Найти тему

К 150-летию со дня смерти Михаила Александровича Максимовича

(3/15 сентября 1804, хутор Тымковщина Золотоношского уезда Полтавской губернии – 10/22 ноября 1873, там же)

Фотография М.А. Максимовича. 1870-е гг. РГАЛИ. Ф. 195. Оп. 1.
Фотография М.А. Максимовича. 1870-е гг. РГАЛИ. Ф. 195. Оп. 1.

Сегодня исполняется 150 лет со дня смерти Михаила Александровича Максимовича – ученого-энциклопедиста: ботаника, филолога, фольклориста, историка, поэта и переводчика, первого ректора Киевского университета.

Фамилия Максимовичей стала широко известна в ХХ веке благодаря появлению двух святых из этого рода в Православной церкви: в 1916 году состоялась канонизация митрополита Тобольского и всей Сибири Иоанна Максимовича (1651–1715) (последняя канонизация в истории Российской империи), а в 1994 году – канонизация архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна Максимовича (1896–1966).

А в Х1Х веке наиболее известным представителем этого дворянского рода являлся Михаил Александрович Максимович, посвятивший свою жизнь науке.

М.А. Максимович. Письмо Федору Николаевичу Глинке. 21 октября 1829 г.  РГАЛИ. Ф. 141. Оп. 1. Автограф.
М.А. Максимович. Письмо Федору Николаевичу Глинке. 21 октября 1829 г. РГАЛИ. Ф. 141. Оп. 1. Автограф.

После окончания гимназии в городе Новгород-Северский Михаил поступил в Московский университет на словесное отделение, а затем перевелся на отделение физических и математических наук, окончив курс обучения в 1823 году. Темой его магистерской диссертации стало исследование «О системах растительного царства». После защиты он служил в библиотеке и Гербарии Московского университета. С 1824 года в течение 10 лет занимал должность директора Ботанического сада Московского университета. В Гербарии МГУ по сей день хранятся произведенные им в 1824–1825 годах на территории Московской губернии большие «гербарные сборы». С 1833 до июня 1834 года – профессор ботаники, заведующий кафедрой ботаники Московского университета. В этот период предметом интереса Максимовича была не только ботаника, но и этнография: он начинает собирать и изучать народные песни родной Малороссии, которые издает в 1827 году («Малороссийские песни»); в 1834 году вышел сборник «Украинские народные песни», за которым в дальнейшие годы последовали и другие издания собранных им песен. Благодаря «Малороссийским песням» он стал известен в литературных кругах Москвы и Петербурга. Пушкин и Гоголь высоко оценили этот этнографический труд.

А.С. Пушкин восхищался Максимовичем как глубоким знатоком украинских песен и украинской культуры, называл себя его поклонником и признавал, что «это – ученый, который очень многому нас научил». С Н.В. Гоголем у Максимовича были самые теплые, дружеские отношения, о которых он впоследствии оставил воспоминания. В 1830 году из типографии Московского университета выходит первый номер литературного альманаха «Денница», изданного М.А. Максимовичем. Среди авторов альманаха были первые литературные имена России, включая А.С. Пушкина (начало поэмы «Борис Годунов»). В круг московских друзей Максимовича вошел также историк, филолог и издатель М.П. Погодин.

Занятия этнографией привели Максимовича к исследованию русского (особенно южно-русского) языка и словесности, а древнерусская словесность, в свою очередь – к древнерусской истории. В ученых кругах он заслуженно получил звание «патриарха южнорусской историографии». Во всех этих науках М.А. Максимович блестяще применил свои способности к научной классификации – метода, который он использовал в естественных науках. Владимир Иванович Даль при работе над своим «Словарем» использовал классификацию диалектов русского языка, впервые разработанную Максимовичем. И здесь, как и во многих других отраслях науки, Михаил Александрович оказался в числе основоположников российской диалектологии.

М.А. Максимович. Письмо Измаилу Ивановичу Срезневскому. 14 апреля 1838 г. РГАЛИ. Ф. 436. Оп. 1. Автограф.
М.А. Максимович. Письмо Измаилу Ивановичу Срезневскому. 14 апреля 1838 г. РГАЛИ. Ф. 436. Оп. 1. Автограф.

Имя М.А. Максимовича часто связывают с идеей «украинства», или, как часто говорили до революции − «мазепинства». Поводом к этому, послужили, главным образом, его «Письма к Погодину о старобытности малороссийского наречия» (1856 и 1863 годов), превратно истолкованные некоторыми историками. На самом деле, в них Максимович возражает своему московскому другу Погодину, который считал, что малороссияне – это потомки в основной своей массе выходцев с «Карпат», пришедших на обезлюдевшую Русь после нашествия монгольских племен. По мнению же Максимовича, «южно-русский и северо-русский языки – родные братья, сыновья одной русской речи»; история малороссийская является неотъемлемой частью истории домонгольской Руси, а малороссияне − часть русского народа. Сам Максимович не поддерживал тезиса о существовании отдельной «национальной истории» украинцев и был убежденным сторонником общерусского единства. Невозможность самостоятельной, отдельной украинской истории была его давним убеждением. Ещё в 1837 году он говорил: «Среди множества городов обширной Российской Империи Киев, Москва и Петербург возвышаются как три великие памятника трех великих периодов русской жизни. Эти три средоточия, из которых русская жизнь в свое древнее, среднее и новое время развивалась особенно, но всегда с одинаковой могучей и широкой силой; три исполинские ступени, по коим Россия, с помощью Божьей, взошла на настоящую высоту своего величия».

По словам А.Н. Пыпина «… Максимович не был украинофилом в более позднем смысле этого слова». В своем ответе на приветствия, какие читались на 50-летнем юбилее его литературной деятельности в 1871 году, Максимович говорил о себе: «Уроженец южной Киевской Руси, где земля и небо моих предков, я преимущественно ей принадлежал и принадлежу доныне, посвящая преимущественно ей и мою умственную деятельность. Но с тем вместе, возмужавший в Москве, я так же любил, изучал и северную, Московскую Русь, как родную сестру нашей Киевской Руси, как вторую половину одной и той же святой Владимировой Руси, чувствуя и сознавая, что как их бытие, так и уразумение их, одной без другой, недостаточны, односторонни».

М.А. Максимович. Письмо Михаилу Петровичу Погодину. 14 февраля 1865 г. РГАЛИ. Ф. 373. Оп. 1. Автограф.
М.А. Максимович. Письмо Михаилу Петровичу Погодину. 14 февраля 1865 г. РГАЛИ. Ф. 373. Оп. 1. Автограф.

Министр народного образования граф С.С. Уваров, автор девиза «Православие, Самодержавие, Народность», ещё в самом начале историко-этнографической и литературной деятельности Максимовича угадал в нём ученого, способного к осуществлению его идеи «официальной народности». В мае 1834 года профессор ботаники М.А. Максимович был назначен министром Уваровым в новосозданный Киевский университет им. Святого Владимира именно на кафедру русской словесности, а не ботаники, так как С.С. Уваров видел важнейшее назначение нового университета в том, чтобы «распространять русское образование и русскую народность в ополяченном крае». В октябре 1834 года Максимович был назначен первым ректором Киевского университета. На открытии университета свою речь он закончил такими словами: «Святая вера да будет общим основанием всего просвещения нашего, умственного и сердечного, всей нашей жизни, частной и общественной». В Киеве на плечи Михаила Александровича легла не только преподавательская, но и организационная деятельность. При недостатке преподавателей, поддержку и помощь он нашел у профессоров Киевской духовной академии, ректор которой, архимандрит Иннокентий (Борисов, с 1836 года − епископ), стал его близким другом, а также у митрополита Киевского и Галицкого Евгения (Болховитинова), знаменитого, помимо трудов по церковной истории, палеографии, нумизматике, еще и как автора опубликованного полностью только в 1845 г., но широко известного «Словаря русских писателей» (издавался по частям с 1818 по 1845 года). Максимович с воодушевлением включился в работу этих замечательных деятелей Русской православной церкви по изучению национальных древностей на территории не только Киева, но и Южной Руси: археологические раскопки, обследование монастырских архивов и библиотек, описание памятников, собирание и издание рукописей. На родине он также продолжал заниматься издательской деятельностью − альманахами «Киевлянин», «Украинец» и др.

… Михаил Александрович очень любил местность в Киеве под названием Михайлова гора, которая получила свое именование от церкви в честь архистратига Михаила − небесного покровителя ученого. Отойдя от дел, он поселился в своем имении Прохоровка Золотоношского уезда Полтавской губернии. Ближайший от имения холм он назвал Михайловой горой. Здесь, на хуторе Михайлова гора, он скончался 10/22 ноября 1873 года, на следующий день после своих именин, и здесь же был похоронен.

М.А. Максимович. Письмо Совету Киевского университета с благодарностью за диплом на звание доктора славяно-русской филологии. 6 сентября 1871 г. РГАЛИ. Ф. 314. Оп. 1. Черновой автограф.
М.А. Максимович. Письмо Совету Киевского университета с благодарностью за диплом на звание доктора славяно-русской филологии. 6 сентября 1871 г. РГАЛИ. Ф. 314. Оп. 1. Черновой автограф.

* * *

В РГАЛИ хранится личный фонд М.А. Максимовича (ф. 314). Материалы фонда были переданы в ЦГЛА СССР (ныне РГАЛИ) в 1941 году из Государственного литературного музея. В процессе обработки документов из других фондов архива в 1948 году к ф. 314 были присоединены письма из коллекции А.Е. Бурцева (ф. 1809), а в 1953 году поступили документы из другого архива – Государственного архива Красноярского края (копии перевода М.А. Максимовича «Слово о полку Игореве» на украинский язык). В 1955–1957 годах из других фондов ЦГАЛИ (РГАЛИ) в личный фонд М.А. Максимовича были также поступили: письмо к нему В.А. Жуковского, стихотворение М.А. Максимовича «Шевченкови» и др. В настоящее время в фонде насчитывается 48 ед. хр. за 1829–1910-е годы. Материалы о М.А. Максимовиче, а также его письма и фотография, хранятся и в других фондах личного происхождения РГАЛИ: М.П. Погодина, П.А. Вяземского, Н.П. Барсукова, П.И. Бартенева, И.С. Аксакова, И.И. Срезневского и др.

Т.В. Анохина, главный специалист РГАЛИ

Максимович#Императорский Московский университет# Киевский университет# Филология# Этнография