Найти в Дзене
Minsknews.by

Смотры невест на Руси и освящение Красного костела в Минске. Этот день в истории: 21 ноября

Оглавление

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 21 ноября в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1472 год. Венчание великого князя Московского Иоанна III Васильевича с греческой царевной Софьей Палеолог

-2

Иван III вошел в историю как объединитель русских земель, при котором окончательно было свергнуто татаро-монгольское иго, принят свод законов «Судебник» и обеспечен небывалый культурный подъем Московского государства. Но, как утверждают историки, не менее масштабной была и личность его второй супруги, греческой царевны Софьи Палеолог, сподвигнувшей мужа на многие державные деяния, в том числе на избавление от власти ордынских ханов.

После обряда венчания с русским царем, проведенного самим митрополитом в маленьком временном храме, который использовался, пока возводился Успенский собор, племянница последнего византийского императора Константина XI Зоя Палеолог «превратилась» в московскую великую княгиню Софью Фоминичну. Этот династический брак существенно повысил международный авторитет Рюриковичей и дал Московскому государству определенное право считаться преемницей Византии — своеобразным Третьим Римом. Великокняжеский двор многое перенял из этикета византийских императоров, а династический знак Палеологов — двуглавый орел — стал гербом Русского государства. Этот герб, родившийся за двадцать лет до открытия Америки Колумбом, символизирует Россию и сегодня — правда, после перерыва в восемьдесят лет.

После женитьбы на Софье жизнь московского двора сразу изменилась. Окрепли связи с Западом, а в Москву стали прибывать итальянцы и греки, которым русский царь поручал строительство крепостей, церквей и палат, литье пушек и чеканку монет.

Софья активно участвовала в придворных интригах, открывавших ей путь к политическому влиянию при московском дворе. В 1479 г. родился ее первый сын Василий, именно с ним была связана надежда Софьи достичь истинной власти. Смерть старшего сына Ивана III — Ивана Молодого — сделала ее мечту о троне для своего одиннадцатилетнего сына далекой, но реальной. У Ивана Молодого остался единственный сын — Дмитрий, которому в 1490 г. было шесть лет. В Московии не было установленного закона о престолонаследии, и было непонятно, кто из них владеет правом на трон. Началась борьба за власть между двумя матерями — княгиней Софьей (матерью Василия) и молдавской княгиней Еленой (матерью Дмитрия). Победа, в конце концов, досталась Софье. Елена и Дмитрий были арестованы, а Василий в 1502 г. провозглашен великим князем, соправителем отца и его наследником.

Историки полагают, что именно Софья ради женитьбы своего сына Василия III ввела византийский обычай смотра невест, который в дальнейшем надолго прижился на Руси.

В отличие от традиционного поиска невесты по династическим соображениям, смотр проводился после своеобразного «конкурса красоты». Предварительный отбор среди сотен привезенных претенденток был тщательным. Сначала с ними знакомились бояре и отбирали девиц, соответствующих требованиям: будущая царица должна быть высокого роста, красивая, здоровая, и желательно, чтобы у нее в семье рождалось много детей — это гарантировало ее плодовитость, важнейшее соображение в престолонаследовании. Оставшихся несколько десятков девушек представляли лично царю. Невесты выбирались нередко из бедных и простых домов. Так, например, Иван Грозный трех своих жен выбрал именно на смотринах, причем ради третьей его женитьбы было отобрано 2 000 девиц!

Ну а семейная жизнь Софьи и Ивана III, судя по многочисленному потомству и дошедшим до нас сведеньям, увы, весьма скудным, была вполне удачной.

Скончалась великая княгиня в апреле 1503 г., за два года до смерти мужа.

Уже в наше время по останкам Софьи Палеолог эксперты-криминалисты сумели восстановить ее скульптурный портрет. Теперь мы можем видеть, что вторая жена Ивана III была женщиной с точеными чертами лица средиземноморского антропологического типа, волнистыми волосами, на которую поразительно похож Иван Грозный. Что, впрочем, неудивительно, ведь она является его родной бабушкой.

1806 год. Объявление Наполеоном континентальной блокады Англии

-3

Евросоюз, вводя санкции в отношении Беларуси и России, забывает исторические уроки континентальной блокады Наполеона, империя которого в начале ⅩⅨ века имела размеры, сопоставимые с сегодняшним ЕС.

Вознамерившись экономически удушить Англию, Бонапарт объявил ей жесточайшую блокаду. С этого дня союзным с Францией и подвластным ей государствам запрещалось вести торговлю и поддерживать почтовые и другие отношения с Лондоном. Собственно, и на Россию в 1812 г. Бонапарт напал за то, что она, по его разумению, нарушила навязанное ей Тильзитским миром обязательство поддерживать эту блокаду. Наполеон лелеял мечту победить ненавистное ему островное государство, завоевать мировое господство, захватить главную английскую колонию — Индию. А для этого следовало подчинить Россию и использовать ее огромные ресурсы.

«Предположите, что Москва взята, Россия повержена, и тогда достаточно коснуться Ганга французской шпагой, чтобы обрушилось все здание Англии», — заявлял Наполеон.

Блокада навредила прежде всего самой Франции. Ее судостроение и многие экспортно ориентированные отрасли, вроде производства льна, либо пришли в упадок, либо вовсе были закрыты. Цены на основные продукты питания выросли в большинстве стран континентальной Европы.

1877 год. Томас Эдисон впервые представил свой фонограф

-4

Поражена была не только публика, но и сам изобретатель-самоучка. «Никогда в жизни я еще не был так ошеломлен. Я всегда боялся вещей, которые работают с первого раза», — признался Эдисон.

Вскоре устройство для записи и воспроизведения звука было названо «величайшим открытием века», а его создателя окрестили «волшебником из Менло Парк».

Прибором Эдисона давно уже никто не пользуется, да и запись на нем не могла превышать четырех минут. Но именно это любимое детище изобретателя сохранило для нас голоса Энрико Карузо и Льва Толстого. И именно на основе первого фонографа были потом созданы граммофон и патефон.

1910 год. Торжественное освящение костела святого Симеона и святой Елены в Минске

-5

Знаменитый Красный костел был возведен за счет пожертвований известного белорусского политического и общественного деятеля конца ХIХ — начала ХХ века Эдварда Войниловича. Имена святых Симеона и Елены храм получил в память двух рано умерших детей Войниловича. Сначала от гриппа испанки скончался 12-летний Сымон, а затем от той же болезни накануне своего 19-летия умерла Елена. По легенде, внешний вид святыни Елена увидела незадолго до смерти во сне и зарисовала.

Войнилович просил у городских властей участок земли, право самому дать название храму и невмешательство в дела стройки, в которую сам дворянин вложил 300 тыс. рублей. 25 сентября 1906 г. первый камень на месте строительства нового храма торжественно освятил ксендз Михалкевич. Красный кирпич и черепицу для храма везли из Польши. Поляком был и архитектор — Томаш Пайздерский. Витражи в храме создавал краковский художник Франтишек Бруздович, а алтарь, интерьеры и скульптуры — варшавский скульптор Зигмунд Отто.

Осенью 1908 г. основные строительные работы были завершены. В 1909 г. на главную башню костела были подняты три колокола: «Михаил», «Эдвард» и «Симеон». А год спустя, 21 ноября, в честь небесных покровителей детей Войниловича — святых Симеона и Елены — архиепископ Ключинский освятил храм. Вместе с балконами и хорами он вмещал до полутора тысяч человек.

В 1932 г. костел был закрыт. В дальнейшем здесь размещались Государственный польский театр БССР, киностудия, Дом кино и Музей истории белорусского кино. 21 ноября 1990 г, в день своего 80-летия, Красный костел был возвращен верующим. А 11 июня 2006 г., через 78 лет после смерти Эдварда Войниловича, была исполнена последняя воля усопшего: его прах захоронили возле костела, рядом со статуей Христа, благословляющего Минск.

1953 год. Вина в СССР вновь стали выпускаться под своими старыми наименованиями

-6

До этого, на протяжении трех лет, вина вообще не имели названий и продавались под номерами.

Отдыхая в 1950 г. на Черноморском побережье Кавказа, Сталин узнал, что в Грузии имеется более 138 сортов винограда. Вождь решил, что это многовато и увеличение количества сортов тормозит промышленное изготовление вина для нужд рынка. Он предложил иметь 25–30 сортов, но наиболее ценных и массовых, укрупнить купажи и выпускать вина под общей маркой «Грузинское вино» с присвоением каждому типу соответствующего номера. Так, вместо широко известного наименования цинандали на бутылке появилась этикетка «Грузинское вино № 1 белое». Мукузани было заменено на «Грузинское вино № 3», чхавери — на номер 11, хванчкара — на номер 20 и т. д. Чтобы купить, скажем, бутылку салхино, требовалось вначале узнать, под каким номером его выпускают.

Руководство министерства пищевой промышленности СССР, вынужденное выполнять это несогласованное с ним постановление правительства, находилось в недоумении. Ведь названия винам давались издавна, они легко запоминались и ко многому обязывали виноделов. Чтобы та или иная марка получила признание, должны были пройти годы. Зарекомендовавшие себя марки высоко ценились, ими гордились виноделы, сумевшие добиться их популярности. И вот эта многолетняя традиция в столь тонком деле неожиданно обрывалась.

Время показало, что решение вождя сократить чрезмерное количество сортов винограда и выпускаемых марок было оправданно. Рынок стал получать значительно больше вин превосходного качества. Виноделие в Грузии все больше переводилось на промышленную технологию. А вот замена наименований вин номерами была ошибкой. Потребители как внутри страны, так и за рубежом, несмотря на рекламу, отнеслись к новшеству отрицательно. И вот с ноября 1953 г. ошибку исправили — вина вновь стали выпускаться под наименованиями.

Смотрите также: