Найти тему
Счастливые родители: Parents.ru

Ребенок-убийца: за что в СССР казнили подростка Аркадия Нейланда

Оглавление

И почему советское руководство пошло против мировой юридической системы

Утверждают, что запятую в словосочетании «расстрелять нельзя исправить» поставил лично Никита Хрущев. Советские граждане весть о казни 15-летнего мальчишки приняли с облегчением, а за рубежом стартовала целая кампания по дискредитации СССР. Чем заслужил столь суровой приговор подросток, ставший первым и единственным казненным ребенком в послевоенном СССР, и почему возникают теории его невиновности?

Воришка по прозвищу Пышка

-2

Он родился в послевоенном Ленинграде 28 января 1949 года. У его матери Анны — санитарки в онкологической больнице это был третий брак. Дважды вдова: первый муж погиб в Советско-финляндскую войну, оставив с младенцем на руках, второй сгинул в Великую Отечественную, сделав вдовой с ещё одним малышом. Выбирать не приходилось. Третий муж — пьющий работяга Владимир Нейланд был человеком тяжелым. Ютились в одной комнате в коммуналке на четыре семьи — квартира считалась малонаселенной в то время. Действительно, наполовину разрушенный город не мог вместить всех его довоенных жителей, а здесь целая просторная комната.

Владимир часто бил жену, держал семью в «черном теле»: вешал замки на дверцы шкафов, чтобы детвора не съела лишнего, поколачивал отпрысков за непослушание. Аркадий рос непростым ребенком. Отец часто выгонял детей на улицу. Голодая, они рылись в мусорных ящиках в поисках съестного. Старшие дети Анны пытались выбиться в люди: учились, потом работали, получили жилье. Но с Аркадием всегда было что-то не так…

Он рос нелюдимым, страдал от энуреза, в коллективе был изгоем. Зато нашел себя в рядах местной шпаны. Прозванный Пышкой за рыхлую фигуру, он был кем-то вроде «шестерки» и рано пристрастился к кражам и выпивке.

Школа пыталась направить ребенка на путь истинный. Поначалу Аркадий даже записался во все окрестные библиотеки, но хронически не успевал по всем предметам. Протянутую руку помощи от учителей отвергал, начал воровать у учеников.

Дома после жалоб из школы парня избивал отец, а мать не могла сладить с непростым характером сына. Он сбегал от родителей, дважды к тетке в Москву, но чаще пропадал по несколько дней или даже недель, скрываясь на чердаках и в подвалах.

«Воровать я начал с четырех, курить – с шести, в семь меня поставили на учет в детскую комнату милиции. Я мечтал вырасти и поступить работать на почту, чтобы красть денежные переводы. На эти деньги я бы ездил путешествовать», – «Московский комсомолец» приводит откровения Аркадия, записанные во время допроса.

Исключили из интерната для трудных подростков

-3

Когда парню исполнилось 12 лет, мать не выдержала и отдала его в интернат. Но и там исправить скверный характер не смогли. Парень стал изгоем: прудил в кровать и воровал. Учиться отказывался, но читать любил, особенно о путешествиях в дальние края.

Из интерната Нейланда исключили, боялись, что за скверный характер другие ребята просто убьют парня. Его решили исправить трудотерапией, мол, начнет работать – выветрится дурь. 13-летнего Нейланда с шестью классами образования отправили на завод «Ленпищмаш» в качестве слесаря. Аркадий не воспринимал взрослых товарищей всерьез и стал обворовывать коллег. Смены на заводе парень прогуливал, а потом и вовсе перестал появляться на предприятии.

Он нападал на женщин, шедших со смены. Однажды ударил кастетом рабочего, чтобы похитить часы. В послужном списке Аркадия множество «художеств», но все дела заминали из-за малолетства.

Несколько раз его задерживала милиция, а он сбегал. Накануне убийства он совершил кражу, потом разбойное нападение, серию ограблений, а затем вместе с приятелем стал готовить налет на квартиру.

От кражи к особо тяжкому

23 января 1964 года вместе с другим несовершеннолетним подельником Нейланд обворовал квартиру, подобрав ключи. Добычей стали деньги, серебряные ложки, папаха и фотообъектив. Хозяйка встретила воров на лестничной клетке и отобрала сумку с награбленным добром. Подростки деньги пропили, но милиция задержала их по горячим следам. 25 января в перерыве между допросами Нейланд, знавший, что теперь наверняка отправиться за решетку, просто сбежал из здания прокуратуры. Дома не появлялся и несколько дней отсиживался в подвалах.

«Решив избегнуть преследования со стороны органов милиции, подсудимый Нейланд задумал совершить убийство... раздобыть таким путем необходимые ему для побега средства. Убийство потерпевшей Купреевой и ее сына Георгия совершил при следующих обстоятельствах: 27 января 1964 года около 9 часов утра после ночлега в подвале своего дома зашел в свою квартиру, вооружился топором и отправился в 9.30 в дом № 3...», – публикует выдержку из судебного приговора «Московский комсомолец».

Кровавая драма на Сестрорецкой улице