Найти в Дзене
Болтовня буквоеда

Ещё про экзистенциальный артхаус «Пыль» Сергея Лобана.

Оглавление
«— A где же люди? — вновь заговорил наконец Маленький принц, — в пустыне всё-таки одиноко…
— Среди людей тоже одиноко, — заметила змея...» (с) Антуан де Сент-Экзюпери: «Маленький Принц».

Здравствуйте. Я снова хочу ненадолго вернуться в атмосферу замечательной кинокартины «Пыль» и вкратце рассмотреть ещё одну тему. В первом обзоре я затрагивал гиперопеку и её последствия. Там я детально разобрал главного героя, его характер, мотивы и поступки. А сейчас я расскажу про тему одиночества в фильме «Пыль».

Все цитаты в данной статье принадлежат их авторам или правообладателям. Я цитирую исключительно в ознакомительных и полемических целях, что согласуется с положениями статьи 1274 ГК РФ.
Я не стремлюсь никого оскорбить по какому-либо признаку или принадлежности, так как делаю оценочные суждения, выражающие исключительно моё субъективное мнение как автора текста.

***

При первом просмотре мне показалось, что все персонажи «Пыли» — очень странные, а их поступки противоречат обычной логике. Например, самое странное поведение у Лёши (главного героя). Но и остальные герои не исключение: Бабушка Лёши, патлатый Друг Лёши, Врач из секты, Пьяница в парке, Дед-ветеран, Доктор Пушкарь…

Все они (на первый взгляд) ведут себя так, словно сбежали из цирка уродов. Но у них есть конкретная на то причина. Полагаю, их странности объединяет лишь одно явление: бесконечное чувство собственного одиночества, такая метафизическая, экзистенциальная, неосознанная тоска. От этого они и спасаются каждый по-своему.

Давайте попытаемся понять, почему герои «Пыли» одиноки и как пытаются с этим бороться?

Друг почти такой же, как и сам Лёша.
Друг почти такой же, как и сам Лёша.

Начнём с лёгкого. К Лёше иногда заходит патлатый Друг. Он — металлист (по музыке), бунтарь, размораживатель морозилок на мамкиной кухне и просто «крутой пацан». Друг живёт вместе с мамой, ходит к Лёше поесть и повыпендриваться перед ним, носит дурацкую футболку и больше ничем не занимается. Он далеко не Егор Летов, но, вероятно, очень хотел бы им быть.

Друг Лёши одинок и пытается спастись от одиночества тем, что общается с Лёшей, который подобен ему, но более пассивен и аморфен. Мне кажется, судьба Друга трагична. Настанет день, и он перебесится, вырастет, женится и превратится в глупого обывателя (скуфа, как сейчас любят говорить), с удовольствием пустит корни в любимое кресло перед любимым телевизором, наплодит пару детей и на том успокоится. Он потеряет оставшиеся крупицы свободы, за жизнь ничего не достигнет и закопает свой талант в землю.

Следующих двух героев я называю Жлоб и Ветеран. Лёша встречается с ними в парке, — он приходит туда попить пивка и отметить участие в Эксперименте. Жлоб полностью доволен жизнью: он якобы выиграл в лотерею десять тысяч рублей. Кстати, можно предположить, что он тоже принял участие в Эксперименте, и на кровно заработанные деньги купил себе иностранного пива.

Жлоб доволен жизнью. Пиво, фисташки, десять тысяч рублей…
Жлоб доволен жизнью. Пиво, фисташки, десять тысяч рублей…

Жлоб — собирательный образ российского обывалы эпохи нулевых в самом плохом смысле слова. Он жрёт фисташки, пьёт пиво, в ходе Эксперимента он, может быть, тоже видел себя сильным и красивым, но ему это ничего не дало. Он остался безучастным к иллюзиям красивого тела. Ему в принципе без разницы, ему плевать на всё, он живёт здесь и сейчас, предпочитает быстрое удовольствие, — как говорится, лучше синица в руке, чем журавль в небе. Таким образом существования Жлоб мало чем отличается от свиньи.

В ходе диалога Жлоба с Лёшей к ним подходит Ветеран. Старик собирает пустые бутылки на стеклотару, чем делает прибавку к своей невероятно огромной пенсии, видимо. Среди прочего нам показывают сцену, где Ветеран ругается со Жлобом: дескать, я за вас воевал, а вы? Импортное пиво пьёте и работать не хотите...

«Ну что, ветераны, ещё живы? Советский Союз — союз нерушимый…»
«Ну что, ветераны, ещё живы? Советский Союз — союз нерушимый…»

Ветеран является собирательным образом российского старика: на склоне лет он оказывается никому не нужным, и пытается просто выжить. Скорее всего, родственники Ветерана только того и ждут, когда он помрёт наконец и оставит им в наследство желанную квартиру. О такой ли старости мечтал участник великой войны, за это ли всё он воевал? Вопрос оставляю открытым, потому что в фильме чёткого ответа нет, а я его достоверно не знаю.

Мне кажется, Ветеран страдает от старческого одиночества, но давно смирился с ним и принял эту ношу; а вот Жлобу всё равно: он не понимает, насколько он одинок, но свинским поведением он подсознательно заполняет личную экзистенциальную пустоту. На фоне Жлоба даже Лёша не выглядит настолько тупым и потерянным членом общества.

Вот ещё персонажи, которых я хочу описать: Бабушка и Врач из секты. Как я уже говорил, Бабушка Лёши одинока и чувствует страх перед окружающим её миром. Она замуровала себя в квартире, спряталась там как в ракушке, и общается в основном с телевизором, где шутки шутит Петросян.

Медитация Бабушки у зомбоящика. Хи-хи, ха-ха! Хи-хи, ха-ха!
Медитация Бабушки у зомбоящика. Хи-хи, ха-ха! Хи-хи, ха-ха!

Знаете, эта Бабушка напомнила мне гораздо более страшное существо из «Груз 200» Алексея Балабанова. Напомню: Балабанов показал нам запойно пьющую мать, сын которой — милиционер и по совместительству маньяк. «Груз 200» вряд ли можно назвать жизнеутверждающим кино, но для профилактики его стоит смотреть и иногда пересматривать.

Хорошо хоть, что Бабушка Лёши не пьёт водку, но всё-таки она тоже вырастила очередного придурковатого мужчину... Бабушка одинока, и одиночество она заполняет гиперопекой над внуком и, конечно, просмотром телевизора. Жизненно, не правда ли?

На одиночестве и доверчивости старого человека выгодно сыграл Врач из секты: Бабушка вызвала его осмотреть Лёшу, когда тот захандрил. Врач быстро сообразил, куда попал, и потому впихнул Бабушке брошюры сектантской общины, а ещё пригласил её на собрание. Врач — хороший психолог, ведь целевая аудитория сектантов — именно брошенные всеми старики и отчаявшиеся люди.

Врач казался таким адекватным. Первую пару минут.
Врач казался таким адекватным. Первую пару минут.

Врач одинок (как и все в этом фильме), но спасение он нашёл в секте, где занимает явно не последнее место. Как минимум, он отвечает за локальную ячейку этой, так скажем, «религиозной» организации. Врачу, в общем-то, живётся хорошо: он самореализуется в секте, получает оттуда материальную выгоду… Разве не счастье? Да ещё и Псой Короленко свои песни им на гармохе наигрывает! Однако нужно ли мечтать о подобной сектантской самореализации? Даже не знаю.

Финальная пара героев: Лёша и Доктор Пушкарь. Про Лёшу я подробно рассказал в первом обзоре на «Пыль»: подавленный мальчик, воспитанный под крылышком у Бабушки, после Эксперимента старающийся преодолеть чувство одиночества и достичь самости; а до Эксперимента Лёша, можно сказать, и не жил вовсе, не понимал всей постыдности своего существования.

Если долго смотреть на Лёшу, Лёша посмотрит на тебя.
Если долго смотреть на Лёшу, Лёша посмотрит на тебя.

Примерно с середины фильма Лёша стремится добиться чего-то лучшего (как он сам думает), но он идёт фальшивыми путями, и в итоге получает то, что заслужил. Хватит про него.

На первый взгляд, Доктор Пушкарь — полная противоположность апатичного Лёши. Пушкарь умный, он понимает происходящее вокруг. Но мне кажется, маятник судьбы Доктора качнулся в похожем с Лёшей направлении. Ведь чего достиг Пушкарь за всю жизнь? Пусть он всеми признанный человек, пусть работает в университете, его приглашают сотрудничать со спецслужбами и прочее, — кажется, он вполне нужный член общества, именитый, уважаемый, признанный.

Прощайте, Пётр Николаевич.
Прощайте, Пётр Николаевич.

Но, если посмотреть с другой стороны, видна изнанка его жизни: Доктор Пушкарь трагически потерял семью, разочаровался во всём и больше не ждёт ничего хорошего. Он стал аутсайдером, по факту — тем же условным «Лёшей». Пушкарь выброшен на обочину жизни, и кроме своей лаборатории и занюханных кабинетов универа пойти ему больше и некуда. У Лёши хотя бы есть возможность измениться (он молод), а вот у Пушкаря уже выхода нет.

Выхода нет, кроме одного-единственного, о котором древнегреческий философ-стоик Эпиктет мыслил так: «Помни главное — дверь открыта»... А в целом, ждал ли Доктор от мира чего-то хорошего? Я думаю, однажды он вдруг понял: он всё равно остался в дураках, как бы ни старался добиться успеха и быть первым в крысиных бегах. Потому он и стал ярым циником и мизантропом.

Процитирую статью про крысиные бега из Циклопедии (см. «Крысиные бега»):

«Крысиные бега — бесконечная, обречённая на провал, бессмысленная погоня. Восходит к образу лабораторной крысы, бегающей по лабиринту и получающей в награду кусочки сыра, в сравнении с обществом, гоняющимся за финансовым благополучием.
Обычно термин ассоциируется с изнуряющим, рутинным стилем жизни, не оставляющим времени на отдых или развлечения. В аналогии с современным мегаполисом, множество крыс в одном большом лабиринте бегают, тратя множество усилий, но в итоге не получают ничего значимого. Часто выражение относится к усердному построению карьеры, особенно если работа, на которой трудится карьерист — тяжёлая и очень конкурентная.
Другими словами, если некто работает слишком много и упорно — он в «крысиных бегах». Эта терминология вероятно, восходит к представлению, что многие люди рассматривают работу как бесконечную гонку с небольшим вознаграждением и смыслом».
«Множество крыс в одном большом лабиринте бегают, тратя множество усилий, но в итоге не получают ничего значимого».
«Множество крыс в одном большом лабиринте бегают, тратя множество усилий, но в итоге не получают ничего значимого».

Значит, Доктор Пушкарь однажды осознал себя крысой, бегающей по замкнутому кругу. Пушкаря это угнетало. Лёша же очень хотел бы в этот круг попасть, так как он вообще аутсайдер и живёт хуже любой человеко-крысы. А что выбираете вы?

Мои статьи не претендуют на глубину понимания. Тем не менее, если я заинтересовал кого-нибудь этими темами, то считаю мою цель достигнутой. Я пересмотрю «Пыль» в будущем, и кто знает, может я смогу увидеть там новые смыслы. Спасибо за ваше внимание.

«Жизнь — это одиночество. Внезапное открытие обрушилось на Тома как сокрушительный удар, и он задрожал. Мама тоже одинока. В эту минуту ей нечего надеяться ни на святость брака, ни на защиту любящей семьи, ни на конституцию Соединённых Штатов, ни на полицию; ей не к кому обратиться, кроме собственного сердца, а в сердце своём она найдёт лишь неодолимое отвращение и страх.
В эту минуту перед каждым стоит своя, только своя задача, и каждый должен сам её решить. Ты совсем один, пойми это раз и навсегда». (с) Рэй Брэдбери: «Вино из одуванчиков».

***

Ссылки на мой проект «Болтовня буквоеда»:

***

Использованные картинки (в порядке появления):