Найти тему
Andrew the wanderer

Мещёрская кругосветка через УЖД в Мезиновском и Владимир

Оглавление

Предисловие

Сложно сегодня стало с узкоколейками, особенно для жителя столицы. Нехарактерное это явление для Московского региона.

Я давно строил планы сделать кольцевой маршрут одного дня с осмотром живой УЖД, проездом на легендарном пригороде Тумская – Владимир и возвращением в Москву. В середине ноября установилась солнечная и морозная погода почти без снега, воздух прозрачен, почва только-только перешла в агрегатное состояние «грязь замёрзла», так что момент был выбран совершенно идеально, и погода благоволила полным безветрием. Даже если вы не интересуетесь железными дорогами, то выпал отличный шанс для прогулки по красивому осеннему лесу.

После изучения расписаний вырисовывались достаточно удачные пересадки во всех нужных мне местах. Конечно, я ни разу не был в тех краях иначе как проездом, поэтому всегда что-то могло пойти не по плану, и были припасены запасные варианты. Но к счастью, всё запланированное удалось.

Огорчает только то, что я приехал в Мезиновский в субботу, а по выходным нет движения по УЖД. Зато я никому не помешаю своими шатаниями по путям. Могу сказать, что опытом первого знакомства с Мезиновкой я удовлетворён. Также нужно учитывать, что в середине ноября световой день у нас уже короткий, и ходить-гулять после 16:30 становится темновато. Тем лучше это уложилось в составленное расписание.

Немного об узкоколейках

Обычным предназначением узкоколейных железных дорог (буду сокращать до УЖД) является вывоз леса и вывоз торфа; реже – пассажирские перевозки или карьерные дороги для вывоза объекта добычи с места добычи до предприятия или ближайшего перегруза на другие виды транспорта. Узкоколейки просты и дешевы, если мы сравниваем затраты на их строительство и обслуживание с дорогами стандартной, широкой колеи. Подвижной состав меньше и легче. УЖД относительно нетребовательны к верхним слоям грунта, их кладут по заболоченным местам, в лесу, иногда вообще без балласта – сразу шпалами поверх земли. Конечно, это характерно не для магистральных линий, а для "усов", временных ответвлений, которые быстро укладываются и так же быстро снимаются, но и магистральные линии УЖД как правило лежат лишь на песчаной призме или земляной насыпи, а не на щебне. Всё это и обусловило их использование на болотистых торфополях и в лесах. В отличие от колёсной автомобильной техники, а также гусеничной техники, узкоколейка не разбивает верхний слой грунта в распутицу и дождь, не тонет так просто и не превращает всё окружающее пространство в непролазную грязь, позволяет поддерживать небольшую по нынешним меркам, но стабильную скорость. А провозная способность узкоколейки гораздо выше любого грузового вездехода, главное загрузить добытое в вагоны.

В Москве и области активно не ведётся ни добыча леса, ни добыча торфа, а для карьеров не строят железных дорог. И только на востоке области, в Шатурском районе, когда-то была обширная сеть торфовозных УЖД (помянем добрым словом). Узкоколейки этой сети и отдельные дороги простирались дальше от Шатуры на восток во Владимирскую и Рязанскую области, через весь Мещёрский край.

Данный вид транспорта активно пускают на металлолом последние пару-тройку десятков лет в силу разных причин, и вот уже в соседних с Москвой областях исчезли последние представители. Кто-то перешёл на вывоз автотранспортом, снизив объёмы добычи, иные предприятия закрылись, а торфополя затопили. Или закрылись не все?

Торфопродукт

Пожалуй, ближайшая к Москве на сегодня действующая УЖД находится именно здесь, в Мещёрском крае. Посёлок Мезиновский, станция Торфопродукт. Название отражает суть, поскольку до сих пор здесь работает торфопредприятие. Отрадно видеть, что не просто работает, но даже имеет замечательный сайт: https://mezinovka-torf33.ru/

Добыча, продажа и переработка торфа в топливные торфобрикеты - ООО "Мезиновское торфопредприятие", Владимирская обл

Очень рекомендую ознакомиться с продукцией и с разделом Галерея. В других статьях, однако, всё не так радужно, и вердикт выносится неутешительный, однако, правдоподобный.

По болотам Мещеры или узкоколейка Мезиновского торфопредприятия
Станционный смотритель27 августа 2023

Я в своём материале не пересказываю историю, а просто показываю актуальное состояние на момент написания, а также свои впечатления от прикосновения к живой истории.

Но всё это современная действительность. История дороги есть в архиве сайта о железной дороге Болашенко, настоятельно рекомендую почитать всем, кому интересно развитие и закат узкоколеек. Ниже статья именно про Мезиновский и Гусевское торфопредприятие в целом.

Узкоколейная железная дорога Гусевского предприятия промышленного железнодорожного транспорта

Добраться сюда из Москвы можно на электричках Казанского направления: по праздникам ходят прямые, в остальные дни придётся в Черустях пересесть на электричку до Вековки – слишком большое плечо для прямого сообщения. Обратите внимание, что из Москвы нужны именно черустинские электропоезда, а не на D3 до Ипподрома, Коломны (Голутвина) и Рязани – в Люберцах-1 одно направление разделяется на два: до Рязани и до Мурома с Арзамасом.

Вокзал Черусти
Вокзал Черусти
На станции Черусти. Слева электропоезд на Вековку, справа – прибывшие из Москвы в ожидании отправления назад
На станции Черусти. Слева электропоезд на Вековку, справа – прибывшие из Москвы в ожидании отправления назад

Сейчас есть удобная утренняя волна, когда пересадка в Черустях будет совсем короткой. Вам нужно просто перейти на соседнюю платформу.

Ежедневная утренняя волна самая удобная. В течение дня есть и другие.
Ежедневная утренняя волна самая удобная. В течение дня есть и другие.

Я садился в Люберцах-1, и в кассе мне сразу пробили два билета: Люберцы – Черусти и Черусти – Торфопродукт. Билетопечатающий автомат так сделать не позволит, равно как и оформить один прямой билет. Но вы всегда можете приобрести билет по прибытию в кассе на вокзале Черусти или прямо у контролёров без сбора.

Платформа Торфопродукт
Платформа Торфопродукт
На платформе вечером
На платформе вечером

Со станции я отправился прямиком к узкоколейному депо на Сортировочную. УЖД Мезиновского торфопредприятия имеет несколько знаковых мест, которые хотелось бы посмотреть: депо и Сортировочную станцию, перегруз на торфобрикетном заводе, пройтись по рельсам по треугольнику и дальше в сторону торфополей, насколько хватит времени (а сил у меня предостаточно).

Яндекс Карты — транспорт, навигация, поиск мест

Обратно на платформу Торфопродукт я решил возвращаться по другой стороне треугольника и там выходить в посёлок. Так можно осмотреть весь треугольник и увидеть, где кончаются рельсы.

Мезиновский парк скромен, но аккуратен. Скорее, это сквер. Вокруг посёлка сплошные леса.
Мезиновский парк скромен, но аккуратен. Скорее, это сквер. Вокруг посёлка сплошные леса.
Не каждый населённый пункт похвастается стадионом, даже таким «одноярусным»
Не каждый населённый пункт похвастается стадионом, даже таким «одноярусным»

В посёлке очень тихо и безлюдно. Встречаются и брошенные дома, но не возникает чувство всеобщего упадка. Здесь достаточно чисто и аккуратно, многие улицы, перпендикулярные главной, замощены свежим асфальтом, везде стоят фонари. Ухоженно выглядит школа, есть библиотека, амбулатория. Поселковая котельная пускает клубы пара. В целом, Мезиновский выглядит благополучно – видали и гораздо более депрессивные места.

Идя в сторону торфобрикетного завода, попадаем на Сортировочную, заставленную вагонами.

Вагоны на Сортировочной
Вагоны на Сортировочной
Справа здание депо
Справа здание депо

Пройдём по путям к депо. Накат хороший, видно, что движение достаточно интенсивное, на рельсах нет снега, нет ржавчины.

Стрелки
Стрелки

Путевое развитие радует, стрелок много, пути расходятся в разных направлениях. Сами пути, как увидим из дальнейших фото, на редкость ровные по меркам узкоколеек России, на многих из которых наблюдается изрядное "волнение" путей.

Встречаются участки с бетонными шпалами – невиданная роскошь для российских узкоколеек! Он такой не один, я находил несколько в разных местах.

Бетонные шпалы
Бетонные шпалы

Вообще, здесь удивляет разнообразие используемых шпал: бетонные, деревянные с пропиткой, деревянные без пропитки, деревянные из чего попало, даже немного кругляка. Постепенно увидим все.

Деревянные шпалы с широкой колеи вперемежку с узкоколейными. На платформах на заднем плане лежат дрова.
Деревянные шпалы с широкой колеи вперемежку с узкоколейными. На платформах на заднем плане лежат дрова.

Кто проживает на дне океана около депо? ПВ-40 без стёкол и маленький снегоочиститель.

Снегач и ПВ-40 покрыты граффити
Снегач и ПВ-40 покрыты граффити

Подробно про подвижной состав на этой УЖД в 2022 году в материале ниже.

Узкоколейка Мезиновского торфопредприятия '22 или что из себя представляет самая "добрая" дорога.
Станционный смотритель5 августа 2022

Рабочая ретро-бензоколонка. Правильный учёт топлива – залог успеха!

Живое ретро
Живое ретро

ПВшка изнутри выглядит достаточно сохранно, не имея окон. Фотографии из поста за год до моего визита, однако, показывают, что состояние вагона сильно ухудшилось.

По следам Мещёрской магистрали или УЖД Мезиновского торфопредприятия
по шпалам 10 ноября 2022
Салон ПВ-40
Салон ПВ-40

Надеюсь, что "хорошая" ПВшка с окнами, печкой и плитой хранится в депо, нельзя ведь просто взять и потерять отремонтированный вагон?

Оставили послание какой-то Ане. Надеюсь, она в курсе.

Признание от поклонника
Признание от поклонника
Вид, стоя спиной к депо
Вид, стоя спиной к депо

Встречаются и довольно редкие штуки, такие как переходник между разными рельсами (поправьте в комментариях, как это правильно называется). Интересно, что в само депо заходит более маленький рельс.

Переходники
Переходники

Рядом проложен подъездной путь к торфобрикетному заводу.

Пути к торфобрикетному заводу
Пути к торфобрикетному заводу

Грязь действительно замёрзла, но только на пару сантиметров. Накат и следы от колёсных реборд присутствуют.

Хорошо, что замёрзло
Хорошо, что замёрзло
Пути в порядке. Колёсная техника превратила территорию в болото.
Пути в порядке. Колёсная техника превратила территорию в болото.

У разгрузки торфобрикетного завода стоит одинокий вагончик.

Справа пост
Справа пост

По классике узкоколеек, кривые набраны из прямых рельсов.

За вагончиком торфяные отвалы, дальше пути нет
За вагончиком торфяные отвалы, дальше пути нет
Вид в обратную сторону
Вид в обратную сторону

Теперь двинем в сторону треугольника и торфополей. На примыкающем тупиковом пути отстаиваются гружёные вагоны.

Вагоны ждут
Вагоны ждут
Торфяные горки
Торфяные горки
Сцепка со следами торфа
Сцепка со следами торфа
Над рамой вагона
Над рамой вагона
Правый путь поворачивает в сторону депо
Правый путь поворачивает в сторону депо

Идём в сторону треугольника и проходим по одной его стороне, начинается прогулка в сторону торфополей.

Впереди торфоразработки
Впереди торфоразработки
Оставляем треугольник позади
Оставляем треугольник позади

Периодически встречаются бетонные шпалы, а иногда их вообще нет.

Путь висит
Путь висит
Шпалы из чего попало, иногда отваливаются
Шпалы из чего попало, иногда отваливаются

На снегу только следы животных, люди здесь не ходили.

Чьи-то лапы
Чьи-то лапы

Вокруг только невысокий подлесок, болота и старые делянки, зарастающие деревьями. И тишина, звенящая тишина! Ни души, ни ветерка.

Главный путь
Главный путь

Вся местность пронизана ручьями и водоотводящими каналами.

Общий вид
Общий вид
Тут и там маленькие плотины
Тут и там маленькие плотины
Поздняя осень Мещёры
Поздняя осень Мещёры

Время для перекуса, и пора идти дальше.

Пикник на обочине
Пикник на обочине
Вечереет
Вечереет

Периодически справа и слева, иногда пересекая железный путь, появляется техническая дорога, колеи по земле.

Переезд
Переезд
Он же
Он же

Вблизи одного из таких переездов было найдено «гнездо вахтовика». Так как окружающие поля вроде как не действуют, и стоящей техники не видно, то не вполне понятно, для чего нужны эти постройки, и кто там жил.

Домик-теплушка и беседка под сосной
Домик-теплушка и беседка под сосной
Домики
Домики
Правильное хранение дивана
Правильное хранение дивана
Костровище
Костровище
Ледяные грибочки
Ледяные грибочки
Тёплый домик. Закрыл как было, ничего не брал.
Тёплый домик. Закрыл как было, ничего не брал.
Старинные петли
Старинные петли

По всей видимости, это же место посещали экскурсанты в 2014 году, о чём можно почитать ниже в статье о путешествии, где приводится много информации, фотографий, схемы и интересные факты (например, про ссылку Солженицына в Мильцево, его жизнь здесь и преподавание в Мезиновской школе, написание произведения "Матрёнин двор"). Если у вас до сих пор вопросы, зачем сюда ехать и что здесь интересного, то отвечу, что я сам не знал и доли приведённой информации, пока не стал изучать тему. К тому же, можно сравнить, какие изменения накопились за почти 10 лет и посмотреть на сам торфобрикетный завод и депо изнутри. Следом ссылка на ЖЖ 2016 года.

Мезиновское ТП и окрестности (22-23.03.14)
Отворотка7 августа 2020
Мезиновское торфопредприятие. Экскурсия и катание на узкоколейке.

Время не позволило дойти до действующих торфополей, а движения, как я уже сказал, по выходным нет. Нет шансов напроситься в тепловоз. Идём назад, любуясь садящимся солнцем. Холодает.

Лучи на морозной земле
Лучи на морозной земле
Чудесные ручьи-речушки
Чудесные ручьи-речушки
Журчат и текут
Журчат и текут

Приближаемся назад к треугольнику.

Закат на треугольнике
Закат на треугольнике

Теперь уходим направо. Путь налево идёт в депо, откуда мы и пришли.

Красиво
Красиво
Путь в камышах
Путь в камышах

Начинает поджимать время, нужно поторапливаться. Держу путь на западную сторону посёлка. Накат здесь гораздо слабее, видно, что движения почти нет. В какой-то момент накат пропадает совсем, потом ржавые рельсы зарастают высокой травой, на головках рельсов лежит снег. Внезапно затерянный в траве путь заканчивается без всякого обозначения. Дальше видно только щербатую, в следах от выкорчеванных шпал, бывшую насыпь, по которой идёт тропинка. Пора возвращаться в посёлок.

Путь лежит мимо таких вот домов, во дворе сушится бельё.

Дворы двухэтажек
Дворы двухэтажек
Уютно
Уютно

Вот уже снова на платформе Торфопродукт в ожидании электрички, всё в том же направлении на Вековку. Нужно проехать две остановки до станции Нечаевская.

Мой вариант. В Мильцево пребывал в ссылке Солженицын.
Мой вариант. В Мильцево пребывал в ссылке Солженицын.

Нечаевская

Во-первых, это старинная деревня, и сюда можно просто приехать изучать деревянное зодчество, наличники и сельский быт, а заодно доехать до национального парка Мещёра и Гуся-Хрустального.

Старый дом с оригинальной крышей
Старый дом с оригинальной крышей
Колодец напротив дома
Колодец напротив дома
Водонапорная башня у станции Нечаевская
Водонапорная башня у станции Нечаевская

Во-вторых, здесь две железные дороги разного подчинения, их пересечение и две пассажирские платформы, собственно Нечаевская на линии Вековка – Москва (Московская железная дорога), а также 77 километр на тупиковой линии Тумская – Владимир (Горьковская железная дорога). Строительство этой линии — отдельная история, и она неразрывно связана с узкоколейных и железными дорогами всего региона. На конечной станции в посёлке Тума даже организован музей узкоколейной техники под открытым небом, и отсюда же уходил последний пассажирский поезд в ведении РЖД вплоть до 2007 года. Сейчас у РЖД вообще нет своих узкоколеек, все они принадлежат предприятиям, регионам или даже частникам, а большая часть ликвидирована.

Перешитый когда-то на широкую колею, это последний сохранившийся участок знаменитой Мещёрской магистрали, простиравшейся от Рязани до Владимира.

Удивительно, что на малодеятельной неэлектрифицированной линии до сих пор сохраняется пассажирское движение, пусть всего и две пары поездов в сутки.

Ежедневное расписание по 77 километру
Ежедневное расписание по 77 километру

За 15 минут средним шагом можно дойти от Нечаевской до 77 километра. Как раз с небольшим запасом есть время до прибытия поезда в 16:31.

Платформа 77 километр
Платформа 77 километр

Путь, разумеется, всего один, платформа низкая длиной примерно в полтора вагона.

Путепровод МЖД над ГЖД
Путепровод МЖД над ГЖД

Неподалёку видим путепровод, это и есть пересечение путей Горьковской и Московской железных дорог. Вперёд линия уходит на Тумскую, оттуда скоро появится поезд.

Почти совсем стемнело, горит красный
Почти совсем стемнело, горит красный

Расписание лучше сверять в сети, потому что на платформе его никто не обновлял, и оно устарело.

Расписание
Расписание
Редкие пассажиры
Редкие пассажиры

На 77 километре посадка производится во второй вагон. Первый не использовался совсем, во втором и третьем можно было разместиться.

Интересно, что в поезде работают проводник, отвечающий за состояние вагона и открытие дверей для посадки и высадки, и сборщик податей кассир-контролёр ВВПК с билетными терминалами.

В вагонах тепло и уютно. Год назад подвижной состав обновили. Титанов с горячей водой нет (закрыты) зато есть кулер с холодной водой, удобные сиденья и нормальный чистейший биотуалет с водой и мылом (правда без бумаги). Когда я попросил, то мне принесли чашку кипятка. Откуда взяли, осталось в секрете. Спасибо, добрая проводница!

Сидячий вагон
Сидячий вагон

Дорога проходит неспешно. Колёса стучат на стыках, как в детстве, иногда скрипят или гудят рельсы. Периодически звук "поющих рельсов" точно такой же, как в моём родном Саровском поезде при следовании от Сатиса в Шатки. Комфорт в вагоне выше всяких похвал! При этом, здесь неминуемо чувствуется дух нашей глубинки, но какой-то добрый, отзывающийся в душе.

Через несколько минут после отправления темнеет. Уже в Гусе-Хрустальном становится совсем темно.

Можно изучить окружение. Непривычно, приехав за три часа из Москвы, увидеть «нижегородоцентричную» схему линий Волго-Вятской ППК. По привычке хочется всё продолжать отсчитывать от Москвы. Интересная деталь: на схеме Тумское направление (о, как!) и участок Муром – Вековка (Арзамасское направление) находятся в противоположных концах. В действительности же эти линии практически соприкасаются друг с другом.

Батюшка Нижний здесь главный. Вместо 77 км опечатка 71 км, а на Тумской не нужна стрелка – это тупик.
Батюшка Нижний здесь главный. Вместо 77 км опечатка 71 км, а на Тумской не нужна стрелка – это тупик.

Но всё логично, это другая железная дорога. И если вы купили билет по банковской карте (а с этим вообще нет проблем, равно как и нытья «сейчас связи нет, терминал не сработает» – учитесь, ЦППК!), то транзакция проходит как оплата по Нижегородской системе Ситикард. Напомню, что в Нижнем и области оплачивали проезд в метро и наземном транспорте напрямую банковскими картами при входе задолго до того, как это стало мейнстримом внедрили в Москве. Молодцы!

Владимир

Поезд прибыл во Владимир. Дальше только электричка ЦППК в Москву или нижегородская Ласточка. До Ласточки есть время поужинать. Провожаю взглядом поезд, который совсем не выглядит, как пригородный.

Табло во Владимире
Табло во Владимире

Тепловоз сразу готовят к отцепке и скоро перецепят на другую сторону, чтобы вести поезд обратно до Тумской.

Условные сигналы машинисту
Условные сигналы машинисту

Пока говорю «до свидания» Мещёрскому краю. Но я сюда обязательно вернусь! Пройду и проеду подальше и подольше.

Весь состав
Весь состав

Казалось, что утром я выехал в неизвестность, но царапнул лишь верхушку айсберга.

Познавательные ссылки по теме

Мезиновская УЖД | Заповедные железные дороги
Железнодорожная линия Владимир — Тумская
Рязанско-Владимирская узкоколейная железная дорога
Вглубь Мещёрской стороны. Поезд Владимир - Тумская

Возможно, скоро я начну публиковать архив с путешествиями по разным УЖД с 2019 года. Следите за публикациями, дорогие читатели!