Найти тему
Кин-дзен-дзен

Второе дыхание (2007 г.) Криминальная драма о воровской чести по-Французски.

Кадр из фильма "Второе дыхание".
Кадр из фильма "Второе дыхание".

Начинаю марафон по картинами француза Алена Корно. Наугад первым выбрал Второе дыхание 2007 го. Тагда, когда он только вышел на носителях, посмотрел, и, как говорится, забыл. Кино показалось ничем не примечательным манерным повествованием с патетичными диалогами и непомерно растянутым. Но это было 15 лет назад, я был молод и не так опытен. Сейчас другой я, другое время и кино снимают не то.

Гюстав Минда, для подельников и близких просто Гюс, в исполнении колоритного Даниэля Отоя, авторитетный вор, имеющий репутацию в известных кругах, бежит из застенков к любимой Мануш, самая красивая актриса всех времен Моника Беллуччи, владелице популярного ресторана. Ей помогает с делами верный Альбан, Эрик Кантона, который жизнь отдаст за парочку влюблённых. По случайному совпадению на заведение Мануш осуществляет налёт троица в чёрном и расстреливает управляющего. Это война табачных контрабандистов, в которую невольно ввязывается Гюс и параллельно с этим готовится бежать за границу родной страны, где ему более нет места. Но воровская честь приводит его в тупик, откуда не бывает выхода.

Ален Корно режиссёр основательный, из тех, которые взявшись за материал, стараются раскрыть его от и до. Тут и хронометраж немалый, и истории уровня греческих трагедий, и, соответственно, работа по созданию фильма исключительно профессиональная. Второе дыхание снято по этим правилам без исключений. Но! 

Роман Хосе Джованни уже экранизировал однажды классик криминальной драмы Жан-Пьер Мельвиль. В 1966 году эта киноадаптация прогремела и стала культовой для зрителей и визитной карточкой Мельвиля. Для Корно повторить успех первой экранизации было не принципиально. Во всяком случае такое складывается впечатление. Он почти покадрово повторил фильм-оригинал, за исключением сцены ограбления. Добавил цвета, в отличие от ч/б работы 1966 года, который тут играет большую роль. Но по Гамбургскому счёту не привнёс ничего нового по смыслам.

Кадр из фильма "Второе дыхание".
Кадр из фильма "Второе дыхание".

Видно, что замахивались на гораздо большее, хотелось поразить цветом и светом, их игрой, создавая настроение. Актёры подобраны продумано, локации, детали интерьера помещений от ресторана и воровской малины до клоповника для схоронения на время. Всё с шиком, иногда с китчем, хотя не создаёт ощущения присутствия в шестидесятых годах прошлого века. И смотрится словно инструкция по сборке конструктора для детей 3+. Все понятно, а вот душу в механизм вложить не удосужились. Говорят наивные реплики с видом векового мудреца Николаса Фламеля, что сильнее диссонирует с отпущеными наспех усами, трэнчами и шляпами с узкими полями. Пистолеты гремят в карманах вроде спичек в коробке, а простреленные раны брызжут вишнёвым соком как гранат под колесом автомобиля.

Режиссёр явно хотел провести эксперимент, причём по всем направлениям и разорвать шаблон. Но надорвал только терпение публики. В фильме герой Отоя дважды говорит любимой женщине прекрасную фразу - "Я поставил и проиграл". Тоже самое Корно говорил после выхода этой картины и в отношении только неё. По крайней мере это выглядело бы самоиронией и признанием многих ошибок, которых он до, и в последствии, не совершал.

Фильм, ко всему прочему, не аутентичен времени, у Мельвиля время съёмок и время в романе находятся рядом. Не надо было искать образцы антуража или создавать их заново. Второе дыхание Корно крикливо и вульгарно, как неумный выскочка, решивший скопировать повадки и стиль кумира, но опозорившийся сразу, как только открыл рот.

Конечно вернее всего посмотреть классику 1966 года и обойти стороной кино 2007-го. Но как можно проигнорировать фильм с Беллуччи и Отоем. Только не будучи с ними знаком. Всё-таки они создают нужную химию, которая и доводит до финала. Но от фильма из-за этого ещё более культивируются смешанные чувства.