В рамках создания Евразийского музея кочевых цивилизаций, что строится под Уфой, в Чишминском районе, была организована "международная" "научно"-практическая конференция, посвящённая кочевому миру Центральной Евразии. И кавычки тут расставлены намеренно...
Не просто музей, а целый комплекс
В одной из своих статей я делал обзор по новому грандиозному (по задумке) музейному комплексу в республике Башкортостан.
Территория застройки расположена в 100 км от столицы республики Уфы, по трассе М5, в районе поселка Чишмы у исторического мавзолея Хусейн-бека и Тура-хана.
В составе проекта планируется реализовать:
- музейный комплекс;
- научный центр кочевых цивилизаций;
- научно-исследовательский институт башкирской лошади;
- ландшафтный амфитеатр;
- ипподром;
- медовая пасека;
- водяная мельница;
- археологическое окно над малым кэшэнэ.
С сентября 2023 года идет активная "раскрутка" данного проекта в СМИ, путем выезда на место строительства официальных лиц республики, поднятие темы исторической значимости башкир на уровне региональных теле и радио передач, а также различные слёты и съезды околонаучной направленности.
Один из таких съездов «Вехи истории» прошел в октябре, в Челябинске, на котором присутствовали в том числе и представители татарстанских историков. Один из них, Искандер Измайлов, дал следующую оценку по результатам работы на конференции:
Архитектурные и строительные особенности этих мавзолеев не оставляют сомнений в том, что они были созданы по единому стандарту, выработанному в Золотой Орде XIII-XIV вв. Целый ряд особенностей памятников Волго-Уралья имеют аналогии в Болгаре и других городов Болгарского улуса. Все эти памятники – часть оседло-земледельческой и мусульманской цивилизации Золотой Орды. Нет никаких оснований связывать Чишминские мавзолеи с какими-то неизвестными башкирскими ханами и датировать их XVI в.
Очевидная схожесть мавзолеев в Чишмах и таких де, например, в Булгаре, говорит о том, что, как минимум, никакой уникальности в Башкирских мавзолеях нет.
Однако, цель правительства соседней с Татарстаном республики не том, чтобы быть частью какого-то имеющегося достояния, но, как выразился Радий Хабиров на международной научно-практической конференции, мероприятие проходило в уфимском конгресс-холле «Торатау»:
Наш регион не был периферией «цивилизованного мира», а, напротив, имел тесные связи с древними центрами
Подобный лозунг о том, что Башкирия "не перифирия" становится уже некой мантрой в устах руководителей региона.
Кроме этого глава республики заявил, что:
Сегодня историк-профессионал находится на передовой линии жёсткого идеологического противостояния, защищая историческую правду от лжи, намеренных искажений. Все это имеет чрезвычайно важное значение.
Действительно о лжи историков и стоит поговорить подробнее.
Международное научное сообщество или любители на зарплате?
Громкое название конференции "международная научно-практическая конференция, посвящённая кочевому миру Центральной Евразии, – авторитетный форум специалистов в области древности и средневековья"!
Красиво и муощщноо!
Статус "международного" на данном мероприятии поддерживали изо всех сил представители:
- Казахстана
- Узбекистана
- Азербайджана
- Кыргызстана
- Турции
Не хватает еще Белоруссии для полного перечня всего международного сообщества, но это не "батькин" формат - мелкато.
Уровень научности в данном случае тоже оставляет желать лучшего.
Во-первых, по уже озвученной причине - явная неуникальность мавзолеев, выбранных центром Евразийского музейного комплекса.
О сравнении архитектуры, материалов стен и памятных погребальных досок с такими же мавзолеями в Болгаре, читайте тут:
Во-вторых, стоило бы собравшимся учёным ознакомиться всего лишь с некоторыми источниками, для того, чтобы понять, что даже если в степях Приуралья и были очаги древних кочевых цивилизаций, то Башкирия к данному "достижению" не имеет никакого отношения. Так как башкир, в статусе осёдлых племен, тут до XVIII века не было.
Приведу несколько независимых друг от друга примеров, кстати, три из которых как раз-таки относятся к иностранным. И их использование в упомянутой конференции хоть как-то подкрепило бы статус МЕЖДУНАРОДНОГО съезда.
Первый. Чертежная книга Сибири Ремезова. В ней приводится ореол обитания башкирцев, как и полагается кочевому племени, в различных местах Приуралья:
Второй. Родословная история о татарах Абулгачи-Баядур-Хана. В ней указано, что башкиры не имеют никакого отношения к Уфе и, более того, противопоставляются татарам:
Третий. Впервые публикую на своём канале. Труд английского ученого мужа Ф.Р. Грэма (F.R.Grahame) под названием "Скифские империи. История кочевых государств Великой степи".
В предисловии своей книги автор пишет, что народы
Перевод:
Ни у одной другой империи границы не менялись так же часто, как у России; ее владения еще в ранний исторический период занимали примерно ту же территорию в Европе; притом что в начале XVI века, когда она окончательно освободилась от татарского владычества, они уменьшились до области, едва выходящей за пределы ее столицы Москвы и нескольких окружающих провинций, известных тогда под именем Московии. Польша, Грузия, Сибирь, Казань, Астрахань и Крым с частью Армении, а также Великое княжество Финляндское позже были включены в ее границы, и, хотя славяне являются ее самой значительной и доминирующей народностью* , вероятно, они в весьма большой степени перемешаны с татарскими племенами, которые покоряли ее столь часто, особенно с монголами – ее позднейшими иноземными господами, от которых происходят сто тридцать знатных российских родов, не считая множества простолюдинов. Большое число слов русского языка происходят из этого же источника; некоторые названия весов, мер и монет, различные судебные обычаи, наказание кнутом, привычки повседневной жизни и предметы одежды; а также множество придворных ритуалов и церемоний.
Раскрывая в данном контексте термин народности, Грэм приводит следующее пояснение:
Перевод:
Профессор Ретциус из Стокгольма утверждает, что сами славяне не принадлежат к кавказской семье человеческого рода. Девять десятых современных русских и жителей России относятся к татарской народности, или, как он называет ее, к огурам, в каковую категорию поместил также гуннов, финнов, калмыков и все татарские племена империи, за исключением башкир
"За исключением БАШКИР"...
Четвертый. Свои выводы Грэм делает на основе другого труда своего соотечественника Р. Г. Латэма.
Лэтэм был последователем Джеймса Коулза Причарда и, как и Причард, считал этнологию, в основном, частью исторической филологии, которая прослеживает происхождение рас через генеалогические отношения языков.
В своей книге "Коренные рассы Российской Империи" он утверждает, что столицей для башкир был Оренбург и также выносит башкир за скобки общего котла народностей, составлявших Скифию/Татарию/Россию.
В данной работе приводится целая глава, посвященная башкирам. В другом месте автор пишет, что главное место оседлости башкир находится и вовсе на восточном хребте Уральских гор в районе Миасс/Челябинск/Троицк.
The great Bashkir locality is on the eastern side of the Uralian range, on the Upper Mias, in the neighbourhood of Tshelabinsk, to the north of Troisk
Вывод
Преследуя цель построить грандиозный Евразийский музей кочевых цивилизаций, ответственным за проект стоило бы тщательнее изучить все аспекты и взгляды на тот период, который там будет освящаться.
Закладывая фундамент наследия, которым будут пользоваться следующие поколения жителей республики, лучше руководствоваться не эмоциональным желанием переплюнуть соседей, а заложить в основу музея действительно уникальные находки, постараться выяснить правдивую (нисколько не "перефирийную") родословную башкир.
Пока что попытка присвоить себе фундаменты мавзолеев, являющиеся по своей сути копиями Булгарских, выглядит жалкой.
С другой стороны историков и авторов проекта можно понять: есть заказ сверху - надо выполнять... Будешь высказывать, хоть и верные, но неугодные заказчику факты - выгонят и наймут других.
Критиков данного материала прошу не надувать в обиде свои пухлые щеки, а задуматься о действительном поиске достоверных сведений Величия башкирской нации. Следы её прослеживаются гораздо южнее, занимаемых ныне территорий. Кое-какие зацепки на эту тему вы можете найти в моей статье: