В Балаклаве, которой в 2004 году исполнилось условные 2500 лет, по понятным причинам сохранились далеко не все объекты, которые могли бы представлять интерес для современных жителей.
Крепость давно утратила свой исторический облик, поскольку ее оборонительные функции после первого применения огнестрельного оружия в 1434 г. оказались не слишком актуальными. Хотя еще некоторое время продолжалось строительство башен и стен (до 1467 г.), в дальнейшем – после взятия крепости турками в 1475 г., о поддержании крепостных стен и башен тщательно уже не заботились: камень разбирали на постройки местные жители, крепостные сооружения не щадили войны. В настоящий момент осталось несколько башен: башня Барнабо Грилло около нижней смотровой площадки, башня с обручами, башня Баттисто Олива с восточной стороны перед входом в крепость, башня №6, когда-то выполнявшая двоякую функцию – резервное водохранилище и элемент укрепления, и донжон. Как выглядела крепость прежде, можно увидеть на картинах, оставленных предками в разные временные периоды.
Гербы и надписи
Как нас уверяют путешественники и историки, прежде каждая башня, сооруженная при том или ином консуле, несла на себе мраморную доску с упоминанием имени консула, при котором была поставлена: крепость достраивалась постепенно. Но судьба всех генуэзских надписей из прочих укреплений, и Балаклавского в том числе, плачевна: как в том нас уверяет г. Юргевич В., исследовавший места присутствия генуэзцев в Крыму в 1861 г.:
…Из иных выпали или были вынуты надписи и гербы, или изгладились до такой степени, что их разобрать невозможно. От того многих надписей и гербов, виденных и описанных путешественниками, мы напрасно ищем на их первоначальном месте или не находим совсем. Часть их хранится в феодосийском и одесском музеях; иные лежат на землях или скрываются под грудами камней; иные заштукатурены; многие, по всей вероятности, находятся у окрестных жителей; наконец, по свидетельству Канале, четыре камня были вынуты в Балаклаве с распоряжения Сардинского главнокомандующего генерала Ламармора и отправлены в Геную…
Ни большинства башен, ни досок мы уже не увидим, хотя каждая из них представляет исторический интерес. Так, например, был обнаружен занимательный герб «с изображением в щитах двух рыб, имеющих вместо голов цветы лилий и с каждой стороны по одному ангелу, сверху же крест».
Предполагают, что это герб принадлежал крепости Чембало, и он наряду с гербом Генуи и родовым присутствовал на некоторых из мраморных досок, закладываемых при строительстве или реконструкции сооружения.
И еще несколько таких досок с гербами описывает Юргевич:
Вот надписи, как их считывает Канале: на одном камне год 1567-й, с надписью, свидетельствующей, что постройка сделана во время Джиованни Батти Олива, почтенного консула в Балаклаве, из трех гербов тут находящихся средний принадлежит Генуе, на лежащем с правой стороны св. Георгия, с левой – три горизонтальные полосы. Последние слова надписи темны. На втором камне посредине герба Сверчок Grillo[1], по обеим сторонам – два ангела; год, кажется, MCCCLIII, 1353-й; но так как на подписи упоминается консул Барборо Грилло, который, как известно из других источников, занимал эту должность в 1463 году, то Канале думает, что в числах по ошибке выпущено одно С и Х. На третьем камне, находящемся теперь у маркиза Доминика Серри, изображен посредине крест, с правой стороны св. Георгий, с левой герб Сверчок, без подписи; но, как видно из списка балаклавских консулов, камень принадлежит времени или Даньяно Грилло, бывшем консулом в 1420-м году, или Барнабо Грилло 1463 –м и 1464-м. На четвертом, наконец, камне, находящемся у маркизы Корсы, Пиллавичини (? неразборчиво), видны три герба: посредине греб республики, с левой стороны шахматная доска, с правой – св. Георгий или орел. Подписи нельзя разобрать.
Не идентифицированная плита
Орто
Вот тот самый род Орто, один из представителей которого оставил нам на память доску, заделанную в стену храма, имел герб в виде трех садовых роз и золотого орлика в черной короне.
Юргевич же приводит описание той самой известной плиты, от которой почему-то стали отсчитывать дату рождения храма св. 12 Апостолов (быв. св. Николая):
От похищения, сделанного с распоряжения генерала Ламармора, спаслась только одна, потому что она была заштукатурена и никому неизвестна. Это надпись на бывшей генуэзской, ныне православнок церкви Двенадцати Апостолов, находящейся на краю города вблизи крепости. Камень, на котором она иссечена, вделан в стену около дверей церковных…
+ 1357 г. вдень Сентября, начата эта постройка во время управления скромного мужа Смиона дель Орто, консула и коменданта.
Кстати, благодаря именно этой доске удалось установить более раннюю дату освоения Балаклавы генуэзцами, потому что прежняя была привязана к 1365 г., «когда ими был покорен Судак».
Вот так выглядела надпись
Барнабо Грилло
З. А. Аркас даже описал места размещения досок, вывезенных по приказанию Ламарморы, и дал описание гербу того самого Барнабо Грилло, башня имени которого до сих пор украшает Балаклаву:
У башни А «с наружной стороны, на одной трети высоты ее, вставлен камень с гербами и двухстрочной латинской надписью: «1463 г. Это строение построил почтенный благородный господин Барнабаба Грило, консул». Выше надписи рельефное изображение двух ангелов, поддерживающих щит с изображением рыбы (герб Чембало). Поверх плиты на отдельном квадратном камне – четырехконечный крест (герб Генуи).
Грилло, или Grillo – прозвище одного из представителей рода Умберто, отличившегося при осаде Константинополя. Перевести можно как «сверчок» или как «таран». Это прозвище было отражено на гербе, где на красном поле была изображены серебряная перевязь и сверчок. Кстати, представителей рода Грилло в Крыму было предостаточно: они проживали в Каффе, Солдайе, Чембало, занимали самые разные посты.
Плита, заложенная при Барбаро Грилло согласно описанию Юргевича
Плита, заложенная то и при Барнабо Грилло, то ли при Даньяне Грилло согласно описанию Юргевича, хотя у Аркаса приведено иное описание плиты
[1] Grillo с итальянского переводится как «сверчок».
Батисто де Олива
От Аркаса и Репникова же нам досталось описание мраморной плиты с башни, названной именем Батисто де Олива. На плите была надпись:
1467 г. это строение построено во время управления господина Батисто де Олива почетного консула Чимбали» и три герба, на которых изображен генуэзский крест, Георгий Победоносец (герб банка св. Георгия, которому в управление были переданы эти фактории), щит с тремя горизонтальными полосами (герб рода Олива). На самом деле плит, вделанных в стены этой башни было больше: плита с гербами Генуи, Чембало, банка св. Георгия; плита с гербами Генуи, банка св. Георгия и шашечным узором. Уваров же зарисовал еще одну плиту, на которой помимо герба Генуи в виде креста было изображение шлема в квадрате – герба консула, а вот какого – пока не известно.
На самом деле идентификация без надписи затруднена, потому что в роду Олива было несколько кланов, и у каждого был свой герб. Наиболее подходящий под описание герб, принадлежащий, вероятно, Баттиста Олива, который получил в управление крепость и факторию Чембало в 1467 г., мог выглядеть так (согласно описанию, приведенному у Яровой Е. А.: «Щит рассечен, в правом поле три пояса золотых и три червленых; в главе – ветка оливы; в левом лазурном поле – две золотые перевязи, сдвинутые вправо – ветвь Каттанео.
Плита, заложенная при Джиованни Батти Олива (Батисто де Олива) согласно описанию Юргевича и Аркаса
Герб Барбаджелата, или Барбация
В ходе раскопок, проводимых на территории крепости Чембало в 2002 году, удалось найти в Консульской церкви части разломанной плиты с изображением гербовых щитов «с фигурами львов, обращенных друг к другу. Под «генуэзской главой» размещен восстающий коронованный лев». Такой герб мог принадлежать клану Газано.
Герб Ломеллини
Всем, кто хоть как-то знаком с историей Балаклавы, крепости Чембало эта фамилия точно известна и связана она с событиями 1434 года, когда некий Карло Ломеллини поверг у страх местное население применением пушек. Однако этот самый Карл не упоминается среди многочисленных имен рода Ломеллини, которые можно обнаружить в Крыму с конца XII века. Герб представлял собой «щит пересеченный на пурпурное и золотое поля. Редчайший цвет в геральдике, особенно генуэзской».
А вот и лист из сочинения графа Уварова, 1853
А это для понимания того, как выглядели эти самые мраморные доски с генуэзскими гербами-щитами. Образцы были найдены при раскопках Каффы в 1926 г.
Источники
- Аркас З. А.Описание Ираклийского полуострова и древностей его. 1879
- Юргевич В. Н. Генуэзские надписи в Крыму. ЗОООИД, 1863, Том 5, стр. 157-177
- Репников Н.И. Материалы к археологической карте Крыма юго-западного нагорья Крыма. Копия рукописи из архива ЛОИА. 1939-1940
- В.Л. Мыц. «Каффа и Феодоро в XV в. Контакты и конфликты» (по [Skrzinska, 1928, № 53; 54; 55]
- Алексеенко Н. А., Гинькут Н. В., Дьячков С. В. Отчет о раскопках «Консульской церкви» на территории Чембало в 2001 году // НАО ГИАМЗ «Херсонес
Таврический». Д. № 3539. - Адаксина С. Б., Мыц В. Л. Храмы и крепости Чембало XIV-XV вв.
- Гинькут Н. В. Погребение девочки с подвеской-кораллом из раскопок Консульской церкви генуэзской крепости Чембало (XIV в.)
- Яровая Е. А. Геральдика генуэзского нобилитета по каменным плитам из Каффы, Солдайи и Чембало. Диссертация.