Кто-то придумал серые краски. Бледные, невзрачные, с добавлением огромного количества белил, мутные, кроющие как гуашь, их и акварелью называть не хочется.
Ну не будем же мы красить асфальт серым цветом в каком-нибудь городском пейзаже..
Однако практически у каждого, уважающего себя производителя, имеется в арсенале хотя бы одна такая специфическая красочка.
А некоторые производители, не на шутку вдохновившись, выпустили целые серии тюбиков с мутно-серым содержимым, слегка различающимся по оттенкам. Например, Mijello.
Не похоже, чтобы художники выстраивались в очередь, мечтая приобрести товар этой линейки. Уверена, что серые краски продаются из рук вон плохо по причине непонимания художниками способа применения и надобности данного материала.
Но способ применения существует.
Многие из нас давно освоились с «Лавандой», и без неё не представляют себе дальнейшее творчество, с акварельными белилами тоже разобрались.
Когда-нибудь и серые краски войдут в наши палитры как нечто неотъемлемое.
Попробуем разобраться, для чего серые краски могут пригодиться.
Я сейчас не рассматриваю графические работы в критически ограниченной цветовой гамме, выполненные серой краской. Среди них есть интересные и талантливые, но такой подход является скорее исключением, чем правилом.
Но и всем нам, любителям цвета, не желающим ни в чём себя ограничивать, серая краска очень даже может пригодиться.
На сегодняшний день я вижу три способа её применения.
▫️Для создания серой виньетки. То есть для того, чтобы погасить насыщенность красок по периферии.
Приближаясь к краю листа, начинаем подмешивать серую краску к пигментам, используемым в работе. В результате на передний план выходит центр композиции, а периферия гаснет и не мешает восприятию главного.
Это очень широкое применение серым краскам. Практически, любой работе будет полезна серая виньетка.
▫️Серые краски можно использовать в роли белил, подмешивая в тени. Это сделает тени чище и плотнее, а также придаст работе пастельность. Краски меньше будут проваливаться в бумагу и ровнее ложиться. Получится белильно-пастельная акварель, этот приём тоже имеет право на существование.
▫️Но главное достоинство серых белильных красок - это возможность оказания «скорой помощи» и «услуг реанимации».
Серая краска способна спасти испорченную работу. Ту, которая зашла в тупик, потеряла цельность и главный план, превратившись в безвкусный калейдоскоп.
Просто берём широкую кисть, пачкаем её в светло-серой краске и закрашиваем в своей акварельной работе всё лишнее, мешающее и отвлекающее. Обобщаем. Цвета, покрытые слоем серой краски, гаснут, некоторые исчезают вовсе. Главный план начинает звучать, избавленный от конкуренции.
Вот пример моей работы, спасённой при помощи серой краски:
Видеоролик процесса для этой работы будет опубликован. В нём отчётливо видно, как я беспощадно мазюкаю серой краской поверх всего написанного ранее.
Таким образом, предлагаю художникам, любителям акварели, обзавестись хотя бы одной белильно-серой красочкой какого-нибудь нейтрального оттенка (любого производителя). Понимая, для каких целей она может пригодиться, мы сможем грамотно и с пользой её применять.
И, возможно, в скором времени эта краска окажется одной из самых важных и востребованных в палитре.