Предыдущая часть здесь
Начало здесь
Мне показалось, что шеф неподдельно обрадовался моему возвращению. Думаю, у него были все основания ожидать, что я лишь фыркну в их адрес и оставлю разгребать проблемы самостоятельно. Я же примчалась с первой же лошадью.
Тем сложнее мне было приступить к переговорам о финансовой части нашего нового сотрудничества.
И все-таки, обсудив порядок работы на ближайшее время, пока они не найдут нового главбуха, я набралась духу и обозначила свое пожелание двойной оплаты. Буквально в последнюю минуту я вспомнила о еще одном аргументе, который делал мою просьбу совершенно правомерной.
Директор согласился безоговорочно.
Не знаю, успел ли он подумать про шантаж, или был слишком был рад, что его не бросили, но я поторопилась сказать:
-Вы не думайте, вам эти деньги вернутся многократно. Я ведь так и не успела из-за постоянных разборок подать уточненные декларации по НДС и вернуть налоговый резерв. А там два с половиной миллиона, которые "потеряла" прежний главбух. Сейчас наконец я это сделаю.
Шеф оживился: в постоянных дрязгах последних месяцев мы оба совершенно забыли о моей находке, подтвержденной аудиторами. Наверное, справедливо, что я получу некую премию за то, что вернула фирме ощутимую сумму денег.
-Спасибо, что согласились помочь, - сказал директор. - Пока вы здесь - можете работать в любом удобном для вас графике. Придерживаться трудового распорядка я вас больше не заставляю.
-Это здорово, - согласилась я. - Потому что у меня начались собеседования, и я периодически буду исчезать. Разумеется, после того, как сдам НДС в ближайшие три дня.
-И еще, - добавил шеф. - Разборок можете не опасаться. Марина вам больше ни одного плохого слова не скажет. Я с ней хорошо поговорил.
Под "хорошо поговорил" обычно подразумевалось то, что начальник за закрытыми дверями навешивал нехилых люлей накосячившему работнику. Исключений для родственников он не делал.
"Теперь понятно, почему Марина стала такой доброй, - подумала я. - Видимо прониклась последствиями своей "деятельности" по полной программе".
Сдать декларацию оказалось сложнее, чем я думала. За время моего отсутствия Федора нехило напортачила в базе, поудаляла множество операций, либо понасоздавала фиктивных, не подтвержденных документами. Мне за три дня и пришедшиеся на них выходные пришлось с нуля выверить все суммы.
Сдать отчет я успела.
О том, чтобы остаться работать вместе дальше, вопрос не стоял ни у меня, ни у шефа. Какими бы теплыми ни стали наши отношения после возвращения, нам обоим было очевидно, что пережитый инцидент все равно будет отравлять жизнь, как бы мило мы ни улыбались друг другу. Поэтому я тихо и спокойно ждала, пока мне найдут замену, и сама в это время не спеша подыскивала другое место.
Собственно, мне уже становилось очевидным, что разбежаться по сторонам - в моих интересах - новые предложения по работе были куда заманчивее по деньгам, да и добираться до этих мест было намного удобнее в огромной Москве. Ведь не будет же шеф вечно платить мне двойной оклад, а прежний за почти год работы успел устареть. К тому же за год работы в бухгалтерии я успела окончательно понять, что аудит мне все же ближе и интереснее.
Новый главбух появилась почти перед самым Новым годом.
Поначалу мы с девочками из моего отдела недоуменно переглянулись, и видимо подумали об одном и том же:
"Не может наш любимый шеф обойтись без странных дамочек".
Дама и впрямь на первый взгляд выглядела странновато: на вид ей было где-то за 50, но прическу она носила как у девочки - заплетала длинные волосы в толстую косу. И эта коса так же не взялась с грубым, почти уходящим в бас, громоподобным голосом.
Но когда в кабинет пришел программист 1С - я неожиданно посмотрела на женщину совершенно другими глазами.
С нового года в фирме планировался переход в другую учетную программу. И новый главбух сходу приступила к активному ее внедрению в работу. Слушая, как четко она ставит задачи программисту, я с трудом ловила норовящую упасть челюсть.
Тетка явно "шарила" в своей работе, и шарила преотменно. Но главное - она обладала редкими для бухгалтера знаниями - программиста 1С.
Если я вижу перед собой умного человека - мне становится совершенно плевать, как он выглядит. Да хоть с дредами и пирсингом. В новую главбухшу я была готова влюбиться, задружиться и всё такое, если бы мне не предстояло через несколько дней снова прощаться с коллективом.
Тем не менее, мы успели весьма дружелюбно пообщаться.
Незадолго до моего ухода в кабинет зашел директор и, улучив момент, когда новенькой рядом не было, поинтересовался у меня:
-Как вам наш новый главбух?
Было очевидно, что на этот раз ему очень важно узнать мое мнение.
-Слишком громко кричит и выглядит необычно, - сказала я. - Но надеюсь, что вы с ней сработаетесь. Потому что если это случится, то я буду за вас совершенно спокойна. С ней вы в надежных руках.
Шеф радостно заулыбался. После всего случившегося, ему очевидно и самому было страшно начинать новую жизнь с новым человеком. Но после моих настойчивых попыток удержать его от влезания в неприятности с Федорой, он убедился в моей честности, и мнению моему стал доверять.
Примерно в эти же дни я получила интересное предложение в консалтинговую фирму - руководителем отдела аудита.
Перед вторым и окончательным уходом я снова организовала чаепитие с тортами.
-Вы так разоритесь, если после каждого возвращения угощать нас будете, - пошутил директор.
Мне и правда стало смешно, но я сочла уместным промолчать. Хотя с языка просто рвалось: если каждый раз мне по возвращении будут удваивать гонорар - то подобные траты я как-нибудь переживу.
Мое желание задружиться с новым главбухом Тамарой сбылось совершенно неожиданно. Долгое время она названивала мне, уточняя особенности учета в фирме. В отличие от Федоры, ей я не отказывалась ей помогать - приятно иметь дело с человеком, который говорит с тобой на одном языке.
Полгода спустя она позвонила мне совершенно по другому поводу и неожиданно перешла на "ты".
-Слушай, я тут у тебя в компе нашла файл со странным названием "Ябеда". Что за бред, думаю. Открыла его, а там такое!!! Это же твоя докладная директору на Федору, да? Нет, ну про эту самую Федору здесь с самого моего прихода легенды ходят, но я даже представить себе не могла масштаб бедствия! И что, после такой обстоятельной служебки шеф все равно тебе не поверил?
-Не поверил, - призналась я.
-Вот это баба! Ничего себе - так уметь людям мозги пудрить! (она высказалась грубее, но из уважения к правилам Дзена я смягчила ее формулировку).
С того времени наше общение стало менее формальным.
А еще через год началась моя история с Масей. В этот же период у меня образовался в клиентах крупный холдинг, которому я пару раз оказала услуги в частном порядке. После этого меня пригласили постоянному сотрудничеству, но для этого нужно было открыть собственную аудиторскую фирму.
Первый же проект оказался очень сложным, требующим глубоких знаний не только в учете, но и в программировании. И тогда я уже сама позвонила Тамаре.
К моей огромной удаче, фирма, где мы по очереди успели поработать, решила переместиться в Подмосковье, и Тамаре пришлось тоже оттуда уйти. Она оказалась вольной птицей, и с вдохновением подключилась к решению новой интересной задачи.
Совместная работа сблизила нас, и мы подружились. Тамара оказалась одной из немногих друзей, кто безоговорочно поддержал мое решение взять приемного ребенка. Впоследствии она не раз приходила мне на помощь, когда я оказывалась в почти безвыходной ситуации.
В ноябре 2009 года моей больной раком маме неожиданно стало плохо. Ее увезла скорая, как оказалось впоследствии - навсегда.
Так вышло, что аккурат в этот период Детский папа на несколько недель выпал из нашей жизни, и я оказалась с двумя детьми на руках и один на один с бедой.
Врачи уже прямым текстом сказали, что мама уходит. Я хотела последние дни провести с ней и сделать все, чтобы облегчить ее состояние. Но мне не на кого было оставить Масю и сына. Вот тогда-то я и узнала, как мне повезло с друзьями.
Сначала к моим детям пришла подруга Марина*, та самая, которая много лет спустя хотела вопреки моим уговорам взять мальчика из детдома, и слава Богу, не взяла. Ради того, чтобы помочь мне, она оставила дома собственного сына-подростка, уезжавшего в другой город. Из-за нас она не смогла его проводить на поезд, и вынуждена была перепоручить ребенка мужу.
Так или иначе, какое-то время спустя ее все равно нужно было высвобождать, и тогда я позвонила Тамаре. Но она находилась в дороге - ехала на машине из другой области. Узнав о моей беде, Тамара только спросила:
-Мне еще примерно два часа ехать. Продержишься?
-Да, - всхлипнула я.
Она действительно примчалась через два часа и забрала детей на несколько дней к себе домой, пока ей на смену не приехал наконец Детский папа.
Оставалась она с детьми и позднее, когда меня неожиданно решили отправить в командировку, а мамина сестра, выручавшая нас в таких ситуациях, не смогла приехать. От благодарности в денежной форме Тамара категорически отказывалась. Ей было достаточно, что я каждый раз брала ее в свои проекты, если таковые появлялись.
Со временем она сменила имидж - сделала короткую модную стрижку, здорово похудела, и помолодела лет на двадцать. А затем и вовсе встала на ролики и в свободное от работы время рассекала на колесиках по Москве в молодежных шортах.
Я любовалась и по-доброму завидовала ее живости.
Вряд ли я смогу быть такой в свои 60+.
К сожалению, директор ушел из жизни несколько лет спустя. Очень жаль его. Классный был дядька, хоть и облажался так неожиданно. Тем не менее, дело его живет, фирма процветает по сей день, а продукцию этой фирмы можно найти в любом супермаркете.