Транспортная отрасль славится профессионалами с огромным багажом знаний, на которых равняются коллеги, и которых любят пассажиры. Сегодня, в День работника транспорта, мы познакомим вас с тремя нашими сотрудниками. Они занимают абсолютно разные должности в компании, но их многое объединяет: высокая квалификация, любовь к транспорту и пассажирам, азарт в профессии и преданность своему делу.
Денис Варганов, заместитель директора департамента транспортного обеспечения, работает в компании 2 года и отвечает за организацию автобусных пассажирских перевозок. За его плечами почти 30 лет стажа в транспортной отрасли – раньше занимался международными перевозками грузов, а сегодня руководит целой сотней водителей.
Конечно же, мы расспросили Дениса о работе водителей экспресс-автобусов Аэроэкспресс №1185, курсирующих между метро Домодедовская и аэропортом Домодедово, и №1195, следующих от метро Ховрино до аэропорта Шереметьево и вот, что он рассказал.
О подготовке автобусов к работе, обучении и графике работы водителей экспресс-автобусов
На каждом автобусном маршруте Аэроэкспресса есть диспетчерский пункт, где круглосуточно находятся диспетчеры-механики. Они отслеживают техническое состояние транспорта, проводят определенные мероприятия – каждый автобус перед выходом на линию проверяется, что позволяет гарантировать его исправность в пути. Там же автобусы готовятся к рабочему дню: моются и ночуют. Утром, перед выходом на маршрут, техническое состояние автобуса проверяется в течение 10-15 минут, это порядка 20 критериев оценки готовности
Большое внимание уделяется подготовке водителей. Каждый из них проходит несколько стажировок за год: сезонных, технических и специальных. Кроме того, постоянно проверяем знание правил дорожного движения, чтобы поездки наших пассажиров были максимально безопасными.
Подготовка к выходу на маршрут начинается с 4 утра. Перевозочный процесс завершается около 2 часов ночи. Каждый автобус укомплектован экипажем: в течение суток работают двое водителей, рабочий день каждого из них не превышает 12 часов.
О нештатных ситуациях
Что должен делать водитель автобуса, если вдруг пассажиру стало плохо в пути? Сразу остановить автобус и узнать о состоянии пассажира, незамедлительно вызвать скорую помощь. Пассажиры, которые находятся в автобусе, в этом случае пересаживаются в транспортное средство, которое придет следующим, а водитель обязательно должен дождаться приезда врачей.
Подробнее о работе Дениса
Раз в месяц Денис выезжает на линию для больших проверок: может появиться на маршруте как в 4 утра, так и в 2 ночи. Часто вместе с сотрудниками своего отдела проверяет работу водителей и в течение рабочего дня: как соблюдают ПДД, взаимодействуют с пассажирами, опрятно ли одеты – все под контролем.
О самой интересной задаче на должности Денис рассказал следующее:
– Когда пришел в Аэроэкспресс, у нас было 8 автобусов и 17 водителей, сегодня – более 20 автобусов и 100 водителей. Мы ежедневно перевозим порядка 8-10 тысяч пассажиров и занимаем первые позиции по качеству, пунктуальности и проценту выполнения рейсов среди московских перевозчиков, работающих на смежных межрегиональных маршрутах. Стремиться к таким показателям с нашей командой было очень интересно.
А о том, что атмосфера в коллективе царит крайне дружеская, говорит следующий факт – недавно сотрудник Дениса пригласил его быть крестным своего сына.
На платформе терминала в Шереметьево нас встретила локомотивная бригада двухэтажного Аэроэкспресса: машинист Николай Гордеев и помощник машиниста Дамир Сулейманов - молодые ребята, которые поведали много чего интересного о работе на железнодорожном транспорте.
Ребята первыми в своей семье стали железнодорожниками. Причем Николай пришел на железную дорогу по совету родителей и ни разу не пожалел об этом.
А Дамир в детстве часто ездил на поездах, и романтика этих поездок затянула его в профессию. В Аэроэкспрессе парни работают почти три года, они перевозят пассажиров на двухэтажных поездах по маршруту «Одинцово-Шереметьево».
Николай и Дамир рассказали нам о своих впечатлениях от работы на инновационных двухэтажных составах, взаимодействии с пассажирами и об интересных психологических тестах, которые проходят локомотивные бригады.
О первой поездке на поезде
По словам помощника машиниста Дамира, его первая поездка была незабываемая. Он испытал непередаваемые ощущения, которые можно сравнить, пожалуй, с впечатлениями пилотов или космонавтов. Когда управляешь поездом, возникает ощущение полета, словно ты не ведешь огромную машину по рельсам, а летишь.
О графике работы, подготовке к смене и прохождении медосмотра
Локомотивная бригада работает строго по графику день-ночь: в первый день смена длится с утра до вечера, а во второй – с вечера до утра следующего дня. Потом у бригады два выходных. Дневная смена может начинаться в разное время, например, в 11:50. Но бывают и довольно ранние рейсы – в 6:24.
Рабочая смена начинается в депо Аэроэкспресс рядом с Белорусским вокзалом. Здесь локомотивная бригада проходит медицинский осмотр и инструктаж. Фельдшер получает маршрутный лист, а затем по очереди измеряет артериальное давление, пульс и температуру у машиниста и помощника. Также обязательно проверяет отсутствие алкоголя в организме, после чего оформляет допуск к работе.
Если же показатели отклоняются от нормы, например, артериальное давление больше 135, то сотрудника отправляют домой. Причины повышенного давления могут быть разные, человек мог просто устать. Но если в следующий раз ситуация повторится, то сотрудника отправляют на обследование.
О психологических тестах и совместимости машиниста и помощника
При устройстве на работу медкомиссия разделяется на два этапа: непосредственно комиссия в поликлинике и профотбор, который включает в себя двухчасовую работу с психологом. Туда входят различные психологические тесты, по ним составляют психотип сотрудника. И в соответствии с этим психотипом формируют локомотивные бригады. Почему это важно? Слишком импульсивному человеку будет сложно сработаться с очень спокойным. Такие медкомиссии проводятся раз в два года, и по результатам повторных тестов локомотивную бригаду могут расформировать.
Мы попросили ребят привести примеры самых интересных и запоминающихся психологических тестов. Дамир рассказал про тест на реакцию и внимательность, который он проходил при своем первом устройстве на железную дорогу. Его посадили в комнату, где стоял только один компьютер, и больше ничего не было. В течение 40 минут на экране появлялись кружочки, по которым бегал шарик. Необходимо было внимательно следить за шариком и контролировать, чтобы он не перескочил за пределы кружка. В момент, когда он перескакивает, нужно было в ту же секунду отреагировать нажатием на кнопку. Причем в начале текста шарик прыгает очень шустро, в середине замедляется, а под конец снова набирает темп. Таким образом тренируется быстрота реакции.
Подробнее о работе локомотивной бригады
На конечных станциях помощник машиниста проводит обход состава, контролирует эстетическое состояние салона, чтобы стекла были целы, туалеты работали. На остановках помощник также выходит из поезда, чтобы проконтролировать посадку и высадку. В такие моменты иногда приходится взаимодействовать с пассажирами, они могут спросить, по какому маршруту следует Аэроэкспресс и какие делает остановки.
На вопрос, одинаковые ли по комфортности рабочие места у машиниста и помощника, Николай и Дамир ответили, что одинаковые, в этом у них равноправие. Когда ребята увидели кабину двухэтажного поезда, то не поверили, что существуют настолько удобные и комфортные сиденья. Они регулируются по высоте и углу наклона, поддерживают и спину, и поясницу. Для невысокого человека предусмотрена специальная тумбочка, куда можно поставить ноги. Кроме того, в кабине предусмотрен подогрев и обдув теплым воздухом для комфортной работы в холодное время. То есть поездки в двухэтажном Аэроэкспрессе комфортны не только для пассажиров, но и для локомотивной бригады.
Локомотивная бригада постоянно находится на связи с диспетчером ЕДЦ. Если случается нештатная ситуация, поломка или кому-то из пассажиров становится плохо, обязательно сообщают об этом не только дежурному по станции, но и диспетчеру. Бывает, случаются технологические изменения в процессе работы, например, из-за ремонта на железной дороге, тогда диспетчер оперативно связывается с локомотивной бригадой по мобильному телефону.
Также предусмотрена экстренная связь пассажиров с машинистом. Был случай, когда по этой связи сообщили о бесхозной сумке в салоне. Оказалось, что кто-то из пассажиров забыл документы и редкие лекарства. Хозяйка сумки быстро нашлась, и уже при заходе на следующий круг Дамир и Николай вернули сумку владелице. Женщина была очень благодарна, а ребята довольны, что сделали хорошее дело.
Билетный кассир Галина Шуманцева рассказала о своих буднях в компании и взаимодействии с пассажирами.
Галина прибывает на свое рабочее место к 8.30 и начинает готовиться к смене: первым делом принимает документацию, журналы, денежные средства и другие материальные ценности, через полчаса уже работа с пассажирами.
В профессию попала абсолютно случайно чуть больше года назад — увидела объявление в электричке в период поиска работы и пришла на собеседование. Азам обучилась за пару недель, а нюансы постигает до сих пор. Первый рабочий день стал настоящим боевым крещением — по техническим причинам на железной дороге немного задерживались поезда, пассажиры очень волновались и задавали много вопросов, но Галина при поддержке сменного специалиста терминала достойно продержалась этот период и настраивала пассажиров на нужный лад.
На вопрос о том, что самое сложное в работе, отвечает:
— Самое сложное и одновременно интересное — это общение. Бывает непросто найти ключик к пассажиру, поэтому без навыков общения в этой профессии не обойтись. Билетный кассир обязательно должен обладать коммуникативными способностями и практически учительским терпением. Кроме того, нужно оставаться максимально сосредоточенной в пиковые часы поездок — с четырех до восьми вечера, когда наибольший пассажиропоток.
Билетного кассира пассажиры чаще всего спрашивают, конечно же, о самом традиционном для путешественников: как пройти к поезду, сколько стоит и как долго действует билет, есть ли скидки и льготы, где найти камеры хранения. Галина обожает пассажиров, которые оплачивают проезд безналично, поскольку в этом случае ей проще вечером сдавать кассу.
О коллективе отзывается очень тепло, коллеги помогают друг другу, особенно в нестандартных ситуациях. Отмечает, что работа в компании позволяет совмещать профессию и домашние дела в связи с гибким графиком, что тоже немаловажно.
Поделилась Галина и нестандартной рабочей ситуацией. Недавно ей довелось общаться c пассажиром, который совершенно не знал английского и говорил только на фарси и немецком. Галина немного владеет старинным фарси, а немецкий у нее очень своеобразный, как она отметила, но с пассажиром ей удалось объясниться, и он купил билет на Аэроэкспресс.
С иностранцами приходится общаться часто, практически каждую смену. Галина рассказала, что очень много граждан Китайской и Индийской республик пользуются нашими поездами. Не все пассажиры из Китайской республики знают английский, поэтому иногда она пользуется приложениями-переводчиками. Когда пассажиры владеют английским, то все общение складывается просто.
Мы искренне поздравляем всех коллег с Днем работника транспорта!
Именно благодаря вам наши пассажиры находятся в постоянном движении, а их поездки всегда комфортные, безопасные и быстрые.
Желаем новых успехов и удачи в пути!