Найти тему
МИР (Море История Россия)

Кому шли сдаваться корабли из Новороссийска?

Чем отличается Скаппа Флоу от Новороссийска?

Странный вопрос? Отнюдь нет, и та и другая гавань стали немыми свидетелями затопления флота. Только в первом случае топился немецкий флот, во втором флот Черноморский. Отличие только одно: немецкий флот "топился" в полном составе. Из Новороссийска же ушла часть флота. Ушла, чтобы сдаться врагу.

Напомню о чем идет речь. 17 июня 1918 года, вопреки поступившему приказу, бывший капитан 1 ранга Тихменев оставшийся за командующего флотом, приказал всем кораблям выйти на внешний рейд; за линкором «Воля» (под флагом Тихменева) последовали эсминцы «Поспешный», «Беспокойный», «Дерзкий», «Живой», буксируемый «Живым» «Жаркий» (чья команда разбежалась), вспомогательный крейсер «Траян» (статьи в Википедии упорно зовут его "Трояном", хотя "троян", это немного другое понятие), а позже вышел эсминец «Пылкий».

Тихменев назначил уход на 10 вечера, пытаясь увести также «Свободную Россию». Попытки заменить её машинную команду офицерами и гражданскими мастерами потерпела неудачу. Вышедший вечером на рейд миноносец «Громкий» не собирался присоединяться к уходящим, а был вскоре затоплен своей малочисленной командой. Ночью соединение Тихменева — «Воля», миноносцы «Дерзкий», «Поспешный», «Беспокойный», «Пылкий», «Живой», «Жаркий» на буксире у вспомогательного крейсера «Траян» и плавучая база быстроходных катеров «Креста» — ушло в Севастополь.

Мы уже посмотрели судьбу линкора "Воля", двух турбинных "новиков" ("Безпокойного", под командованием лейтенанта Лазарева и "Дерзкого" под командованием лейтенанта Житкова), одного эсминца типа "Лейтенант Пущин" ("Живого", который был уведен л-том Галафре). ВСЕ они стали немецкими кораблями (есть даже немецкие тактические номера этих кораблей).

Но, может, судьба других кораблей была иной? Может. правда, над другими кораблями реяли андреевские (или, хотя бы украинские) стяги? Увы, нет.

"Жаркий" (командир л-т Хрущев)

Эсминец, а, по сути, миноносец "Жаркий", постройки 1905 года был родным "братом" "Живого". Это была последняя серия "контрминоносцев" с паровой машиной.

Водоизмещение: 450 т.

Размеры: длина - 65,8 м, ширина - 6,4 м, осадка - 2,85 м.

Скорость хода максимальная: 24 узла.

Дальность плавания: 1370 миль при 12 узлах.

Силовая установка: 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 4 котла, 2 винта, 6000 л.с.

Вооружение: 2х1 75 мм орудия, 4х1 7,62-мм пулемета, 2х1 надводных 457-мм торпедных аппарата.

Экипаж: 72 чел.

Но уходил он в Севастополь практически без экипажа: на борту был только командир и швартовная команда с "гидрокрейсера" "Император Траян".

Сделаю небольшое отступление, дабы был понятен весь массшаб ситуации (и не было НИКАКИХ иллюзий)

Благодаря предательству контр-адмирала Остроградского-Апостола 1 мая 1918 года, находившиеся в Севастополе, "Зоркий", "Звонкий", "Жуткий" и "Завидный"    были захвачены германскими войсками. Уже 7 мая находящийся в хорошем состоянии "Зоркий" вошёл в состав германского флота с бортовым номером R-10 и использовался как посыльное судно.

В июле 1918 немцы вывели на испытания R-11 (Звонкий), R-12 (Жуткий) и R-13 (Завидный). Два последних из за плохих результатов в строй не вводились. Потом к ним попал "Живой", которого они достаточно быстро сделали R-12, вместо "Жуткого".

-2
-3

Потом в этой "когорте" под номером R-13 появился "Жаркий".

"Поспешный" Главный оппонент В.А.Кукеля, бывший капитан 2 ранга Николай Рудольфович Гутан сделал еще одни шикарный "подарок" немцам, которые никак не могли ввести в строй "Счастливый", "подаренный" им адмиралом М.М.Остроградским.

-4
-5

Если "Безпокойный" вместо "Счастливого" (которого немцы так и не смогли довести до ума) стал немецким R-1, то его "брат" "Дерзкий" стал R-02 (вместо "Быстрого", стоявшего с разобранными турбинами), "Поспешный" стал R-03 (вместо выбросившегося на камни "Гневного", которому немцы планировали присвоить этот номер.

Таким образом, благодаря "героическому" поступку этих "офицеров" немцы получили дивизион из трех вполне исправных "новиков".

Далее все традиционно (как у всех) После ухода германских войск из Севастополя в декабре 1918 года «Поспешный» перешёл под контроль английского командования, на корабле был сформирован английский экипаж. 24 января (6 февраля) 1919 года корабль был передан в состав Черноморского флота ВСЮР, став вместе с крейсером «Кагул» одним из самых боеспособных кораблей. «Поспешный» участвовал в Одесском десанте и во многих других операциях флота ВСЮР на Чёрном и Азовском морях в 1919-1920 годах (об этом чуть позже). Ну, и дальше, все, как у всех, с финалом в Бизерте.

"Пылкий"

Еще один подарок капитана 2 ранга Гутана немцам (на корабле отсутствовал офицерский состав) Немецкий номер уточнить пока не получилось, но, экипаж на нем был немецкий, и корабль был на ходу.

-6

В принципе, из трофейных кораблей немцы сформировали пять дивизионов по три корабля (потом, как наберу полный пакет документов, дам статью). На ходу у немцев числятся девять эсминцев (бывших наших). Так, к примеру, под номером R-04 числится эсминец "Капитан Сакен", (но, это отдельная история)

Про румынский гидрокрейсер "Император Траян" мы уже немного рассказывали

Император Траян в Севастополе
Император Траян в Севастополе
-8

Корабль простоял в Севастополе, и был возвращен в 1919 году румынам. Дальнейшую судьбу проследить я пока не смог.

Насчет плавбазы "Креста". я пока нахожусь в задумчивости, ибо она упоминается в мемуарах Гутана, но информации по ней минимум (подсобираю материал, позже дам статью).

Две забавных детали во всей этой истории: я упоминал мемуары бывшего капитана 2-го ранга Николая Рудольфовича Гутана. Они написаны так, как будто он вообще в этих событиях не участвовал. Я неточно выразился. Его работу нельзя назвать мемуарами, он пишет так, как будто в вышеозначенных событиях он не участвовал. Вторая интересная деталь: вместе с эскадрой вышел эсминец "Громкий" (еще один "новик" типа "Счастливый").

О нем В.А.Кукель пишет: "Впоследствии выяснилось, что миноносец «Громкий» (командир — бывший старший лейтенант Новаковский), имевший столь небольшое количество личного состава, что дальше параллели Дообского маяка он идти под своими машинами не мог, отказавшись от предложения командующего флотом взять его на буксир, был затоплен своей командой".

Мемуары дополняют эти данные еще одной деталью: на запрос с "Воли" не нужна ли помощь чтобы дойти до Севастополя, эсминец достаточно жестко ответил "Сам дойду куда мне надо". После чего начал процедуру затопления.

Он был затоплен на глубине 42 метров (на траверзе мыса Мысхако, в 3 милях от Широкой балки). В 1947 году, при выполнении работ по разминированию Цемесской бухты эсминец был обнаружен лежащим на грунте на левом борту и был обследован водолазами. Из-за сильной коррозии корпуса, надстроек и механизмов подъём корабля был признан нецелесообразным. По логике, он и сейчас лежит на дне.

Попалась "забавная" статья, которая называется "Два противоположных, но верных выбора: к истории затопления кораблей Черноморского флота в 1918 году" Автор которой делает достаточно странный вывод:

"А вся эта история в целом – хороший пример трагического выбора в ситуации, когда две взаимоисключающих позиции в равной мере являются верными, а герои есть с обеих сторон".

"Википедия", пытаясь оправдать эту измену, сочинила сказку о том, что корабли якобы шли сдаваться русскому контр-адмиралу Канину (которого даже не было в Севастополе).

Нет, господа, уход части флота в Севастополь, это не только измена Родине в чистом виде, но и предательство по отношению к бывшим союзникам по Антанте. Можно сколь угодно оправдывать этот поступок с точки зрения "классовой ненависти", но шила в мешке не утаить. Ради собственного благополучия отдельные "офицеры" пошли на предательство.