В целом посыл правильный и понятный.
Но если посмотреть глубже, а именно в то, как мы искажаем действительность и помогаем сохранять слабые места системы, выполняя чужие обязанности? попробую объяснить:
Нет ощущения, что профилактикой, предотвращением и устранением последствий правонарушений не граждане должны заниматься?
У меня вот есть. если разобраться, то этот вовсе не ощущение, а основание так полагать, потому что на сайте московского метрополитена есть специальный регламент по обращению с гражданами сотрудников службы безопасности метрополитена, 11 и 12 пункты из которого я скопировал и приведу тут:
На каждой станции метро присутствуют эти сотрудники, которые получают зарплаты за исполнение своих рабочих обязанностей в соответствии с инструкциями и регламентами. по моим наблюдениям, их даже несколько.
Поэтому вместо того, чтобы оборачиваться или делать замечания нарушителям, обращайтесь к сотрудникам службы безопасности метрополитена в случаях попыток противоправных действий с упоминанием указанных пунктов одного из регулирующих их деятельность документов и просьбой принять меры. при необходимости контролируйте это, пишите заявления, жалобы.
Правовое государство начинается там, где работают органы по обеспечению и соблюдению этих самых прав и обязанностей. и нужно, как мне кажется, следить за их работой, а не самим исполнять их функции. ведь именно работая за кого-то, исполняя чужие обязаннности, мы покрываем слабые места системы/людей (важно: когда имеет место случай, требующий незамедлительного вмешательства, то, разумеется, можно и нужно по возможности и самим принимать меры, но сейчас речь о рядовых случаях нарушений, которые обязаны пресекать именно транспортные службы и/или органы правопорядка).
В конце концов, это именно транспортная система теряет доходы от таких вот зайцев, они должны быть главные интересанты этого, но, вероятно, там такой же кризис управления, как и много где в стране, что не могут донести это до сотрудников и выстроить соответствующую систему мотивации.