Найти тему
REX

Алиев «дожимает» Пашиняна

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, отвечая на вопрос, как в Кремле восприняли заявление премьер-министр Армении Никола Пашиняна на церемонии открытия осенней сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ в Ереване о «намерении Азербайджана развязать войну против Армении», отметил, что «не знаком с такими заявлениями на государственном уровне Азербайджана». По его словам, «мы слышали совсем другие заявления руководства Азербайджана, в которых говорится как раз о завершении одного этапа необходимости выхода и готовности к заключению мирного договора». Если более конкретно, то слова Пашиняна прозвучали в следующей редакции: «Крайне подозрительно выглядит то, что на официальном уровне в Азербайджане Республику Армения стали называть Западным Азербайджаном. Этому учат в школах и университетах. Нам кажется, что ведется подготовка к развязыванию новой войны, новой военной агрессии против Армении, это является одним из главных препятствий на пути продвижения мирной повестки».

Это - серьезная коррекция в позиции Еревана относительно новых военных угроз со стороны Баку. Раньше, как заявлял посол Армении в ЕС Тигран Балаян, Ереван усматривал «непосредственную угрозу азербайджанского вторжения на юге Армении из-за так называемого Зангезурского коридора. Американский аналитический центр Stratfor, разделявший такую версию, указывал на заявление президента Азербайджана Ильхама Алиева о том, что «условием комфортного проживания армян в Армении является то, что Ереван должен принять требования Баку о транзите через Зангезурский коридор». Он также пригрозил «решить этот вопрос силой» или несогласием признавать территориальную целостность Армении.

Иллюстрация: REX
Иллюстрация: REX

В то же время повышенную нервозность на этом направлении проявлял и Иран, заявляя, что существует фактор возможного изменения международных границ на Кавказе, особенно между Ираном и Арменией. Но по большому счету озабоченность Ирана не была вызвана перспективой прямой связи между Азербайджанской Республикой и нахичеванским эксклавом, а с возможными геополитическими изменениями в регионе в контексте начавшейся в регионе «большой игры» с участием таких внешних игроков, как Турция, Израиль, Европа и США. Поэтому он рассматривает создание Зангезурского коридора как проблему, выходящую за рамки доступа Азербайджана к нахичеванскому эксклаву, и полагает, что этот коридор обеспечит прямой военный доступ Турции, члену НАТО, к Кавказу и Каспию.

Ещё по теме

Баку решил снять эту проблему, заявляя, что отказывается от идеи создания Зангезурского коридора через юг Армении, так как существует возможность обеспечения альтернативного маршрута в Нахичевань через территорию Ирана. Так он давал понять, что у него «исчезает смысл нападать на Армению», и что готов подписать мирный договор с Арменией. Итогом такой комбинационной «игры» Азербайджана стало то, что Армения лишилась иранского «тыла» и ее стали активно вводить в формат «3+3» (Россия, Иран, Турция, Азербайджан, Армения и Грузия) для решения проблем региональной безопасности без участия Запада с общим восприятием ситуации с Россией, Ираном и Турцией.

В таких условиях Пашинян решил перенести дуэль с Алиевым на европейскую площадку, актуализируя дискуссию по так называемому Западному Азербайджану. В данном случае важно иметь в виду, что в первоначальном толковании эта политическая концепция, которая используется в Баку в основном для обозначения территории Армении, содержала призыв «возвращению азербайджанцев на эти земли», где они проживали до карабахского конфликта и создание автономной республики на территории Армении. Кстати, так в переговорный процесс с Ереваном стала вводиться проблематика анклавов, а не территориальные претензии Азербайджана к Армении. Но Ереван начинает придавать этому фактору геополитическое значение. Связано это с тем, что Пашинян, подписав в Праге при посредничестве ЕС соглашение о признании территориальной целостности Азербайджана, так и не дождался аналогичной реакции в свой адрес со стороны Азербайджана.

Выход из ситуации возможен в возобновлении переговорного процесса по мирному договору между Азербайджаном и Арменией. Алиев заявляет, что «мы ждем от Армении ответа на наши комментарии к предложению». По его словам, «несколько раз мы обменивались предложениями по проекту мирного договора, но теперь мы ждем более двух месяцев с 11 сентября, чтобы правительство Армении ответило нам. Хотим узнать их мнение по этим комментариям. Но ответа мы так и не получили». Правда, содержание этих предложений остается неизвестным. Но, судя по всему, проблемы Пашиняна стали сводиться уже к необходимости сохранения армянской государственности, что является новым политическим качеством складывающейся ситуации. Именно в таких условиях Ереван стал обозначать активный дрейф в сторону Запада, отдаляясь от России, вводя проблемы в отношениях с Азербайджаном в контекст западной политики в регионе. Но, как считают многие армянское эксперты, Пашинян, теряя Россию как союзника, вряд ли приобретет союзников на Западе. В итоге может случится так, что Алиев переиграет Пашиняна и на западном направлении, заставив Запад вынудить Пашиняна подписать мирный документ в «нужной редакции», ведь все видели, чем завершились гарантии безопасности, данные Западом в вопросе Нагорного Карабаха.

Естественно, что Ереван в данной схватке будет в этом снова обвинить Москву и ОДКБ, которые якобы не защитили своего «союзника» и вовремя не пришли на помощь. Но, как говорится, «кому суждено быть повешенным, тот не утонет».

Автор: Тарасов Станислав