Недавно мы рассказали об открытии в Орешниках отреставрированного памятника павшим воинам Великой Отечественной войны. Было много гостей. Кто-то высказал вслух недоумение, кто-то подумал: зачем делать это в деревне, в которой проживает около десяти человек? Вроде бы экономическая нецелесообразность очевидна. Вот только сами жители, уроженцы Орешников, приехавшие на торжественное отличие, от всего сердца благодарили директора ОПХ "Солянское" Якова Яковлевича Энгеля, инициатора обновления памятника. Событие стало поводом вспомнить жизнь села в былые годы.
"Миллионер» собирает народ
Людмила Тимофеевна Перфилова родилась в этой деревне. История её родителей характерна для многих односельчан.
Мать Вера Петровна Матяш родом из Спасовки. Там подростком она трудилась в годы Великой Отечественной войны. На третье отделение Камалинского опытно-производственного хозяйства (так назывались Орешники до 1977 года) пришла по старой железной дороге в 1953 году вместе с подругой Альбиной Глушковой устраиваться дояркой.
Отец Тимофей Анисимович Перфилов родился и призывался на фронт из Ирбейского района. Вернулся домой без руки. Поиск работы его также привёл на третье отделение. В пятидесятых годах прошлого века деревня славилась, хозяйство было «миллионером».
В 1957 году Вера и Тимофей создали семью. У них родились сын Сергей и дочь Людмила. Мама рассказывала дочери, что изначально жили в маленьком домике на две семьи. Перегородка была тонкой, из досок. За стенкой ютились три одинокие женщины. Людмила родилась, когда Перфиловы заселились в построенный хозяйством барак на четыре семьи. Очень дружно жили с Иваном Кирилловичем и Марией Фёдоровной Воробьевыми, которые воспитывали троих детей.
Во дворе было много стаек. «Не встретить такой семьи, у которой не было бы коровы, – вспоминает Людмила Тимофеевна. – Держали овец, хоть по одному поросёнку, кур, уток. Гуси переполняли небольшой пруд посреди деревни. Сажали много картошки. Во-первых, семьи большие, во-вторых, нужно кормить скот».
От печей до водопровода
Жизнь в деревне кипела. Была начальная школа-четырёхлетка, библиотека, магазин, клуб с большой печкой, которую топили дровами. В клубе показывали кино, проходили собрания, утренники для детей, вечера для взрослых. Примерно в 70-м году выстроен новый клуб с конторой в одном здании. В нём уже было отопление, кочегарка, отдельно кинобудка. Под руководством управляющего Виктора Максимовича Макаренко жители разбили сосновый парк, в нём определили место для волейбольной и танцевальной площадок.
Бараки, маленькие домики со временем совхоз сносил, возводил новые двухквартирные дома. Последние четыре с водопроводом, септиком были построены в 1987 году. Быт сельчан улучшался.
Начиная с пятого класса, учеников возили в школу в Солянку. Неделю они жили в интернате. На всю жизнь в памяти Людмилы Тимофеевны осталась телега с будкой, летом на колёсах, зимой на санях. В 70-е годы её сделали мужчины своими руками. На ней и добирались дети в Солянку. Называли её «Наша электричка».
Сначала вручную, позже – аппаратами
Когда Вера Матяш устроилась на третье отделение дояркой, животноводы всё делали вручную. Коров доили три раза в день. В группе было по 18–20 голов. Утренняя дойка начиналась в пять часов. В летнее время стадо отгоняли на выпасы за шесть километров от деревни в Кожанов лог (раньше там была заимка Кожанова). Женщины жили в вагончиках. Молоко охлаждали в рядом протекающем ручье. Выходные давались строго по графику, на группу вставала подменная доярка. За продуктами ездили, а чаще ходили в деревню. Бригадиром был Василий Иванович Макаренко.
Передовых доярок награждали ценными подарками. В 1956 году Веру Петровну и Альбину Ивановну Глушкову (выйдя замуж, она стала Ташлыковой) поощрили путёвками на ВДНХ. В то время сельские жители не имели паспортов. Для поездки в Москву девушкам в сельсовете выдали справки, удостоверяющие личность. Бригадир дойного гурта Мария Дмитриевна Соловьёва была делегатом партийного съезда.
Со временем на фермы пришла механизация. Появились доильные аппараты. Отдельно было построено родильное отделение. Воду возили в бочках на специально оборудованной телеге, запряженной в лошадь. Водокачка была в конце деревни.
Куда ни глянь – зерновые
Многие мужчины были заняты на полеводстве. После войны были выкорчеваны все небольшие околки в округе. «Поля засевали так, что нигде не было видно пустого места», – говорит Людмила Тимофеевна. Тот же сосед фронтовик Иван Кириллович Воробьёв до самой пенсии проработал на гусеничном тракторе. Сын вдовы Екатерины Евстафьевны Герасимовой Иван тоже трудился механизатором. Приехавший в деревню в пятидесятых годах Михаил Кириллович Бабахин начинал работать пастухом. Затем выучился на механика. Трудился механизатором, механиком отделения, бригадиром полеводческой бригады, бригадиром на животноводстве.
Младшая дочь Воробьёвых Вера получила специальность зоотехника, познакомилась в Красноярске с будущим мужем Леонидом Сержиным и вместе с ним вернулась на малую родину. Леонид Александрович трудился трактористом.
Отец Людмилы Тимофеевны, несмотря на отсутствие руки, приспособился запрягать лошадь, косить, копать землю и ещё много чего выполнять. С каким трудом ему всё давалось, знал только он один. До конца своих дней проработал в животноводстве.
Жизнь продолжается
Былая слава деревни осталась только в памяти. Из трёх длинных улиц сохранилась одна – Солнечная, с несколькими заселёнными домами. Но недаром говорят, что там, где человек родился, остаётся его энергетика. Того, кто здесь когда-то жил, тянет на родину. Вот и Людмила Тимофеевна признаётся, что с возрастом всё больше и больше. Она после окончания школы поехала получать профессию в Зеленогорск, там и осталась. Время от времени приезжает сюда погостить у подруги.
Многие разъехались, когда не стало производства. Михаилу Кирилловичу Бабахину дети купили в Зеленогорске квартиру. Но он до конца своих дней всё лето проводил в деревне. Его дом до сих пор стоит, даже на окошках висят занавески.
Год назад из Подмосковья через 50 лет после отъезда навещала родные края Галина, дочь Надежды Макоткиной, со своей дочерью Ниной. Они остановились у Андрея Ивановича Варенникова. Сейчас Андрей Иванович проживает в Новой Солянке, родом из Орешников. Его родители Иван Васильевич и Татьяна Петровна приехали в деревню в 1956 году. Отец всю жизнь работал механизатором, мать – некоторое время дояркой. На памятнике павшим в годы Великой Отечественной войны выбиты имена двоих родственников из этой семьи: Петра Ивановича и Алексея Ивановича Якубенко. Из шестерых, ушедших из этой семьи на фронт, никто не вернулся домой.
Старшее поколение завещает детям упокоить их в Орешниках. Деревня уменьшается, а погост разрастается. Вот и Вера Петровна Перфилова, последние 15 лет прожившая с дочерью, попросила похоронить её в Орешниках. Людмила Тимофеевна исполнила её просьбу. Она замечает: «Когда едешь на кладбище, где ещё останавливаться, как не у памятника». И добавляет: «Мы уже договорились с односельчанами, когда будем наводить порядок на могилках, будем косить траву и возле монумента».
Жизнь деревни тихая, на первый взгляд неприметная, продолжается.
Галина ТЕРЕХОВА
Фото из семейного альбома Людмилы ПЕРФИЛОВОЙ