Найти тему
Таня-джан

Как мы ходили на спектакль в театр марионеток Резо Габриадзе

На день рождения мне подарили билеты в театр марионеток Резо Габриадзе!

Кстати, если вы читаете меня впервые, то я — Таня, сейчас живу в Тбилиси. В этом блоге рассказываю о своей жизни, увлечениях и путешествиях.

На спектакль мы еле успели из-за задержавшегося автобуса. На билетах было предупреждение о том, что после начала представления опоздавших в зал не пускают, и мы боялись, что и правда не пустят.

На входе у нас проверили билеты и пустили в маленькое фойе. С одной стороны проход к туалетам, с другой — лестница, ведущая в уютный зал. Если и есть какие-то служебные помещения, то они наверняка тоже микро-. Театр, получается, очень компактный.

Начало немного задержали. То ли у актеров что-то пошло не по плану, то ли ждали опоздавших, чтобы избежать лишних конфликтов. Я склоняюсь к этому варианту, потому что какая-то женщина периодически заглядывала в зал и как будто считала пустые места.

А пока ждали начало, мы разглядывали зал и слушали повторяющиеся записи про запрет на телефоны и фото-/видеосъемку.

Запрет на использование телефона
Запрет на использование телефона

Кстати, про язык. На сайте театра в информации именно к этому спектаклю не указано ничего про русский или английский языки. Мы предположили, что английский тоже должен быть, но на всякий случай я написала аккаунту театра в социальной сети — мне ответили, что для всех спектаклей у них доступны английские субтитры.

Каково же было наше — приятное! — удивление, когда на входе в зал мы получили наушники с русским дубляжом!

Вот такие наушники, громкость можно регулировать. Именно по ним перед спектаклем в крутились записи про запреты
Вот такие наушники, громкость можно регулировать. Именно по ним перед спектаклем в крутились записи про запреты

Аудио дорожка не отставала и не спешила, как я боялась. Нет, все было идеально. Если нет необходимости в субтитрах, я бы посоветовала именно слушать дубляж, потому что частенько он различался с субтитрами и, как по мне, лучше передавал колорит сюжета.

Итак, сам спектакль — «Бриллиант маршала де Фантье» — буффонада.

В самом начале на сцене усадили рассказчика — куклу-старика. Ему зажгли сигарету и позволили рассказать предысторию. Но перед этим он попросил прощения у тех, кого не пустили в зал, и тех, кто может не простить дурачества, с которым будет рассказана история. Старик затягивался и жестикулировал, и я почти сразу поверила в то, что это не кукла, а самый настоящий человек.

Для меня это очень необычный опыт — люди на сцене есть, но они не говорят и никак не взаимодействуют со зрителями, а только управляют куклами. В итоге ты быстро переключаешься на кукол и актерами начинаешь воспринимать именно их.

Они не просто размахивают руками, а жестикулируют как люди, как очень эмоциональные люди. То главный герой тянется руками ко рту, то он хватается за шпагу в порыве возмущения. В сцене его драки с бандитами халявили только бандиты, за что и поплатились😁

Дальше будут спойлеры. Я просто обожаю спойлеры, но если вы нет, а спектакль посетить собираетесь, дальше не читайте.

По сюжету главный герой — грузинский князь. Прославленный воин в летах, по утверждениям рассказчика, немного сумасшедший. Вероятно на фоне ПТСР, но подтверждений своей догадке, как и в целом комментарию куклы-старика я не нашла. Князь вполне адекватен, честен и благороден в своих порывах, просто, возможно, его представления о мире успели немного устареть ко времени, в котором развивались события спектакля.

Князь становится почетным гостем на свадьбе девушки, на которой из-за проделок местной свахи не смог жениться сам. На рассвете за праздничным столом, из-за которого все никак не отпустят молодоженов, он начинает очередной тост. И его прерывает посыльный с двумя письмами.

В первом ему сообщают о смерти его дяди с офрацуженной фамилией и выражают соболезнования от имени всей Франции, во втором рассказывают, что в наследство ему достался самый крупный бриллиант в мире. На страничке спектакля указано, что в камне 9 747 карат, однако в спектакле называют цифру поскромнее — 5 000+ карат.

Интересное наблюдение для меня как для человека, пытающегося учить грузинский. Фамилия князя — Пантиашвили, его дяди — Фантье. Из этого я делаю вывод, что по-грузински фамилия начинается с буквы ფ. Она означает звук «п» с придыханием (пока что я слышу это так, потом, возможно обновлю свои представления), и этой буквой грузины обозначают звук «ф» в заимствованных словах, потому что ни звука такого, ни соответствующей буквы у них нет. Пиле, говорят, описи, телепони и так далее.
Чтобы проверить свою догадку, я заглянула в афишу. В своих познаниях грузинского я преисполнилась настолько, что могу прочитать надпись на ней: რეზო გაბრიაძე... მარშალ დე ფანტიეს ბრილიანტი. Там так и написано — «Резо Габриадзе... Бриллиант маршала де Фантье». Изображение с сайта gabriadze.com
Чтобы проверить свою догадку, я заглянула в афишу. В своих познаниях грузинского я преисполнилась настолько, что могу прочитать надпись на ней: რეზო გაბრიაძე... მარშალ დე ფანტიეს ბრილიანტი. Там так и написано — «Резо Габриадзе... Бриллиант маршала де Фантье». Изображение с сайта gabriadze.com
Но хватит отвлекаться, у нас тут сюжет развивается.

Князь и отец невесты, то есть его несостоявшийся родственник, бросают все и всех, ловят поезд и разворачивают его на Париж. У князя есть 10 дней на то, чтобы вступить в наследство и тот факт, что машинист везет рожающую свинью на, собственно, роды, их не волнует. Под визги свиньи они устремились в столицу Франции.

В пути за ними начала следить французская шпионка, которая исключительно ради блага своей страны завязала чересчур близкие отношения с сопровождающим их парнем. Мне показалось, что этот парень был как раз молодоженом, и я очень этому возмутилась, но могу и ошибаться.

По их прибытии французы, не желавшие, чтобы камень покидал их страну, озвучили князю новое пожелание дядюшки: в оставшуюся неделю он должен жениться. И по совету шпионки подсунули ему прекрасную маркизу, которую шантажировали тем, что в случае отказа ее жениху не выделят денег на его проект.

Князь и маркиза. Изображение с сайта gabriadze.com (фотографировать в зале было запрещено)
Князь и маркиза. Изображение с сайта gabriadze.com (фотографировать в зале было запрещено)

Князь влюблен, свадьба назначена, но вдруг в Париже объявляется та самая сваха.

Дальше будет спойлер в квадрате. Если мне вдруг напишут представители театра, я его уберу, но сейчас промолчать не могу: стараниями свахи маркиза выходит замуж за своего инженера. Зачем это надо свахе? Не знаю, был ли изначально план таким, но качестве невесты она предложила князю себя😁

Нам прямо не сообщают, чем закончились их переговоры. Но князь потом заявился к маркизе с бриллиантом и подарил ей камень, чтобы ее инженер смог построить свою башню, а импрессионисты, которым она покровительствовала, могли «творить во времена капитализма».

Вроде бы закончилось хорошо, да только машинист поезда, которого князь все не отпускал из Парижа, продал поезд, и теперь им всем не на чем было ехать домой.

Тут нам и Кутузов с Наполеоном — с первым князь дружил, второй подарил ему шпагу; и импрессионисты Ван Гог, Гоген и иже с ними; и даже Густав Эйфель со своей сумасшедшей мечтой о башне — это он был инженером, замуж за которого собиралась и в итоге вышла маркиза. С точки зрения исторической достоверности спектакль не выдержал бы никакой критики, наверное, но нас в самом начале о чем-то таком предупредили.

Очаровательный спектакль, я была в восторге! Мы точно пойдем в театр Габриадзе еще. Если вы можете что-то посоветовать, посоветуйте, пожалуйста!

***

Благодарю за внимание!