Недавно один мой товарищ поведал такую историю:
Подходит ко мне дочь-восьмиклассница с "одиночным" тетрадным листком бумаги в руках и говорит: "Папа, помоги, пожалуйста. Нам в школе задали написать сочинение", - и протянула листок мне. "Хорошо, дочь! Конечно, помогу", - я победно потирал руки, ведь сочинения в школе мне всегда давались весьма легко и просто! Перевернув коряво оторванный от своего собрата-двойника тетрадный листок, я прочитал одну-единственную фразу, и, очевидно, тему сочинения: "Всегда ли нужно говорить правду?". "Да-а-ааа!"- сиротливо пронеслось в моей черепушке одинокое восклицание. Ладони потирать я сразу прекратил. Что делать, когда твоя девушка-восьмиклассница больна, очень хорошо знал Виктор Цой, однако спросить его, как быть с правдой, и всегда ли ее нужно говорить, по понятным причинам сегодня не представляется возможным. Я вздохнул, потирая уже затылок и еще раз с ненавистью взглянул в листок. Листок же с напечатленной на нем темой сочинения, вопреки моим ожиданиям, не был тут же испепелен, а одинокая фраза продолжала зиять русским по-белому, буквально насмехаясь надо мною. Я был в замешательстве. И даже не от того, что такой вопрос задали моей дочери-подростку, а ведь и не каждый взрослый вот так просто экспромтом ответит на него. В тупике я оказался по другой причине.
Из-за того, что мы так или иначе врём. ВСЕ!!!
"Но-но-но", - мысленно погрозил я самому себе, - "не раскисать, я еще не закончил". "Ну, дочка, давай подумаем". "Да, папа, давай".
Далее наши совместные рассуждения развивались приблизительно следующим образом.
- Давайте зададим другой вопрос: убивать человека - это плохо? Конечно плохо, сразу скажете, возможно, вы. А вот если задуматься, то получается следующее. Если человек убит другим человеком или группой лиц, убийство совершено в мирное время, с каким-либо умыслом или без оного, при этом убитый не являлся преступником, ничего противоправного и антиобщественного не злоумышлял и несовершал, не скрывался от полицейской погони и т.д. и т.п., то это называется уголовным преступлением, что, естественно, отнесём к категории "плохо". А если убитый, к примеру - солдат вражеской армии, что пришел убивать, грабить, насиловать, угнетать и обижать вас и ваших родных и близких, ваших соотечественников, то такое убийство, очевидно, отнесем к разряду "хорошо", если можно так выразиться. А ведь можно! Об этом нам расскажут, к примеру, Александр Невский и Димитрий Донской, не раз и не два обагрявшие свои мечи кровью врагов Отечества и причисленные к лику святых в сонме благоверных князей.
Идем далее.
Представьте себе пациента, страдающего неизлечимой болезнью, и которого срок жизни ограничен, возможно, одним-двумя месяцами. Мы рассказываем ему безапелляционно и прямо всю правду о состоянии его здоровья. И он погибает от инфаркта миокарда, острого нарушения мозгового кровообращения или, скажем, от переизбытка нахлынувших чувств и эмоций. Наша правда немедленно и безжалостно убила несчастного, пусть и безнадежно больного
На просторах глобальной информационно-телекоммуникационной сети интернет встретился рассказ митрополита Антония Сурожского, который, как мне думается, напрямую касается темы сочинения дочери моего друга.
"Выжимки" из него привожу здесь:
«Одна из худших вещей,
которую на протяжении многих веков делают христиане,
заключается в том, что они понимают заповеди Христа так:
„Делай это — и будешь спасён. Не делай этого, иначе тебя ждёт вечное осуждение“... Я помню... случай, совершенно ужасный. Участник Сопротивления во Франции скрывался от немцев. Он забрёл на ферму в Оверне и сказал хозяину: „Куда мне пойти, чтобы скрыться?“ Тот ответил: „Я готов спрятать тебя в своём доме“. — „Да, — сказал участник Сопротивления, — но если меня найдут, тебя могут расстрелять“. — „Я христианин, — сказал фермер, — а апостол Павел заповедовал нам быть гостеприимными“. И он спрятал этого человека у себя. Затем пришли немцы и начали допрашивать фермера. В какой-то момент офицер спросил его: „Этот человек прячется в твоём доме?“ — „Да, это так“, — ответил фермер. Фашисты схватили того, и, когда его волокли, несчастный воскликнул: „Зачем ты так поступил со мной?“ — „Я христианин, — ответил фермер, — я никогда не лгу“. Он выполнил две заповеди — и погубил человека. И если понимать заповедь в таком смысле, то её исполнение ничего не значит. Вы видите, какой ужас это порождает…»
Видите ли, дорогие друзья. При создании ткани этого поста "умерло" несколько человек. Кого-то убила павда. А одного ложь могла спасти, однако она также может убивать. Еще вернее, нежели чем правда.
Посему
Правду нужно говорить всегда, только если ваша правда кому-то нужна и никому не повредит. А если не так, о правде можно просто умолчать, не транслируя ложь при этом.
Каково ваше мнение по поводу этого? Не стесняйтесь, дорогие друзья. Пишите своё мнение в комментариях. Я не кусаюсь 🤐 и всегда готов к дискуссии. ..