Найти тему
Т-34

Недобросовестный ленд-лиз

ИЗВЕСТНО, что буржуазные фальсификаторы истории второй мировой войны усиленно раздувают миф о том, что помощь, оказываемая США и Англией Советскому Союзу по ленд-лизу, сыграла чуть ли не решающую роль в победах Красной Армии над немецко-фашистским вермахтом.

В Американской энциклопедии при описании Московской битвы говорится, что «только своевременная помощь Англии и Соединённых Штатов да зимняя погода встали, казалось, между врагом и падением советской столицы» (The Encyclopedia Americana, vol. 28. New York, 1946). Аналогичные оценки содержатся во многих военно-исторических трудах, вышедших на Западе в послевоенный период.

В советской историографии уже рассматривались некоторые вопросы истинного значения помощи, которую получила наша страна от своих союзников в годы Великой Отечественной войны. В меньшей степени освещены вопросы ленд-лиза в первый период войны.

-2

Спору нет: США и Англия оказали помощь Советскому Союзу в войне против фашистской Германии. Но эта помощь была скромной и преувеличивать её, как это делают некоторые западные издания, нет совершенно никаких оснований. Это в первую очередь относится к наиболее тяжёлому для Советского Союза первому периоду Великой Отечественной войны. Враг имел количественное превосходство в авиации, танках и другой технике. Предприятия, перебазированные на восток, не могли ещё давать всё необходимое для фронта. Советское правительство было вынуждено производить закупки у США и Англии. Однако размеры поставок боевой техники и вооружения составили ничтожный процент по сравнению с тем, что давала наша промышленность в эти годы. Это особенно наглядно видно на примере поставок по ленд-лизу авиационного вооружения. В 1941 —1942 гг. Красная Армия особенно нуждалась в самолётах. Их было поставлено в 1941 году — 315, в 1942 году — 1064. Таковы были размеры помощи союзников, хотя в 1942 году США и Англия выпустили 70 тыс. самолётов (W. MacNeil. America, Britain and Russia. London, 1956, p. 229).

Цифры эти красноречивы. Они свидетельствуют о том, что Советский Союз мог без ущерба для союзников получать от них в трудные месяцы борьбы с гитлеровской армией помощь во много раз более существенную, чем получал. Но правящие американо-английские круги недобросовестно выполняли союзнический долг. Недобросовестность эта проявлялась не только в том, что в самое тяжёлое для СССР время войны американские и английские правительства не торопились увеличивать свои поставки вооружения и техники по взятым на себя обязательствам, айв том, что качество поставляемого вооружения было низким. Самолёты, например, поступали главным образом старых конструкций. Английский истребитель «Тамагаук» имел небольшую скорость и низкую манёвренность, истребитель «Харрикейн» — слабое вооружение (7,7-мм пулемёт), недостаточные горизонтальные и вертикальные скорости. Советские инженеры потратили немало усилий, чтобы улучшить тактико-технические данные этих устаревших самолётов. На «Харрикейне», к примеру, устанавливались советские пушки и крупнокалиберные пулемёты. Всё это происходило в то время, когда английская авиапромышленность производила хорошие по тому времени истребители «Спитфайр», в поставке которых СССР было отказано. При выполнении обязательств английские правительственные органы иногда не останавливались и перед прямым обманом: отгружали машины, бывшие в эксплуатации и капитальном ремонте. Так, в партии «Харрикейнов», поступивших в ноябре 1942 г., советские представители обнаружили 15 таких самолётов (Архив МО. ф. 35, оп. 78122, д. 1, л. 95). Подобные «изъяны» имели место и в выполнении поставок Соединёнными Штатами Америки. Во второй половине 1942 г. американская авиационная промышленность освоила серийный выпуск новых истребителей («Аэрокобра» и др.), но СССР продолжал получать «Китихаук», который был значительно слабее немецких истребителей.

-3

Таким образом, факты говорят, что решающую роль в достижении перелома в войне с гитлеровской Германией играла не американо-английская помощь, а труд и героизм советских людей, руководимых партией. Снабжение самолётами фронта в первый период войны было обеспечено нашей авиационной промышленностью. Уже в середине 1942 г. труженики самолётостроительных заводов перевыполняли задания советского Верховного Главнокомандования. Об этом убедительно говорят следующие данные.

Если во второй половине 1941 г. авиазаводы СССР выпустили 3941 самолет-истребитель, то в 1942 г. было выпущено 9490 истребителей. Выпуск штурмовиков соответственно составлял 1061 и 7654, бомбардировщиков — 1891 и 2578 (Архив МО, ф. 35, оп. 73965, д. 4, л. 31). Всего во втором полугодии 1941 и в первом полугодии 1942 года наша промышленность дала фронту около 20 тыс. самолётов (История Коммунистической партии Советского Союза, т. 5. кн. 1, М., 1970, стр. 308). В ноябре 1942 года на всех фронтах и в Военно-Морском Флоте имелось 3088 боевых самолётов (Великая Отечественная война Советского Союза 1941 — 1945 гг. Краткая история. М., 1970, стр. 579).

Имея преимущества, которых не могло быть ни в одной буржуазной стране, советская авиационная промышленность одержала убедительную победу над немецко-фашистской авиапромышленностью уже в 1942 году. С достаточной полнотой об этом говорят сравнительные данные о выпуске самолётов в СССР и Германии: в Советском Союзе в 1942 году было произведено 22 768 самолётов, а в Германии — 14 409 (Совершенно секретно! Только для командования! М., 1967, стр. 729). В трудных условиях в полной мере выявились величайшие мобилизационные возможности социалистической, плановой системы хозяйства, её жизненность и эффективность, патриотизм советского народа, непревзойдённая мобилизующая и организующая сила Коммунистической партии. Никакие потуги буржуазных фальсификаторов, пытающихся исказить эти исторические факты, не имели успеха в прошлом, не будут иметь его и в настоящее время.

Д. ПРИЛЕПСКИЙ, кандидат исторических наук, полковник (1972)