По прошествии недели, с ее вихрями и закрутками, было достаточно интересно поразмышлять над тем, что в очередной раз заметила в пространстве а именно - хейтинг.
Писала уже, что чем больше начинаешь проявлять себя с уязвимой стороны, т е описывая какой-то свой неудачный опыт, непременно найдется на открытость тот, кто будет становиться в позицию НАД и указывать то, как ты не прав, как ты глуп и ничего не смыслишь в этой жизни, противопоставляя себя, и следуя своей фантазии о тебе.
Хейт, в переводе на русский, означает неприязнь, ненависть. Хейтер – это тот, кто выражает свое чувство ненависти к кому-либо или чему-либо.
Чтобы понять суть хейта, необходимо учесть в первую очередь, что это коммуникативный феномен, очевидно, что хейт осуществляется в процессе взаимодействия коммуникантов, поэтому есть объекты хейта, которых может «накрыть волной хейта» или они могут получить «порцию хейта» и которые «отвечают (или не отвечают) на хейт», он происходит в определенном месте, например в социальных сетях, при участии пользователей и т. д.
Есть участники ситуации, которые испытывают чувство ненависти и объект ненависти, тот, кого ненавидят, к кому испытывают чувство ненависти, неприязни, появляется желание осудить оппонента, оскорбить его.
Ненависть - чувство, сопровождающееся крайне выраженным, агрессивно-отрицательным отношением человека к кому-либо или чему-либо, а также отчетливо выраженным желанием нанести вред, причинить неприятности соответствующему объекту.
Хейт выражается в основном посредством:
- возмущения
- осуждения
- оскорбления
- травли
- негативных комментариев
- недовольство
Хейтинг может осуществляться по любому самому незначительному поводу. Но это всегда определенные действия, которые направлены на объект в публичном пространстве, чаще всего социальных сетей, поскольку сегодня это основная площадка для самовыражения. Явление хейта амбивалентно: он не только демонстрирует негативное отношение к объекту, но и становится объединяющим основанием для хейт-групп.
- Флейминг — разжигание вражды, разжигание спора, провоцирование холивара, бесконечного конфликта на очень важные и принципиальные темы, но такого конфликта, где вы никогда не придете к какому-то общему знаменателю.
- Буллинг и моббинг — разного рода травля, которая осуществляется либо одним человеком по отношению к другому, либо группой людей.
- Шейминг — негативные высказывания в отношении человека, в большей степени связанные с его внешней репрезентацией.
- Хейтерство — производство очевидно негативных, агрессивных высказываний по отношению к разного рода явлениям, и это не обязательно должно быть что-то связанное с конкретным человеком, его поведением или привычкой к репрезентации.
Хейтеры, с точки зрения Энн Фридман, одного из исследователей этого явления, — это люди, которые сознательно и бессознательно, но производят негативный контент и негативные высказывания в отношении конкретного человека или явления, при этом далеко не всегда мотивируя свою позицию.
То есть люди, которым что-то не нравится, которые создают негативный информационный шум вокруг каких-то явлений, будут это делать независимо от того, с чем они столкнутся. Столкнутся ли они с какими-то новыми проявлениями онлайн-действительности, социальными вызовами — они все равно будут провоцировать негативную реакцию, все равно будут ее производить.
Часто хейты анонимны, так как люди скрывают свою идентичность в сети, что позволяет им выражать свое негативное отношение без наказания. Анонимность дает людям «свободу». Придает ощущение главенства и власти, «засекретив» свою личность, люди делают все, что хотят, законы им не писаны. Дают не прошеные советы, высказывают свое «авторитетное» мнение, хамят и оскорбляют.
Основная задача - самоутвердиться, снять психическое напряжение посредством слов. Самоутверждение подобным образом приносит удовольствие на некоторое время, но затем требуется новая "доза". Всё делается для того, чтобы через унижения и боль ближних получить эмоциональное удовлетворение.
Ненависть и ее производные часто возникают из-за страха или непонимания того, что незнакомо. Люди испытывают страх перед неподобающим или новым, и вместо того, чтобы попытаться понять и принять, они выбирают путь агрессии и ненависти. Они не отделяют себя от тех эмоций, которые взяли над ними вверх, для них - вполне все ок в их представлении.
Так же ненависть, раздражение, часто следствие не удовлетворенных потребностей, и тогда единственный способ остается не экологично проявить себя - унижать других.
Американский психолог Джон Сулер назвал это «эффектом растормаживания в сети", заметив, что интернет способствует потере идентичности и ощущению невидимости. Когда пользователь надевает маску анонимности, он временно теряет идентичность со всем ее морально-нравственным грузом. Этот феномен, называемый деиндивидуализацией, помогает на время забыть о социальном этикете и попробовать примерить на себя более радикальные позиции.
- Эффект растормаживания в Сети - ослабление психологических барьеров, ограничивающих выход скрытых чувств и потребностей, что заставляет людей вести себя в Интернете так, как они обычно не поступают в реальной жизни. Есть положительное и негативное растормаживание. Негативное растормаживание, как правило, связано с желанием удовлетворить сомнительные потребности, не направленные на личностный рост человека, говоря психологическим языком человек начинает отыгрывать то, что ему приходится подавлять в живом контакте.
- Потребность — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо.
В анонимной среде «невидимых» собеседников нам свойственно бессознательно додумывать образ и реакцию другого человека. Фантазийные миры, рождающиеся в такой обстановке в голове пользователя, помогают «растормаживанию», и он начинает действовать в соответствии со своей субъективной фантазией.
Вот что он освобождает — творческий полет или ругань, — зависит от личных качеств освободившегося.
Энн Фридман создала матрицу неудовольствия.
The Disapproval Matrix ― матрица неудовольствия, неудовлетворения, негативной оценки, где говорит, что в качестве настоящих хейтеров можно оценивать только одну категорию людей — тех, которые критикуют вас иррационально, и тех, которые критикуют вас, не зная вас самих.
Это те самые комментаторы на Youtube, непонятные люди, которые приходят в ваш Instagram, пишут вам, какая вы не такая, и занимаются боди-шеймингом. Те люди, которые внезапно находят вас в Facebook, чтобы сообщить вам, что вы глубоко неправы и заблуждаетесь во всех своих проявлениях.
С теми, кто вас не знает, но специально находит, для того чтобы высказать вам, как вы неправы, как вы ужасны и зачем вообще живете на этом свете, — с ними коммуникация должна тоже осуществляться по принципу пресечения любых попыток оскорбить вас, нарушить комфортное поле вашего существования.
Тролли и хейтеры никогда не приходят к тому или к тем, кто не производит интересного контента, кто не создает интересной точки зрения, кто не мыслит в каких-то интересных перспективах, — они обращают внимание на тех, кто чего-то стоит. Они все время обращают внимание аудитории на какие-то достижения человека, они цепляются за тех, кто достоин внимания. Поэтому можно просто следить за тем, на какие темы направлено агрессивное внимание троллей и хейтеров, чтобы опознать что-то действительно стоящее нашего погружения, нашего знакомства.
Самый лучший вариант контакта с хейтерами - просто бан, ибо беседовать с человеком, у которого есть уже определенная фантазия в отношении вас, нет никакого смысла.