Мария Викторовна Кауракова, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук
Депутат Яна Лантратова предложила разрешить тратить маткапитал на оплату коммунальных услуг. «Некоторые семьи тратят на оплату жилищно-коммунальных платежей около ₽100 тыс. в год», — отметила парламентарий. По ее словам, возможность оплачивать счета деньгами из маткапитала даст многодетным семьям поддержку на несколько лет.
Вопросы социальной защиты и социального обеспечения; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; создания условий для достойного воспитания детей в семье находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ) и разрешаются на основе соответствующих нормативных правовых актов.
На федеральном уровне действует Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Федеральный закон № 256-ФЗ). В его действующей редакции (с изм. от 28.12.2022 г.) содержатся следующие меры, направленные на повышение качества жизни семей: 1) улучшение жилищных условий; 2) получение образования детьми; 3) формирование накопительной пенсии для матерей; 4) приобретение товаров и услуг для детей-инвалидов; 5) получение ежемесячной выплаты на детей до трех лет (см. п. 3 ст. 7).
Лица, указанные в части 1 ст. 3 Федерального закона № 256-ФЗ, реализуют свои права на дополнительные меры государственной поддержки через ОСОБОЕ МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА 30 получение и распоряжение материнским (семейным) капиталом в порядке, установленном ст. 7. По заявлениям таких лиц с начала 2022 г. Пенсионный фонд Российской Федерации направил 162,5 млрд рублей. До 1 февраля 2023 г. его размер составляет 524,4 тыс. рублей на первого ребенка и 693,1 тыс. рублей - на второго. Данные лица вправе распоряжаться им одновременно по нескольким указанным выше направлениям, но не по иным (см. п. 4 ст. 7 Федерального закона № 256-ФЗ, а также Обзор судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 июня 2016 г.). Как правило, основной статьей расхода рассматриваемых средств является улучшение жилищных условий.
Что касается предлагаемой депутатом меры, обращаем внимание на то, что для покрытия расходов населения на коммунальные услуги все социальные выплаты индексируются, исходя из значений фактической инфляции. Помимо этого, действующим законодательством предусмотрен комплекс мер социальной поддержки на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан (см. Федеральный закон «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5 - ФЗ, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ, Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 № 1244-1, Закон Красноярского края от 17.12.2004 № 13- 2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» и пр.). Многодетным семьям предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг на территории отдельных субъектов Российской Федерации либо муниципальных образований (см. Указ Президента РФ от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», Закон Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», Закон Удмуртской Республики от 05.05.2006 № 13-РЗ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» и пр.). Также на оплату коммунальных услуг предоставляются субсидии (см. Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (ред. от 28.07.2020)).
Представляется, такое предложение депутата Я. Лантратовой позволит уменьшить долг населения по оплате коммунальных услуг, составляющий в настоящее время 767 млрд. рублей. Однако оно не решает жизненно важные проблемы семей с детьми и, по нашему убеждению, приведет к сокращению их поддержки по основным направлениям. Как следствие, положение таких семей ухудшится. Более того, такое расширение мер дополнительной государственной 31 поддержки семей с детьми потребует разработки простого и эффективного механизма контроля за целевым использованием средств материнского (семейного) капитала индивидуальными предпринимателями, а также иными лицами, которые на основе п. 15 ст. 155 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ вправе взимать плату за коммунальные услуги, для цели защиты прав и интересов указанных семей. Однако в ближайшее время такой механизм разработан не будет, так как потребует внесения существенных изменений в жилищное законодательство. В этой связи считаем, что предложение закрепить оплату коммунальных услуг в качестве меры дополнительной государственной поддержки семей с детьми и соответствующего направления распоряжения средствами материнского (семейного) капитала не отвечает ни интересам семьи, ни интересам ребенка и не может быть поддержано, так как неизбежно приведет к сокращению их поддержки по основным направлениям.
Если возникнут какие-либо вопросы или потребуются дополнительные рекомендации, смело пишите (vopros-k-uristu@mail.ru) либо звоните нам (84959709200).
С уважением, сотрудники ООО «Мариокс центр».