Найти тему

Германия — Израиль — Россия. Плюсы и минусы воспитания

Оглавление

Две мои подруги недавно эмигрировали. У каждой — семья с двумя детьми. Таня уже год живёт в Мюнхене, где с сыновьями воочию наблюдает принятые в бюргерских землях традиции воспитания. Ольга с мужем и дочками живёт в Беэр-Шеве и изучает правила семейной жизни в земле обетованной. Девушки поделились своими наблюдениями о воспитательных стратегиях за пределами России.

Автор: Анна Матюхина
Автор: Анна Матюхина

Девушки, приветствую! Расскажите о своей семье. Как долго каждая из вас в другой стране?

Таня: В Германию мы переехали ровно год назад, всей семьёй и разом, нас — двое родителей и двое детей, 6 и 9 лет.

Оля: Мы в Израиле — с ноября, то есть уже 8 месяцев. Переехали семьёй из 4 человек. У нас с мужем двое дочерей 10 и 12 лет.

Если представить себе толпу на улице, где много родителей и детей, в Москве, в Мюнхене и в Беэр-Шеве, какие будут различия?

Таня: И Москва, и Мюнхен — очень интернациональные города, на данный момент в Мюнхене почти треть населения составляют неэтнические немцы. Так что можно походить и повыбирать любую толпу на любой вкус. Если сравнивать толпу коренных местных жителей, то московские родители будут громче, именно громче, общаться со своими детьми: увидев своего ребёнка, могут окрикнуть его, может, даже гаркнуть. Немцы либо тихо подойдут к своему ребёнку, либо терпеливо дождутся, пока сам подойдёт, и будут тихо общаться. Также немцы очень консервативны. Как были придуманы баварские национальные наряды, так они до сих пор могут просто ходить в них по улицам, и это может быть нарядом для ребёнка в школу. В Москве мы вряд ли встретим человека в кокошнике просто так, без праздника или другого повода.

Мюнхен, смотровая площадка Олимпийского парка
Мюнхен, смотровая площадка Олимпийского парка

Оля: Во всём Израиле, в том числе и в Беэр-Шеве, толпа с детьми — это адски громко орущее нечто, что-то жующее. Обязательно семьи полные: то есть и мамы, и папы, и при них несколько детей. Здесь принято иметь троих и более детей, двое или один — гораздо реже, как мне кажется. И это я говорю про обычные семьи, не религиозные (в них вообще собьёшься со счёту всех считать. Наверное, даже родители не всегда помнят, сколько там детей). И ещё папы — полноценные участники семейных движух. Дети сидят у них на шее или идут с ними за руку. В России же папы часто, даже если и гуляют с семьёй, то как-то отстранённо, а все действия выполняет мама.

Городское праздничное гуляние в Беэр-Шеве, 2022
Городское праздничное гуляние в Беэр-Шеве, 2022

На ваш взгляд, какие основные принципы воспитания детей в Германии и в Израиле?

Таня: До определённого возраста главным принципом воспитания является «не навреди», и, наверное, «не переусердствуй». В начальных школах учителя стараются привить любовь к учёбе больше, чем дать как можно больше знаний. Как можно тщательней объяснить явление, его причины и связи. Правда, временами, и это случается часто, дети чувствуют слишком много свободы и могут сорвать урок, так как воспитание манер, уважения к чужому труду появляется значительно позже. Таблицу умножения заканчивают изучать к концу начальной школы, это 4 класс.

Оля: Ничего не запрещать, не напрягать с учёбой и не наказывать. Но есть большая разница в том, про какие семьи говорить. В русскоязычных семьях всё-таки зачастую сохраняются принципы нашего советского воспитания, несколько модернизированного под местные условия.

Читайте также: Жена, мать, «заступница»: жизнь и принципы воспитания Виктории Разнициной

Как думаете, в российском, немецком или израильском воспитании больше запретов?

Таня: Сложно сказать, запретов хватает и там, и здесь. Просто дети из разных стран знакомятся с ними в разном возрасте. Например, в Германии есть понятие невиновности детей до 7 лет. Если какой-то ребёнок разбил вам окно, то на этот случай у вас должна быть страховка, иначе ремонт — из вашего кармана. Ну, и сами понимаете, это же малыш, который не понимает!!! Но с 14-летнего можно потребовать штраф из его собственного кармана или отправить его на общественные работы за причинение ущерба.

Оля: В России больше условностей поведения: того не делай, так не говори, так нельзя. Израильские дети — более простые в жизни, не обременяют себя такими сложными условностями, здесь нормы поведения гораздо проще. Для нас это выглядит зачастую как более наглое поведение, но для местных это нормально.

На пляже в Ашдоде, 2022
На пляже в Ашдоде, 2022

Насколько местные жители спортивны, и в приоритете ли спорт у подрастающего поколения?

Таня: Возможность заниматься спортом тут — на каждом шагу: спортивные площадки — баскетбольные, волейбольные, столы для тенниса. Очень много бегунов на улице и, конечно, велосипедистов. Но серьёзных, профессиональных спортивных секций наподобие СДЮШОР крайне мало, попасть очень сложно, места распределены на год вперёд. Поддержание себя в особой физической форме — да, но спортивных достижений и успехов — скорее нет.

В музее BMW в Мюнхене, 2022
В музее BMW в Мюнхене, 2022

Оля: До недавнего времени спортивное движение было не очень развито, насколько я знаю. Но сейчас идёт активная пропаганда ЗОЖа. В среднем, бегунов на улице встречаешь с такой же частотой, как и в России. Детских спортивных секций куча. Основное различие — тут нет стремления сделать из детей чемпионов, поэтому, наверное, уровень секций пониже, но я не скажу, что это плохо. Тут занимаются, чтобы получить удовольствие, а не ломать жизнь спортом. Ну или это просто большая деревня, поэтому нет таких серьёзных секций, где могут вырастить чемпиона.

Ваши дети пошли в местную школу. Что им там больше всего нравится по сравнению с московской?

Таня: Сравнить может только старший сын. Учебная жизнь в Германии более разнообразна. Уже в начальной школе класс может выезжать в походы с ночёвкой, выходить во время урока в поля для сбора гербариев, день провести в библиотеке вместо уроков. Но учителей в школах катастрофически не хватает: за год может смениться много педагогов. Поэтому подача материала может быть очень скачкообразной.

Оля: В местной школе дети сразу заметили, что все гораздо добрее. Но, пожалуй, это единственный плюс. Могу точно сказать, что слова «израильские дети» и «дисциплина» точно с разных планет. Дети орут, дети болтают, дети едят — это всё во время уроков, я уж молчу про то, что во время перемен происходит. Ну и уровень знаний, который здесь даётся, для нас является очень низким. Начальная школа заканчивается шестым, а не четвёртым классом. Оба моих ребёнка откровенно скучали на математике, так как отставание местной школы от российской программы — как минимум год.

Читайте также: Выйти замуж в 93 года: секреты любви и красоты от Александры Поляковой

Ваши дети — уже подростки, есть ли разница между подростками в России, Германии и в Израиле?

Таня: Мои — пока ещё нет. Но подростки в Германии — это, наверное, 18 лет. Средний возраст окончания университета — 26 лет. Это если не делать особо пауз во время учёбы, не оставаться на второй год, хотя здесь в этом нет ничего зазорного.

Оля: В Израиле подростки более инфантильные. Мои дети гораздо более развиты в плане интересов, знаний (но это ещё и вопрос к местной системе образования).

Дома в Бэер-Шеве, 2023
Дома в Бэер-Шеве, 2023

В каком возрасте немцы и израильтяне заводят семью? Случаются ли студенческие браки?

Таня: Может, и случаются. Но это очень нестандартная модель поведения. В основном, только после 30 они начинают работать и заводить семью. Но и пенсионный возраст тут — 67 лет.

Оля: Не могу дать ответ на этот вопрос, как-то ещё не приходилось сталкиваться.

Можете ли назвать одно преимущество немецкого и израильского воспитания по сравнению с российским и один его большой минус?

Таня: Плюс в том, что есть возможность получать образование разнообразно и без стресса. Если у ребёнка есть проблемы с восприятием информации, то есть возможность её повторить. А минус, считаю это очень важным для себя, — отсутствие мотивации учиться, целенаправленности. Появляется эта целенаправленность только в том случае, если после начальной школы ученик может поступить в гимназию. Это самая перспективная разновидность средней школы, туда попадают только 12 % учеников, которые нацелены на получение знаний, поступление в вуз.

Оля: Большой плюс, но зачастую он же и минус, — детей растят уверенными в себе. Минус — чрезмерность этой самоуверенности. Наверное так. Не хватает каких-то ограничений, что ли. Местные подростки — это не самое приятное зрелище.

Зависит от обстоятельств, и всё же, как вы думаете, в России, в Германии или в Израиле лучше условия для родительства?

Таня: Безусловно, в России. В Мюнхене катастрофически не хватает мест в детских садах. И даже в частный сад тяжело попасть. Декрет короткий, 8 недель после родов. Группы продлённого дня встречаются редко и не в каждой школе. Школа заканчивается рано, чаще всего дополнительные занятия, секции идут в дневное время. Ну, а немецкие бабушки — хвала всем российским бабушкам — выходят на пенсию в 67 лет, и не факт, что прекращают работать, да и вообще не очень готовы и хотят сидеть с внуками. А ещё, как и в Америке, горячих обедов в школах нет. Ланчбокс с собой каждое утро. Да и такой, чтобы не протух, так как не везде есть столовые с холодильниками и микроволновками.

Оля: Не могу ответить объективно, мой израильский опыт ещё слишком мал. Здесь обожают детей, им всё можно. Возможностей для будущего детей, наверное, в Израиле больше. Отсюда проще поступить в университет в другую страну, если есть такое желание, ибо местное образование неплохо котируется. Местные школы устроены по принципу: хочешь учиться — на, учись, вот тебе знания, не хочешь — сиди и получай свою справку, что ты учился.

Больше статей на сайте МЕДИА ДЛЯ МАМ Liberty

Канал 3 moms на YouTube

Мы в telegram Мы в vk