©, Оля Тихонова, 2023 Рубрикатор
В училище помимо специальных мне приходится посещать некоторые общеобразовательные предметы. Это было бы забавным, если бы не отнимало так много времени. Но я, как говорится, особо не жужжу по этому поводу. Надо так надо.
Один из таких предметов – Педагогика. Да, несмотря на то, что я закончила Педагогический вуз, сдала Госэкзамен по педагогике и психологии, я всё равно посещаю и учу педагогику. В основном по причине необходимости вновь сдавать Госэкзамен в конце 4 курса, отчасти из соображения: «Ну, надо же уже хоть раз в жизни её выучить!».
Одно радует, что в училище преподаватель читает предмет живо и с юмором, в отличии от вузовских унылых тётенек-педагогинь, при звуках голоса которых аудитория погружалась в летаргический сон.
Заглянула для интереса в диплом, выяснила, что в вузе у меня было пятнадцать «педагогик» и околопедагогических дисциплин – в общей сложности почти 1,5 тысячи академических часов!
Нужно ли говорить, что интересны мне были лишь семь последних по списку (половина), а реально учила я только педтехнологии и методику преподавания истории и обществознания.
Все остальные «педагогики» считала (и продолжаю считать) НЕНАУКОЙ, балластом и пожирателями времени. Эти восемь неинтересных и ненужных педагогик составили 730 академических часов, 365 учебных пар! Условно: 1,5 часа в день каждый день в течение года, вычеркнутые из жизни!
✪ Педагогика (300 часов ☚)
✪ Основы социальной педагогики и психологии (72 часа)
✪ Социально-нравственный опыт народной педагогики (30 часов)
✪ Нормативно-правовое обеспечение образования (34 часа)
✪ Использование современных информационных и коммуникативных технологий в учебном процессе (84 часа)
✪ Подготовка учителя к инновационной деятельности (30 часов)
✪ Коммуникации в организациях педагогического профиля (45 часов)
✪ Технические и аудиовизуальные средства обучения (100 часов)
✪ Педагогические аспекты преподавания истории культуры (50 часов)
✪ Советская общеобразовательная школа и общество 1946-1956 гг. (80 часов)
✪ Современные средства оценивания результатов обучения (30 часов)
✪ Наследие А.С.Макаренко: история и современность (50 часов)
✪ Педагогические технологии и психолого-педагогический практикум (60 часов)
✪Теория и методика преподавания истории и обществознания (410 часов)
✪ Методика преподавания древних классических языков (50 часов)
Но, ближе к теме... На завтра нам задана творческая работа по Педагогике (задана она была четыре недели назад, но я, как настоящий студент, дотянула до последнего). Суть работы: написать в свободной форме – сочинение, эссе, поэма – об одном из своих педагогов, который положительным образом запомнился, оказал влияние, является лучшим представителем профессии – мастером своего дела. Такое вот задание в рамках изучения темы «Педагогическое мастерство».
Я давно хотела написать несколько статей о своих учителях, так что даже где-то обрадовалась заданию. Поскольку я – публицист, то самая комфортная для меня форма изложения – статья в блоге.
Мне – домашняя работа, вам – развлечение.
На правах «Введения в историю» (был у меня и такой предмет в вузе)
Я тут посчитала, сколько в лет сумме я училась: 8 в общеобразовательной, 4 года в художественной и 1 год в вечерней школах, 1,5 года в театральном училище, 2 года в художественном (по году в двух разных училищах), 1 год в ремесленном ПУ, 5 лет в институте, 2 года на переквалификации, 3 года в аспирантуре, и вот уже почти 1,5 года вновь в художественном училище – в общей сложности 29 лет.
Не считая подготовительных курсов в вуз, бесконечных студий рисования, трёх-четырёх лекционных курсов по искусству «для души», трёх педагогических курсов повышения квалификации и двух курсов по социологии в ВШЭ, начатых «из интереса», а завершившихся сдачей самого настоящего экзамена и выдачей сертификата.
А мне ведь ещё нет и пятидесяти! Получается, что больше половины прожитой жизни я училась.
Недавно я сделала открытие, что вполне могу позволить себе бюджетную магистратуру по искусствоведению в институте им.Репина (в том самом, что по старинке мы зовем Академией художеств) или в любом другом.
Соответственно, и преподавателей у меня было значительно больше сотни человек.
Не считая «самых великих педагогов» – давно ушедших, живших за много лет, веков и даже тысячелетий до нашего времени, тех, с кем я никогда не встречалась, но неоднократно вела «диалоги», читая их тексты.
Однако изо всей сотни (а может, полутора сотен учителей) я могу вспомнить добрым словом от силы десяток человек.
Всё множество возникавших в моей жизни преподавателей, я мысленно могу разделить на три категории:
- Тех, кто являлся лишь транслятором плюс/минус интересной, необходимой или полезной информации, и не оставил никакого положительного или отрицательного следа в моей судьбе: никак не повлиял на меня, не изменил меня, не запомнился. Но от них я что-то узнала «по теме» и этого достаточно.
- Тех, о ком я помню очень хорошо, потому что они причинили мне зло своей глупостью, грубостью, бестактностью, некомпетентностью, своей ущербностью, своими страданиями нереализованности, своим гигантским самомнением, самовлюблённостью, лицемерием, откровенной подлостью, похотливостью и прочими другими пороками, но в большей степени – «комплексом бога». У них я научилась «как делать "не надо", "нельзя" и "категорически запрещено"».
- Тех, о ком я буду вспоминать всю свою жизнь с благодарностью, ибо они сформировали моё отношение к профессии, научили меня ремеслу, показали «как делать "можно", "нужно" и "следует обязательно"». Они оставили часть себя в структуре моей личности.
Всего таких педагогов пять: двое из мира искусства и трое из академической среды педагогического вуза.
Вот о них, последних, я и хочу рассказать.
Если бы я писала одну статью об этих троих, я бы, наверное, озаглавила её как-то так: «Трое из педагогического ларца» или «Три луча света в тёмном царстве образования» – получился бы «продающий заголовок» (что важно на Дзен).
Но я так не буду делать, потому что, в моём представлении, комичность заголовка уничтожила бы высокий пафос моих заметок. А я хочу, чтобы пафос был, потому что эти люди достойны пафоса и высокого слога.
***
Однажды (двадцать лет назад), декан исторического факультета, обвинил меня, студентку второго курса, в том, что у меня нет авторитетов. На что я ему ответила, что это не так и «вот я вчера читала Аристотеля...» – так я хотела ему объяснить, что у меня ЕСТЬ АВТОРИТЕТЫ. Но он не стал меня слушать, прервал и, кажется, выгнал из кабинета... или не выгнал, но что-то сказал неприятное... (это помню смутно).
Проблема была в том, что мой декан не был для меня авторитетом.
Недавно один из преподавателей, характеризуя мои художественные работы в негативном смысле, сказал: «Она идет своим путём».
Проблема не в том, что я иду «своим путём», проблема в том, что я не иду «его путём» – в его глазах: не признаю его авторитет.
Так вот, с завидной регулярностью из раза в раз мне предъявляют одну и ту же претензию – отсутствие у меня авторитетов. Но это обвинение не соответствует действительности. Больше чем кто-либо я могу уважать и ценить своих педагогов, просто не все мои педагоги достойны уважения.
Недавно я увлеклась творчеством одного большого американского художника Рокуэлла Кента. Когда-то он был широко известен в Союзе, поскольку придерживался социалистических взглядов на политическое устройство, восхищался СССР и оставил в дар Советскому союзу более восьмисот своих работ. Кроме того, он был прекрасным писателем (шесть из его книг опубликованы на русском языке, я решила прочесть все). В одной из книг нашла слова, которые могла бы сказать я, если бы я умела так красиво говорить:
- «Существует много разновидностей негодяев (...) Есть негодяи демократического толка, утверждающие, что все люди одинаково хороши. Эти грешат против бога, чтить которого – "значит воздавать должное его дарам в других, каждому в меру его гения, и больше всех любить самых великих людей (...)". Непочтительность – величайший грех.»
Рокуэлл Кент «Плавание к югу от Магелланова пролива», М., 1977. С.76-77
Так что, повторюсь, больше чем кто-либо я могу уважать и ценить своих педагогов, просто не все мои педагоги достойны уважения.
Почему некоторым педагогам критически важно именно моё уважение (а некоторым – в форме почитания и преклонения) – это другая история.
***
Ну вот, написала «Введение...» и разумный размер статьи достиг предела. Что ж, у меня впереди целая ночь, чтобы выполнить задание, а вас ждёт продолжение завтра...
Ода педагогам. Светлана Алексеевна
Каждый читатель имеет право быть несогласным с мнением автора. Рубрикатор (перечень всех статей канала, разбитых по темам)