Предисловие
Сложно сегодня стало с узкоколейками, особенно для жителя столицы. Нехарактерное это явление для Московского региона.
Я давно строил планы сделать кольцевой маршрут одного дня с осмотром живой УЖД, проездом на легендарном пригороде Тумская – Владимир и возвращением в Москву. В середине ноября установилась солнечная и морозная погода почти без снега, воздух прозрачен, почва только-только перешла в агрегатное состояние «грязь замёрзла», так что момент был выбран совершенно идеально, и погода благоволила полным безветрием. Даже если вы не интересуетесь железными дорогами, то выпал отличный шанс для прогулки по красивому осеннему лесу.
После изучения расписаний вырисовывались достаточно удачные пересадки во всех нужных мне местах. Конечно, я ни разу не был в тех краях иначе как проездом, поэтому всегда что-то могло пойти не по плану, и были припасены запасные варианты. Но к счастью, всё запланированное удалось.
Огорчает только то, что я приехал в Мезиновский в субботу, а по выходным нет движения по УЖД. Зато я никому не помешаю своими шатаниями по путям. Могу сказать, что опытом первого знакомства с Мезиновкой я удовлетворён. Также нужно учитывать, что в середине ноября световой день у нас уже короткий, и ходить-гулять после 16:30 становится темновато. Тем лучше это уложилось в составленное расписание.
Немного об узкоколейках
Обычным предназначением узкоколейных железных дорог (буду сокращать до УЖД) является вывоз леса и вывоз торфа; реже – пассажирские перевозки или карьерные дороги для вывоза объекта добычи с места добычи до предприятия или ближайшего перегруза на другие виды транспорта. Узкоколейки просты и дешевы, если мы сравниваем затраты на их строительство и обслуживание с дорогами стандартной, широкой колеи. Подвижной состав меньше и легче. УЖД относительно нетребовательны к верхним слоям грунта, их кладут по заболоченным местам, в лесу, иногда вообще без балласта – сразу шпалами поверх земли. Конечно, это характерно не для магистральных линий, а для "усов", временных ответвлений, которые быстро укладываются и так же быстро снимаются, но и магистральные линии УЖД как правило лежат лишь на песчаной призме или земляной насыпи, а не на щебне. Всё это и обусловило их использование на болотистых торфополях и в лесах. В отличие от колёсной автомобильной техники, а также гусеничной техники, узкоколейка не разбивает верхний слой грунта в распутицу и дождь, не тонет так просто и не превращает всё окружающее пространство в непролазную грязь, позволяет поддерживать небольшую по нынешним меркам, но стабильную скорость. А провозная способность узкоколейки гораздо выше любого грузового вездехода, главное загрузить добытое в вагоны.
В Москве и области активно не ведётся ни добыча леса, ни добыча торфа, а для карьеров не строят железных дорог. И только на востоке области, в Шатурском районе, когда-то была обширная сеть торфовозных УЖД (помянем добрым словом). Узкоколейки этой сети и отдельные дороги простирались дальше от Шатуры на восток во Владимирскую и Рязанскую области, через весь Мещёрский край.
Данный вид транспорта активно пускают на металлолом последние пару-тройку десятков лет в силу разных причин, и вот уже в соседних с Москвой областях исчезли последние представители. Кто-то перешёл на вывоз автотранспортом, снизив объёмы добычи, иные предприятия закрылись, а торфополя затопили. Или закрылись не все?
Торфопродукт
Пожалуй, ближайшая к Москве на сегодня действующая УЖД находится именно здесь, в Мещёрском крае. Посёлок Мезиновский, станция Торфопродукт. Название отражает суть, поскольку до сих пор здесь работает торфопредприятие. Отрадно видеть, что не просто работает, но даже имеет замечательный сайт: https://mezinovka-torf33.ru/
Очень рекомендую ознакомиться с продукцией и с разделом Галерея. В других статьях, однако, всё не так радужно, и вердикт выносится неутешительный, однако, правдоподобный.
Я в своём материале не пересказываю историю, а просто показываю актуальное состояние на момент написания, а также свои впечатления от прикосновения к живой истории.
Но всё это современная действительность. История дороги есть в архиве сайта о железной дороге Болашенко, настоятельно рекомендую почитать всем, кому интересно развитие и закат узкоколеек. Ниже статья именно про Мезиновский и Гусевское торфопредприятие в целом.
Добраться сюда из Москвы можно на электричках Казанского направления: по праздникам ходят прямые, в остальные дни придётся в Черустях пересесть на электричку до Вековки – слишком большое плечо для прямого сообщения. Обратите внимание, что из Москвы нужны именно черустинские электропоезда, а не на D3 до Ипподрома, Коломны (Голутвина) и Рязани – в Люберцах-1 одно направление разделяется на два: до Рязани и до Мурома с Арзамасом.
Сейчас есть удобная утренняя волна, когда пересадка в Черустях будет совсем короткой. Вам нужно просто перейти на соседнюю платформу.
Я садился в Люберцах-1, и в кассе мне сразу пробили два билета: Люберцы – Черусти и Черусти – Торфопродукт. Билетопечатающий автомат так сделать не позволит, равно как и оформить один прямой билет. Но вы всегда можете приобрести билет по прибытию в кассе на вокзале Черусти или прямо у контролёров без сбора.
Со станции я отправился прямиком к узкоколейному депо на Сортировочную. УЖД Мезиновского торфопредприятия имеет несколько знаковых мест, которые хотелось бы посмотреть: депо и Сортировочную станцию, перегруз на торфобрикетном заводе, пройтись по рельсам по треугольнику и дальше в сторону торфополей, насколько хватит времени (а сил у меня предостаточно).
Обратно на платформу Торфопродукт я решил возвращаться по другой стороне треугольника и там выходить в посёлок. Так можно осмотреть весь треугольник и увидеть, где кончаются рельсы.
В посёлке очень тихо и безлюдно. Встречаются и брошенные дома, но не возникает чувство всеобщего упадка. Здесь достаточно чисто и аккуратно, многие улицы, перпендикулярные главной, замощены свежим асфальтом, везде стоят фонари. Ухоженно выглядит школа, есть библиотека, амбулатория. Поселковая котельная пускает клубы пара. В целом, Мезиновский выглядит благополучно – видали и гораздо более депрессивные места.
Идя в сторону торфобрикетного завода, попадаем на Сортировочную, заставленную вагонами.
Пройдём по путям к депо. Накат хороший, видно, что движение достаточно интенсивное, на рельсах нет снега, нет ржавчины.
Путевое развитие радует, стрелок много, пути расходятся в разных направлениях. Сами пути, как увидим из дальнейших фото, на редкость ровные по меркам узкоколеек России, на многих из которых наблюдается изрядное "волнение" путей.
Встречаются участки с бетонными шпалами – невиданная роскошь для российских узкоколеек! Он такой не один, я находил несколько в разных местах.
Вообще, здесь удивляет разнообразие используемых шпал: бетонные, деревянные с пропиткой, деревянные без пропитки, деревянные из чего попало, даже немного кругляка. Постепенно увидим все.
Кто проживает на дне океана около депо? ПВ-40 без стёкол и маленький снегоочиститель.
Подробно про подвижной состав на этой УЖД в 2022 году в материале ниже.
Рабочая ретро-бензоколонка. Правильный учёт топлива – залог успеха!
ПВшка изнутри выглядит достаточно сохранно, не имея окон. Фотографии из поста за год до моего визита, однако, показывают, что состояние вагона сильно ухудшилось.
Надеюсь, что "хорошая" ПВшка с окнами, печкой и плитой хранится в депо, нельзя ведь просто взять и потерять отремонтированный вагон?
Оставили послание какой-то Ане. Надеюсь, она в курсе.
Встречаются и довольно редкие штуки, такие как переходник между разными рельсами (поправьте в комментариях, как это правильно называется). Интересно, что в само депо заходит более маленький рельс.
Рядом проложен подъездной путь к торфобрикетному заводу.
Грязь действительно замёрзла, но только на пару сантиметров. Накат и следы от колёсных реборд присутствуют.
У разгрузки торфобрикетного завода стоит одинокий вагончик.
По классике узкоколеек, кривые набраны из прямых рельсов.
Теперь двинем в сторону треугольника и торфополей. На примыкающем тупиковом пути отстаиваются гружёные вагоны.
Идём в сторону треугольника и проходим по одной его стороне, начинается прогулка в сторону торфополей.
Периодически встречаются бетонные шпалы, а иногда их вообще нет.
На снегу только следы животных, люди здесь не ходили.
Вокруг только невысокий подлесок, болота и старые делянки, зарастающие деревьями. И тишина, звенящая тишина! Ни души, ни ветерка.
Вся местность пронизана ручьями и водоотводящими каналами.
Время для перекуса, и пора идти дальше.
Периодически справа и слева, иногда пересекая железный путь, появляется техническая дорога, колеи по земле.
Вблизи одного из таких переездов было найдено «гнездо вахтовика». Так как окружающие поля вроде как не действуют, и стоящей техники не видно, то не вполне понятно, для чего нужны эти постройки, и кто там жил.
По всей видимости, это же место посещали экскурсанты в 2014 году, о чём можно почитать ниже в статье о путешествии, где приводится много информации, фотографий, схемы и интересные факты (например, про ссылку Солженицына в Мильцево, его жизнь здесь и преподавание в Мезиновской школе, написание произведения "Матрёнин двор"). Если у вас до сих пор вопросы, зачем сюда ехать и что здесь интересного, то отвечу, что я сам не знал и доли приведённой информации, пока не стал изучать тему. К тому же, можно сравнить, какие изменения накопились за почти 10 лет и посмотреть на сам торфобрикетный завод и депо изнутри. Следом ссылка на ЖЖ 2016 года.
Время не позволило дойти до действующих торфополей, а движения, как я уже сказал, по выходным нет. Нет шансов напроситься в тепловоз. Идём назад, любуясь садящимся солнцем. Холодает.
Приближаемся назад к треугольнику.
Теперь уходим направо. Путь налево идёт в депо, откуда мы и пришли.
Начинает поджимать время, нужно поторапливаться. Держу путь на западную сторону посёлка. Накат здесь гораздо слабее, видно, что движения почти нет. В какой-то момент накат пропадает совсем, потом ржавые рельсы зарастают высокой травой, на головках рельсов лежит снег. Внезапно затерянный в траве путь заканчивается без всякого обозначения. Дальше видно только щербатую, в следах от выкорчеванных шпал, бывшую насыпь, по которой идёт тропинка. Пора возвращаться в посёлок.
Путь лежит мимо таких вот домов, во дворе сушится бельё.
Вот уже снова на платформе Торфопродукт в ожидании электрички, всё в том же направлении на Вековку. Нужно проехать две остановки до станции Нечаевская.
Нечаевская
Во-первых, это старинная деревня, и сюда можно просто приехать изучать деревянное зодчество, наличники и сельский быт, а заодно доехать до национального парка Мещёра и Гуся-Хрустального.
Во-вторых, здесь две железные дороги разного подчинения, их пересечение и две пассажирские платформы, собственно Нечаевская на линии Вековка – Москва (Московская железная дорога), а также 77 километр на тупиковой линии Тумская – Владимир (Горьковская железная дорога). Строительство этой линии — отдельная история, и она неразрывно связана с узкоколейных и железными дорогами всего региона. На конечной станции в посёлке Тума даже организован музей узкоколейной техники под открытым небом, и отсюда же уходил последний пассажирский поезд в ведении РЖД вплоть до 2007 года. Сейчас у РЖД вообще нет своих узкоколеек, все они принадлежат предприятиям, регионам или даже частникам, а большая часть ликвидирована.
Перешитый когда-то на широкую колею, это последний сохранившийся участок знаменитой Мещёрской магистрали, простиравшейся от Рязани до Владимира.
Удивительно, что на малодеятельной неэлектрифицированной линии до сих пор сохраняется пассажирское движение, пусть всего и две пары поездов в сутки.
За 15 минут средним шагом можно дойти от Нечаевской до 77 километра. Как раз с небольшим запасом есть время до прибытия поезда в 16:31.
Путь, разумеется, всего один, платформа низкая длиной примерно в полтора вагона.
Неподалёку видим путепровод, это и есть пересечение путей Горьковской и Московской железных дорог. Вперёд линия уходит на Тумскую, оттуда скоро появится поезд.
Расписание лучше сверять в сети, потому что на платформе его никто не обновлял, и оно устарело.
На 77 километре посадка производится во второй вагон. Первый не использовался совсем, во втором и третьем можно было разместиться.
Интересно, что в поезде работают проводник, отвечающий за состояние вагона и открытие дверей для посадки и высадки, и сборщик податей кассир-контролёр ВВПК с билетными терминалами.
В вагонах тепло и уютно. Год назад подвижной состав обновили. Титанов с горячей водой нет (закрыты) зато есть кулер с холодной водой, удобные сиденья и нормальный чистейший биотуалет с водой и мылом (правда без бумаги). Когда я попросил, то мне принесли чашку кипятка. Откуда взяли, осталось в секрете. Спасибо, добрая проводница!
Дорога проходит неспешно. Колёса стучат на стыках, как в детстве, иногда скрипят или гудят рельсы. Периодически звук "поющих рельсов" точно такой же, как в моём родном Саровском поезде при следовании от Сатиса в Шатки. Комфорт в вагоне выше всяких похвал! При этом, здесь неминуемо чувствуется дух нашей глубинки, но какой-то добрый, отзывающийся в душе.
Через несколько минут после отправления темнеет. Уже в Гусе-Хрустальном становится совсем темно.
Можно изучить окружение. Непривычно, приехав за три часа из Москвы, увидеть «нижегородоцентричную» схему линий Волго-Вятской ППК. По привычке хочется всё продолжать отсчитывать от Москвы. Интересная деталь: на схеме Тумское направление (о, как!) и участок Муром – Вековка (Арзамасское направление) находятся в противоположных концах. В действительности же эти линии практически соприкасаются друг с другом.
Но всё логично, это другая железная дорога. И если вы купили билет по банковской карте (а с этим вообще нет проблем, равно как и нытья «сейчас связи нет, терминал не сработает» – учитесь, ЦППК!), то транзакция проходит как оплата по Нижегородской системе Ситикард. Напомню, что в Нижнем и области оплачивали проезд в метро и наземном транспорте напрямую банковскими картами при входе задолго до того, как это стало мейнстримом внедрили в Москве. Молодцы!
Владимир
Поезд прибыл во Владимир. Дальше только электричка ЦППК в Москву или нижегородская Ласточка. До Ласточки есть время поужинать. Провожаю взглядом поезд, который совсем не выглядит, как пригородный.
Тепловоз сразу готовят к отцепке и скоро перецепят на другую сторону, чтобы вести поезд обратно до Тумской.
Пока говорю «до свидания» Мещёрскому краю. Но я сюда обязательно вернусь! Пройду и проеду подальше и подольше.
Казалось, что утром я выехал в неизвестность, но царапнул лишь верхушку айсберга.
Познавательные ссылки по теме
Возможно, скоро я начну публиковать архив с путешествиями по разным УЖД с 2019 года. Следите за публикациями, дорогие читатели!