Вайдберриз продолжает строить свою вселенную так, как он видит наш мир!)) Теперь он внедрил кластеры. И, в общем-то, при неплохой задумке, реализована она так, что стало только хуже. Давайте разбираться что это такое и как с этим жить и бороться.
Чтобы с этим разобраться надо напомнить, что ВБ не работает с поисковыми фразами, а работает с отдельными словами.
И когда покупатель вводит свой поисковый запрос, ВБ фактически ищет товары, в описании которых присутствуют ВСЕ эти слова и на основе алгоритмов ранжирования формирует выдачу страницы товаров.
Проблема была в том, что алгоритмы работали странным образом и, например, запросы "платье женское" и "женское платье" имели разную выдачу, не только по ранжированию, но даже по количеству товаров. Хотя понятно, что покупатели в этом случае ищут одно и тоже.
Вместо того, чтобы как-то привести в порядок свои алгоритмы, ВБ решил сделать новую сущность - кластеры.
Кластеры, по задумке ВБ, это все запросы, которые, по своему смыслу, относятся к одной цели поиска, но немного по разному сформулированные.
И логично, что у запросов из одного кластера будет одинаковая выдача.
Фактически, в один кластер попадают все вариации поискового запроса, по перестановке слов внутри запроса и по различным словоформам и даже с ошибками в написании слов, что опять таки, логично.
Нелогично другое:
- Кластеры очень "криво" группируются, по крайней мере пока.
Например, я видел случай, когда в кластер женских аксессуаров попал... аккумулятор! Не знаю почему)) Может это какой-то богемный писк моды? И ни одна модница не может быть принята в высоком светском обществе без аккумулятора?)) - Может показаться, что селлерам , да и покупателям, от этого ни холодно ни жарко. Но проблема в том, что если в рекламе отфильтровать (внести в минус фразы) этот совершенно не релевантный запрос, то ВБ заминусует...ВЕСЬ КЛАСТЕР и реклама по этому кластеру показываться не будет!
То есть, товар не будет показываться покупателю в рекламе. Это плохо как для продавца, так и для покупателя.
У меня есть гипотеза, почему появляются в кластерах не совсем релевантные запросы.
По этим запросам никто не хочет рекламироваться.
А запросы есть. И "рекламное место" простаивает (не приносит денег ВБ.
И тогда, чтобы рекламное место не пустовало, ВБ помещает эти запросы в какие-нибудь кластеры.
И тогда получается, что надо проверять фразы на предмет в какой кластер они входят, перед тем как фильтровать их в рекламе, чтобы случайно не удалить весь кластер!
Но, как я уже написал, есть и хорошие новости
Определить каким фразам какие кластеры и, и наоборот, какие фразы входят в тот или иной кластер можно с помощью сервиса MPSTATS.
Это новинка сервиса, впрочем понятно почему - сами кластеры тоже "новинка"))
Кстати, как видно на скрине, сейчас у MPSTATS действует шикарное предложение, в рамках ЧЕРНОЙ ПЯТНИЦЫ - два по цене одного)). Покупка и продление любого тарифа на любой срок удваивает этот срок!
Много ли вы знаете примеров, когда на Черную пятницу предлагалось 2 товара по РЕАЛЬНОЙ цене одного?))
И если вы пользуетесь или планируете пользоваться MPSTATS, то это хорошая возможность.
Алексей