарист, выбравший тот или иной язык, обязательно разберется в них.
«Античность» — последняя аудитория третьего этажа. Предметы, наполняющие ее, обращают внимание входящих на красоту античного мира. Но не в одной красоте дело. Мир античной философии, литературы, риторики был тем миром, в котором жили святые отцы первых веков. Христианство распространялось именно в греко-римском мире и, восприняв наследие античности, сумело устремить его к Божественному.Без понимания и изучения наследия античности как понять логику святителей Василия Великого или Григория Богослова, суть споров на Вселенских Соборах, отраву христологических или тринитарных ересей (воскресающих сегодня не в одной сотне сект)? Можно ли понять нынешний день, не разобравшись во вчерашнем?
Не случайно иконой этой аудитории стал Спас Синайский, написанный в технике фаюмского портрета (здесь же можно увидеть копии знаменитых фаюмских портретов).
📖 Продолжение следует...