Латвия решила помогать России, даже отказавшись от транзитных грузов. Если лучше учить географию, то транзитный маневр прибалтийских соседей выглядит совсем странным, но обо всем по порядку.
Инфраструктура - это артерии любой страны, если транспорт по ним не ходит, но все приходит в упадок. В советские годы большое внимание уделялось портам и дорогам в Прибалтике, это была витрина СССР.
После распада, в благодарность за помощь в развитие, прибалтйиские страны резко выступать против России, вступать в ЕС и НАТО. Что впрочем не мешало активно помогать российскому транзиту в движении на Запад. Сначала бизнес, известная фраза, которая всегда срабатывает.
30 лет порты Латвии, Литвы и Эстонии зарабатывали на транзите российских грузов, пока политики стран постоянно делали выпады против РФ. Терпение кончилось и у нас стали строить собственные порты, которые заменят неудобных соседей.
Транзит стал медленно, но верно снижаться, да еще и Беларусь отказалась от услуг прибалтийских сестриц. А последние месяцы после известных событий вообще все встало.
Да и страны Прибалтики, все три как одна, запретили российский автомобилям въезд, и стали думать, а что дальше то? Ведь транзит приносил немалую часть налогов в бюджет, который и так стабильно не прибыльный, а дотаций от ЕС уже не хватает.
Разумеется, надо найти замену транзита, и в Латвии нашли идеального кандидата - Казахстан - крупная страна, активно развивается, много ресурсов, которым необходим выход на международный рынок, ведь собственных портов нет (Каспий не считаем, там нет соединения с мировым океаном).
Но есть одно небольшое или большое "но", которое почему то не учли - у Латвии и Казахстана нет общей границы, а между ними пролегает "немытая Россия", от которой Прибалтика хочет отказаться.
Но как тут отказаться? Лучше всего не замечать, ведь поезда, которые придут с востока будут не из России, а из Казахстана. Небольшой транзитный маневр помог Латвии перевезти почти 2 млн тонн в этом году, больше чем в прошлом.
Обе страны признают успешность сотрудничества и готовы развивать его и дальше, Астане действительно надо иметь выход к мировому океану, так как альтернативой будет маршрут - Каспий-Кавказ-Турция, более сложный с точки зрения логистики. А путь через Иран еще фактически не готов.
Как же транзитный маневр Латвии помогает России, может спросить внимательный читатель. А все просто - грузам из Казахстана неизбежно придется пересекать Россию, а это не будет бесплатно. Пользование российскими железными дорогами придется оплачивать по тарифу.
Чем больше грузов, тем больше оплата.
Плюс порты - да, сейчас грузы идут в Ригу и Вентспилс, но надолго ли? Экономика Прибалтики трещит по швам, а сам порт и железка могут стать банкротами. Куда тогда направятся грузы? Как Вы думаете?