Или бизнес в стиле «Американские горки»
Лирическое вступление. Завязка.
Бизнес зал авиакомпании S7, наполненный людьми. Легкий снегопад начинающейся зимы засыпает ярко-зеленые самолеты. Мы сидим с Леной за столиком для двоих у самого окна. Устали. За плечами два перелета по 8-9 часов, впереди третий - Москва - Новосибирск. Вокруг много людей, шумно. Много служивых. Честно говоря, нету ощущения премиальности зала. Неторопливая женщина с южными корнями пришла убрать наш столик после второго обращения к администратору. Все это разительно отличается от того, что мы наблюдали последние несколько дней, проведенных в Гонконге. Там практически все, кого мы встречали на своем пути, приветливо предлагали свою помощь и неустанно сопровождали наши потребности и задачи, а мы умудрились посетить за три дня много мест - и выставку, и город, и Диснейленд, и фуникулер. Мы даже удивлялись, откуда у тамошнего люда столько энергии и позитивного заряда. Как объяснить такое разительное отличие сервиса в Домодедово и в Гонконге? Чтобы разобраться, давайте начнем с самого начала.
Попасть на международную косметическую выставку в Гонконг хотелось давно. Это одна из самых крутых площадок, где представлены передовые международные достижения в косметике и коcметологии. Но организовать поездку из Новосибирска не так-то просто. Есть несколько препятствий. Первое, оно же главное и самое трудное, надо куда-то сбагрить детей. И не просто сбагрить, но организовать системное бесперебойное посещение всех плановых занятий - школа, детский сад, секции, доп. кружки. Тут себя то организовать для международной поездки не получается. Буквально на днях от нас ушла очередная гувернантка. Короче засада. Но! Усилием воли удалось организовать дома штаб по управлению подрастающим поколением с привлечением родственников, друзей, бизнес помощника и пары автонянь. С этим справились.
Следующая головоломка. Как попасть в Гонконг? Прямых рейсов на момент поездки не было не то что из Новосибирска, даже из Москвы. Рейс через Пекин на эти даты предполагал пересадку за 1,5 часа. Очень рискованно учитывая Китайский уровень бюрократии. В итоге маршрут был построен по следующей схеме: Новосибирск-Москва-Дубаи-Гонконг. Сутки в пути. Не для слабонервных. Слава богам, этот маршрут предстояло преодолеть без детей! Но и это еще не все! За несколько дней до начала операции «Wonder Cosmetics», Лена улетела со старшей дочкой на танцевальный конкурс в Москву. Дочь должна была вернуться, а Лена встретить меня уже в Москве. В результате, на протяжении нескольких дней до отлета я подвергался безжалостным подколам, напоминаниям и тирании на предмет того, что опаздывать на рейс - плохо. Стоило один разочек в далеком 19-м году проспать рейс, и вот теперь пожизненно приходится носить клеймо злостного опоздуна и разгильдяя. Ну ладно, это терпимо. Все равно недалеко от правды. Пунктуальность - не мой конек.
Помимо всей этой суеты, много мелких вопросов было с китайскими розетками, платежными системами, обменом валюты, местным мобильным интернетом и прочими радостями международных приключений. Если хотите узнать все секреты и лайвхаки того, как грамотно посетить Гонконг и не тратить время на всякую рутину типа мобильного интернета, читайте статью до конца.
Остро стоял вопрос проживания. Чтобы вы понимали, цены на захудалые квартирки типа комнаты с кушеткой в городе начинаются от сотни баксов США за сутки. Что делать респектабельной паре молодых предпринимателей, если хочется ну хоть немного комфорта? Кстати в конце статьи я дам полный расклад по деньгам, чтобы было представление сколько стоит сгонять на отдых в Гонконг. С жильем нам повезло. Очень грамотным решением стало остановиться в Мариоте на острове Чек-Лап-Кок, в непосредственной близости от аэропорта. Туда даже специальный автобус-шатл ходит каждые пол часа совершенно бесплатно. Там же рядышком находится Экспоцентр. Все на одном пятачке.
Прибытие. Первые приключения.
Как только мы покинули аэропорт, сразу стало понятно, насколько высокая интенсивность жизни местного общества. Продемонстрирую на примере. Как-то вечером я пошел вниз, чтобы оплатить завтрак. Гостиница огромная. На этаже номеров сто. Нам, как специально, дали самый дальний от лифта. Каждый раз, выходя из номера, возникало желание поймать такси, чтобы доехать до лифта. Предыдущий раз такой опыт у нас был на отдыхе в Египте, где нам дали номер за полтора километра от центрального здания гостиницы - видимо у нас на лице написано, что мы любим подальше. Но в тот раз хотя бы микроавтобус ходил. В Гонконгском Мариоте микроавтобуса на 8 этаже не было. Только мягкие ковры. Приходилось тренировать ноги.
Итак, придя на ресепшн, чтобы оплатить желанный завтрак, в тапочках и чуть ли не в халате, я встретил группу стюардесс и пилотов, человек эдак в 30. Видимо, крупный рейс. Администратора - всего четыре парня, которые в мыле пытаются перемолоть этот поток. И такое в отеле повторялось чуть ли не каждый вечер. Как-то раз, я по обыкновению, стоял в очереди, опять же в тапочках и в халате, наблюдал в очереди затраханных родителей, которых доедали трое шебутных шалопаев. Про себя я в который раз восхвалял мудрость Будды, что мы поехали без детей. Но чувство братской родительской солидарности взяло свое. Я уступил многодетным ребятам место в очереди и продолжил в халате ждать счастливую возможность оплатить завтрак. Другой раз, в такой же ситуации, меня сильно напрягли два стильных щеголя в красивых поло и с кожаными модными рюкзачками, которые прошли мимо очереди. Я даже сказал что-то вроде «Excuse me sir…», в ответ на что получил указательный перст направленный на табличку "VIP guests". Тут не поспоришь, я тоже всегда рад приоритетной посадке в бизнес классе. Привилегии - штука очень важная и правильная.
В первый же вечер по прилету, несмотря на 24 часа в дороге и зашкаливающий уровень измотанности от перелетов, переходов и тому подобного, мы как в попу ужаленные, ринулись в город на набережную, посмотреть знаменитую аллею звезд. Впереди было много работы на выставке и не факт, что потом такая возможность могла представиться. С удивлением мы обнаружили, что столь удобное месторасположение гостиницы относительно аэропорта (10 минут на Шатле) имеет свои минусы. До города на метро ехать было около полутора часов. Благо от Мариота каждые пол часа ходил автобус до местной узловой станции Тон-Чонг на острове Лан-Тао. Но все же мы успели практически на закате посмотреть на набережную. Зрелище неописуемое. Красиво! А вот на обратном пути наш авантюризм нас подвел. На шатл до гостиницы мы опоздали. Пришлось ловить такси.
Следующие пару дней мы провели как гончие в мыле обходя бесконечные павильоны выставки Cosmoprof и Сosmopack. Мы пропустили один день из-за неудобных перелетов и успели обойти всего два павильона из 8. Представляете, восемь павильонов, каждый размером с пару футбольных полей! Колоссальное количество экспонентов со всех уголков Китая, Кореи, Японии, даже из Европы. Была кстати и одна крупная компания из России. В общем, кто делает в России бизнес - обязательно посещайте международные выставки. Если вы хотите быть в тренде международных веяний, технологий, моды, если хотите вывести бизнес на новый уровень, то вам надо ехать! Опять же, бюджет посещения такого мероприятия озвучу ближе к концу очерка.
Забавный эпизод случился на второй день, когда совершенно невзначай в лобби отеля мы узнали от коллег, что вторая часть - Cosmoprof - расположена не рядом с аэропортом, а в международном Экспоцентре в центре города. На такси - час езды. Три сотри местных баков, что в переводе на деревянные около трех с половиной тысяч. Подробно останавливаться на выставке не буду, так как это специфическая информация, кому интересно - ждите подробный сюжет на ютубчике на нашем канале KOROLKOVA Beauty в разделе «Путешествия».
А вот что интересно, на второй день выставки нам удалось быстро пробежать основные стенды и пораньше слинять. Выигранное время было с пользой потрачено на катание на паромах и на канатную дорогу. Кайфанули на славу! Быстро, на бегу, скомкано. Но все же! На канатке нам особенно повезло. Мы попали почти в последний вагон на исходе дня. Зато узрели лучи заходящего солнца, осветившие гигантского Будду. Зрелище захватывающее! И как выяснилось позже, нам посчастливилось попасть на фуникулер без очереди, которая в выходные достигает сотни человек и пары часов ожидания. Вот такая захватывающая история.
Сказочный мир и гениальный маркетинг.
Думаете все? Где обещанный бюджет? Не тут то было. Финальный день мы умудрились потратить на Гонконгский Диснейленд. Хоть он и самый маленький из шести парков по всему миру, но от этого не менее интересный. И к тому же для россиян - самый доступный. Попасть в Париж, Америку или в Токио нынче проблематично. В Гонконг - пожалуйста, даже виза не нужна. Отправиться в мир детских забав была идея жены. Я не был в восторге. Однако последнее время я, видимо, прочитал слишком много психологических книжек, где говориться о том, что нужно заботиться о внутреннем ребенке. Лена проницательно разглядела эту мою слабость и удачно сыграла на таком уязвимом месте в психологии взрослого альфа-самца (вы понимаете, о ком я). Короче опомниться я не успел от выставки и Гонконга, а мы уже фотались на фоне веселых ребят в костюмах Микки-мауса и катались на паровозиках.
Если хотите подробный рассказ как это было, то еще раз отправляю тебя, дорогой читатель, на наш ютуб канал - сюжет будет обалденный. Вкратце скажу, что было и вправду весело. Уровень роботизации, интертеймента, обработки целевой аудитории и поставленный на поток мехнизм по отжиму бабла просто поражает. Я, как бизнесмен, был просто восхищен!
Вот вам подробности. Если ты предприниматель или маркетолог и читаешь эти строки, то немедленно собирай монатки и езжай в Диснейленд! Завтра, в крайнем случае - послезавтра. Там есть чему поучиться! Несмотря на получасовые очереди на каждом аттракционе, люди радуются и покупают всякие ушки и кепочки по 20 HKD. Проходимость парка около 5-10 тыс. человек. А в выходные, судя по всему, все 20. По моим беглым подсчетам, основанным на скорости и регулярности движения поездов на американских горках, количестве людей в очереди и других метриках, ежедневный доход парка достигает 3-4 сотни тысяч USD. Только на билетах! Не считая мерча и еды. Ушки покупает каждая девочка, и почти что каждый мальчик. В пиковые дни, вполне возможно, выручка парка может достигать и миллиона долларов США. Представляете уровень бизнеса! И говоря об уровне, я имею в виду не деньги, а технологии бизнеса. На примере Диснейленда можно наблюдать высший пилотаж по продвижению бренда, компании, собственного мира. Это гениальный маркетинг, который бесподобно создает самый привлекательный и желанный продакшн и интертеймент в мире. А грамотная инфраструктура превращает это вожделение толпы в непрерывный cash flow. Детализация процессов потрясает. Роботизированные куклы персонажей анимационных фильмов, сказочные подземелья с вагончиками, где все продумано вплоть до мелочей.
Заключение. Про деньги.
Ну и теперь, как я и обещал, бюджет. Тут все достаточно просто.
- Полторы тысячи долларов США на проживание. Около 200 USD на двоих за ночь. Думаете много? Перечитайте статью в первой части про аренду жилья в Гонконге.
- Еще примерно столько же на перелет. Тут я думаю можно будет сэкономить. Аэрофлот вроде бы запускает прямые рейсы из Москвы. Мы были жестко привязаны к датам выставки. Если у вас более гибкий график - можно поискать более выгодные варианты.
- Ну и с собой тысяча баксов США наличкой. Завтраки в гостинице 160 HKD на человека. Плюс походы в магазины.
- Канатная дорога. Около 400 HKD с человека за кабину с прозрачным дном.
- Дисней ленд. Около 800 HKD с человека за дневной абонемент. Мы ходили по парку с самого утра - часов с 10 - до позднего вечера - 9 часового мега шоу на главном замке.
В качестве бонуса, рассказываю вам основные лайвхаки. Все также очень просто.
- Для платежей в магазинах мы оформили карты Union Pay от Газпрома и Россельхоз банка. Они конечно не везде работали, но пару раз выручали. Нам даже удалось в первый же день снять с банкомата деньги с нашей карты прямо в аэропорту.
- eSim для смартфонов я оформил заранее на международном портале airallo. 19 баксов за 10 гигабайтов. Правда чтобы оплатить, нужна зарубежная карта. Позже в аэропорту Гонконга я увидел в продаже Симки дешевле по 80 Гб. Так что мобильный интернет - не проблема.
- Карта проезда в общественном транспорте Oсtopus - очень удобная. Купили тут же в аэропорту. Она работает в метро, в автобусах, на паромах. Стоит 200 HKD (около двух с половиной тысяч рублей), из них 50 - залог, который вам могут вернуть. В принципе, этой картой даже в некоторых магазинах можно рассчитываться. Хотя мы не пробовали. Мы за четыре дня интенсивных поездок почти всю выкатали.
Желаю вам успехов! Если мой очерк был вам интересен, ставьте лайки и делитесь с друзьями! Буду премного благодарен!