От поломок в рейсе не застрахован никто. Наверняка каждый водитель хоть раз, да стоял на трассе из-за какой-либо неисправности. Я не исключение. Неоднократно приходилось мне возиться с машиной прямо на дороге. А бывало, что и на буксире тащили в гараж. А как-то раз...
Расскажу подробно. В конце восьмидесятых годов нашей углепромовской автобазе неплохо так урезали фонды на горючее. Приходилось изыскивать варианты. Нашёлся один. Правда, далековато приходилось мотаться - в город Кременчуг. От нашего города, в котором я жил в то время, Кременчуг находился в пятьсот семидесяти километрах. Но, что поделаешь, без топлива автобаза встанет, а это нехорошо.
Ездили мы в Кременчуг в течение трёх лет. Вариантов маршрута было несколько, но, испробовав их все, наши водители выбрали самый оптимальный путь. Маршрут был таким: Красный Луч - Славянск - Харьков - Полтава - Кременчуг. Хоть по километражу он был самым длинным, но зато по времени самым быстрым. Поэтому впоследствии мы только так и ездили.
Очередной мой рейс в Кременчуг получился незавершённым. Причина - поломка. И поломка достаточно серьёзная. А теперь - к подробностям. Дело было зимой. Я, на своём МАЗ-504В часов в 10 утра выехал из автобазы и попёр на Кременчуг. Доехал до Харькова, свернул на южную объездную дорогу. Проехал микрорайон Южные Пятихатки. Началась загородная дорога.
Ш-ш-ш-с-с-с-бух-трах-бах! Под кабиной что-то засвистело, завизжало, а потом загрохотало и вновь затихло. Двигатель продолжал работать. Первая мысль - порвался какой-то ремень. Остановился, задрал кабину - точно! Ремень компрессора приказал долго жить. Ну, это не беда, в запасе есть ремни. Я заглушил двигатель, достал инструменты и запасной ремень и принялся за работу. Замена прошла удачно, только вот замёрз я не на шутку. Открытая местность, ветер и мороз. Б-р-р!
Ну, да ладно, кабину опустил, инструмент собрал, руки помыл и в путь.
И тут новая проблема! Буквально через километр в моторе что-то грюкнуло, стукнуло и затихло, и тут же загорелась лампочка аварийного давления масла, а вместе с нею стрелка указателя давления упала на ноль. Этого ещё не хватало! Я снова остановился, сразу же заглушив мотор. Что в таких случаях делают в первую очередь? Проверяют уровень масла. Я и полез. Странно, но масло в норме! Что может быть? Насос накрылся? Вряд ли... Ломаться там нечему. Но ведь что-то грохотало в моторе! И давление упало. И ехать дальше нельзя. Без давления угробишь мотор. Но и стоять в чистом поле не вариант. Призадумался я... Призадумался и решил возвращаться на стоянку у поста ГАИ. Сам пост находился на Ростовском выезде из Харькова. Отъехал я от него недалеко, километров семь. Но как возвращаться? Своим ходом или на буксир к кому-то проситься? Начал голосовать изредка проезжающим грузовикам. Да, ребята останавливались, но никто не согласился взять на буксир сцепку с цистерной-бензовозом. Помёрзнув полчаса, плюнул я на это дело, да решил возвращаться своим ходом. Завёл мотор, да и двинул назад. Нагрузку старался не давать, ехал на щадящих режимах. Доехал! Как позже выяснилось, при разборке двигателя, никаких повреждений он не получил. Всё-таки выносливый моторяга ЯМЗ-238! Спасибо ярославцам!
Продолжим. Значит, доехал я до стоянки. Первым делом слил воду из системы охлаждения. В то время мы на воде ездили, на антифризе только иномарки ходили. Воду слил, а что дальше? Время - вечер, стемнело. Надо как-то сообщить в автобазу о поломке. Искать переговорный пункт? Да ещё добираться к нему? Плюс в автобазе, уже наверняка никого нет, кроме дежурного механика и сторожей. Ну, дозвонюсь я, допустим. Руководству станет известно о моей поломке только утром. А потом, пока это самое руководство примет решение, да пока отправит техпомощь, да пока техпомощь доедет. Да я околею в холодной кабине! Помозговал я, и принял такое решение - сегодня ночую в машине, с утра ловлю попутку до нашего города и еду домой, оставив автопоезд у поста ГАИ. Решено - сделано. В кабине одеял достаточно, укутаюсь да и переночую как-нибудь. Но неплохо бы что-то для сугреву приобрести. Хотя у меня в кабине всегда бутылка сорокаградусной водилась, но в этом рейсе как-то упустил я это дело. На магарыч отдал нужному человеку, а запас не пополнил. Сплоховал. Ну, да ладно, схожу пешком в магазин, благо Южные Пятихатки рядом. Но на улице дубак, а я уже замёрз. Накинул я на себя рабочую фуфайку и потопал. Зашёл в микрорайон, спросил у прохожего, где находится нужный мне магазин. Прохожий подсказал. Я нашёл торговую точку, зашёл в неё, протянул деньги продавщице:
- Бутылку сорокаградусной, пожалуйста!
- В спецодежде не отпускаем! - ошарашила меня работница прилавка. В то время был такой закон, не отпускали спиртное людям в спецовке. Типа, чтобы на работе не пьянствовали. Но какая же на мне спецовка?
- Где вы увидели спецодежду? - возмутился я.
- На вас, молодой человек! - сказала продавщица и указала на мою рабочую фуфайку, - Так что - до свидания!
Спорить с торговым работником бесполезно. Пришлось просить прохожего. Стыдно было, ощутил себя бомжом каким-то... Ну, да что теперь?
Через какое-то время мне вынесли бутылку, я поблагодарил человека и отправился к машине.
Забравшись в кабину, я запустил свой походный примус «Шмель» и принялся готовить ужин. Через время пища была готова, я откупорил покупку и налил себе «для сугреву». Вы скажете - ты ведь непьющий, какое такое «для сугреву»? Да, я непьющий. Но непьющий я с марта 1990 года, а дело было в конце восьмидесятых. Так что, налил я «для сугреву» и выпил. Перекусил, ещё выпил. Ещё перекусил и ещё выпил. Потеплело. Тут слышу - подъехал и остановился рядом со мной КамАЗ. Выглянул в окно, вижу - КамАЗ бортовой в сцепке с бортовым же прицепом. И гружёный этот КамАЗ двигателями для комбайнов. А это значит, что этот КамАЗ едет в Ростов-на-Дону, на завод «Ростсельмаш». И ещё это значит, что этот КамАЗ будет ехать мимо моего города. Мысль созрела мгновенно - надо проситься к коллеге пассажиром до Красного Луча. Выскочил я из кабины и к камазисту:
- Браток, привет!
- Привет!
- Ты ведь на Ростов идёшь?
- На Ростов.
- Дело такое, поломался я, надо в автобазу ехать, возьми до Луча.
- Нет, я сегодня не поеду, тут ночевать остаюсь.
- Да я и не прошу ехать прямо сейчас. Я тоже ночевать собрался. С утра-то возьмёшь?
- С утра возьму.
- Вот и прекрасно. Тогда с утреца стукнешь по кабине, вдруг я околею, - шутканул я.
- Чего это ты околевать собрался? - поинтересовался коллега.
Я рассказал камазисту о своей проблеме. Тот посочувствовал, посетовал на то, что у него КамАЗ без спальника. Мол, и рад бы пустить к себе в тёплую кабину, да некуда. Но я особо огорчаться не стал. Главное, что есть с кем домой доехать.
Вернулся я в свою холодную кабину, принял ещё «для сугреву» и полез на спальник. Укутался во всё, что можно, оставив снаружи один нос. Укутался, да спустя какое-то время, задремал.
Ночью проснулся - зуб на зуб не попадает. Дубак - жуть! Достал остатки согревающей жидкости, влил их в себя. Потеплело. Снова в свой кокон полез. Снова задремал.
Утром бух-бух в кабину. Проснулся, выглянул - камазист вчерашний стоит. Я открыл дверь.
- Привет! Не околел? Живой?
- Привет! Не околел. Но на грани.
- Пойдём ко мне, чайку попьём. Согреешься, да поедем.
- Момент!
Я на скорую руку навёл в кабине порядок, взял с собой все документы, вышел из кабины и замкнул её. Потом залез в КамАЗ и прибалдел от тепла. А тут ещё и чай. Класс!
Но вот чай выпит, мы погнали. До Красного Луча доехали без проблем. На перекрёстке у нашего города я покинул гостеприимный КамАЗ, поблагодарив коллегу, и направился прямиком в свою автобазу.
Начальство огорчилось, узнав о моей поломке. Но огорчением делу не поможешь, поэтому руководство тут же составило план по спасению моего МАЗа. Решили, что бочку перецепит водитель другого МАЗа, Женя. Он же и поедет с нею дальше в Кременчуг. А за моим МАЗом пойдёт бортовой КамАЗ-53212. Планировалось, что в кузов этого КамАЗа мы загрузим мой тягач и «верхом» привезём его в автобазу. Так потом и сделали. Только вот закавыка одна была в этом плане. Так как все грузовики из бригады междугородников были в рейсах, послать за МАЗом было некого. Ближайшим вариантом был другой Женя, водитель KамАЗа, но он должен был приехать из рейса лишь завтра к вечеру. А это значило, что мне в Харькове нужно будет ждать его в холодной кабине. Ведь Женя с МАЗа уедет с моей бочкой в Кременчуг. Да уж, перспектива... Но, с другой стороны - по другому никак. Ну, да ладно. Встретился я с Женей с МАЗа. Обсудив с ним и с руководством все нюансы, я отправился домой.
Рано утром за мной заехал Женя. Я взял запас пищи, побольше тёплых вещей, не забыв согревающую жидкость, вышел из дому, залез в МАЗ и мы погнали.
Доехали нормально. Мой МАЗик стоял никем и ничем не тронутый. Мы подъехали к нему и сразу же принялись за работу. Подсоединив шланг подкачки к воздушным системам обеих машин, закачали воздухом ресиверы моей машины. Потом выдернули мой МАЗ из-под цистерны, оттащили его в сторонку. После этого Женя сцепился с бочкой, подсоединил электричество и воздух. Мы пожали друг другу руки, и Женя отправился покорять Кременчуг.
А мне оставалось только ждать...
А сколько ждать? Давай прикидывать. Если сегодня вечером Женя-камазист приедет из рейса, то, понятное дело, с разворота он за мной не поедет. В лучшем случае он выедет завтра часов в восемь утра. Ехать до Харькова шесть часов. Минимум в два часа дня он будет у меня. Следовательно, клацать мне зубами в холодной кабине около суток. Нерадостная перспектива. Кто-то скажет - не мог в гостиницу пойти? Нет, не мог. И не потому, что ленился, или не знал, где искать гостиницу. Причина в другом. Не так-то просто было в те времена заселиться в гостиницу. Первым, что видел входящий в гостиничный вестибюль посетитель, была табличка «Мест нет». Такие были времена...
А я... А я вновь запустил свой «Шмель», да заварил себе чайку. Попил его, заедая матушкиными пирожками, да и полез на спальник, взяв в зубы книжку. Укутался по максимуму и принялся за чтение, время от времени постукивая зубами от холода. Нет, в принципе, я угрелся, но каждый переворот страницы заставлял высовывать руку из-под одеяла. Б-р-р!
Часам к восьми вечера захотелось есть. Снова «Шмель», готовка, приём пищи, чай. И «для сугреву» тоже. Потеплело малость. Но уже вечер и пора спать. Принял ещё чуток «антифриза» и на боковую.
К утру «антифриза» не осталось. Но пьяным я не был. Мороз выдавил всё. Тем не менее, ночь прошла достаточно спокойно. А впереди снова ожидание, и снова холод. И «для сугреву» не примешь. Женя приедет, нужно будет делом заниматься. Ладно, будем ждать, спасаясь от мороза горячим чаем. Позавтракал я и полез в свою конуру из одеял и тёплых вещей. А мороз все эти дни держался достаточно крепкий для этих краёв, -20, а то и все -25 давило. Северяне скажут - Xе! Разве это мороз? Но, ребята, я сам северянин, родом из Мурманской области. А фокус вот в чём - в тех краях, Донбасс, Харьковщина, те же -20 ощущаются как на Севере -35. Дубака ловишь нешуточного.
Так вот, лежу, читаю книгу. Время от времени вылезаю, чтобы размяться и попить горячего чаю. Настало время обеда. Пообедал. Вот уже и 14:00. Женя, наверное, где-то рядом. Но... 15:00, нет Жени. 16:00... 17:00... 18:00... Никого! Да что ж такое? Где же мой спаситель? Я уже весь, как сосулька. Собрался закипятить ещё чайку, и тут неудача. В примусе бензин кончился. Ни чаю попить, ни согреться... Мою голову начали посещать мысли о согревающей сорокаградусной жидкости. Но в магазин уже не успею, он до 19:00 спиртное отпускает. Где взять? Вижу, на стоянке несколько грузовиков стоят. Пошёл к ним, может, продаст кто? Безрезультатно. Плохо. Зря только задницу морозил, бегая по стоянке. Зубы чечётку бьют, дубак. Залез в кабину, укутался, сижу, дрожу. Тут ГАЗончик какой-то остановился. А ГАЗон это бензин. Хвать примус и к водиле. Тот проникся, дал литр бензинчика. Ура! Живём!
Вернулся в кабину, раскочегарил «Шмеля», поставил на него свой походный чайничек. Через время я уже наслаждался горячим чаем. Примус гасить не стал, решил хоть немного прогреть кабину. Чтобы не угореть, приоткрыл на полсантиметра форточки. Не сильно помог «Шмель». Но всё же было не так холодно, как на улице.
И вот уже восемь часов вечера. На дворе давно стемнело. А мои мысли об одном - где же Женя-камазист?
Рядом остановился какой-то КамАЗ. Я не смотрю на него, думаю о своём. Слышу, двери в КамАЗе хлопнули. А мне-то что?
Когда - бах, открывается водительская дверь моего МАЗа, и я вижу в ней лицо нашего водителя по имени Саня.
- Ты живой? - спрашивает.
- Живой! - отвечаю, - А ты какими судьбами тут?
- За тобой с Жекой приехали, - сообщает Санька, - сейчас он выйдет.
- Не, Санёк, лучше я к вам, - говорю, - по теплу соскучился, устал дрожать.
Мигом выскочил я из своей машины, прыг в КамАЗ, а там Ташкент! О, благодатное тепло! Парни ржут, а я балдею.
Но балдёж балдежом, а дело делом. Начали мы обсуждать ситуацию. В конце концов решили так - сегодня уже поздно. Делом займёмся с утра. Будем ловить автокран, грузить МАЗа в кузов, крепить его и двигать домой. А сейчас...
А сейчас Женя достал две ёмкости с известным содержимым. Ужин, беседа, все дела... Выяснилось, почему Женя так поздно прибыл. Из предыдущего рейса он приехал с небольшой поломкой. Пока устранял, то да сё, потому поздно и выехал. А Саньку начальник колонны отправил нам в помощь. Тот всё равно болтался в автобазе без дела, ожидая запчасти на свою IFA.
А я уже отогрелся, мне захорошело, вот только мысль об очередной ночёвке в холодной кабине напрягала. Но неожиданно Саня предложил мне ночёвку в тёплом КамАЗе, сказав, что ему меня жалко, а он парень закалённый, переночует в моём холодном МАЗе. С превеликой радостью принял я предложение своего коллеги. Хоть эту ночь не придётся клацать зубами.
Но вот и ночь. Устроив Саньку в своём МАЗе, я вернулся в КамАЗ. Женя уже постелил свою постель на спальном месте и готовил мне ложе на сиденьях. Я присоединился к процессу и уже через пару минут мы лежали на своих местах и потихоньку скатывались в сонное царство.
Ночь прошла хорошо. Утром, похожий на сосульку Санька, вскочил в нашу кабину с криком:
- Чаю! Да погорячее!
- Не вопрос! Сейчас сообразим.
Позавтракав и согрев нашего коллегу, мы принялись за операцию «Эвакуация». Женя отправился готовить кузов, а мы с Саней вышли к дороге, надеясь поймать автокран. Но это не такой уж распространённый вид транспорта. За час прошло всего два крана, но ни один не остановился. Вновь задубевший Саня предложил вновь задубевшему мне обратиться к гаишникам, благо стояли мы недалеко от поста. Я узрел рациональное зерно в его предложении и отправился на пост. Гаишник не стал отказывать в моей просьбе и уже через десять минут тормознул автокран на базе МАЗа. Вместе с гаишником мы ввели крановщика в курс дела. Тот согласился нам помочь. Ура! Поблагодарив инспектора, я направился к своим.
И работа закипела. Крановщик установил опоры, залез в кабину крановой установки, ослабил трос. Саня скинул крюк с транспортной стропы. Я подцепил на крюк так называемый «паук». Мы застропили моего МАЗа, крановщик аккуратно поднял его и поставил в кузов КамАЗа. Мы сняли стропы с МАЗа и помогли крановщику собрать кран. После чего, расплатившись с нашим благодетелем, пожелали ему удачи. Кран уехал.
А мы принялись крепить моего МАЗа. Ещё час ушёл на это. Но вот все дела сделаны, можно и выдвигаться. Поехали.
Всё прошло в лучшем виде. Время от времени мы останавливались для проверки крепления. Проблем не возникало. В Славянске пообедали, да кое-что приобрели. В двух экземплярах. Поехали дальше. В автобазу прибыли к семи вечера. Достали то, что приобрели в Славянске, да употребили это кое-что на троих. И разошлись по домам. Спасательная операция была окончена.
О поломке - причиной оказалась одна из шестерён привода маслонасоса. Разлетелась она. Невероятно, но факт. С таким даже наш многоопытный моторист не встречался. Но вот - случилось ведь... Насос мне поставили новый, в сборе. На всякий случай, для проверки, вскрыли по паре шеек коленчатого вала, я ведь семь километров ехал без давления. Шейки оказались в отличном состоянии. В поршни лезть не стали. Кстати, этот мотор проходил на моём МАЗе до списания. Ещё раз спасибо ярославцам.
А я отремонтировал своего МАЗика и погнал в новый рейс.
И вот что ещё - с тех пор, если я во сне замёрзну, мне частенько снится, что я в своём МАЗе лежу на спальнике и щелкаю зубами от холода. Во как!
К слову - на канале ещё много интересных историй из моей жизни. Различные тематические подборки помогут вам выбрать интересующую вас тему. Приглашаю вас посетить мой канал по этой ссылке https://dzen.ru/id/5fd3951e1bed5529c3ada48b?share_to=link Новые рассказы выходят еженедельно, каждую среду, но иногда бывают и внеочередные публикации. Так что - следите за каналом. И приятного вам чтения!