Исследование Павла Басинского (в некоторых рецензиях его называют путеводителем по роману) о романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина» удостоено первой премии «Большой книги» в 2022 году. Поводом наконец-то прочитать эту книгу послужило участие в марафоне, организованном Библио Графией , БиблиоЮлией, Longfello, чопочитать и Ариадниной нитью.
В отличие от автора книги, «Анну Каренину» я четыре раза читал (а не семь, как он) и два раза слушал в аудиоформате. Лишь во время четвёртого перечитывания ( в 40+) я ощутил всю ту мощь романа, которая делает его величайшим произведением мировой литературы. Мне кажется, без знания жизни, без достаточного личного опыта понять это творение Л.Н.Толстого невозможно. Слишком часто слышу мнение читателей (особенно читательниц): мол, Анна – с жиру бесящаяся истеричка, практически наркоманка, плохая мать и т.д. Павел Басинский попытался раскрыть таким поверхностным критикам природу лавных героев романа, объяснить смысл их поступков, расшифровать код Толстого.
«Подлинная история Анны Карениной» – это и серьёзное научное исследование, и художественное признание в любви. Чуткое, трепетное отношение П.Басинского к предмету исследования (читай: объекту любви) чувствуется от первого до последнего слова. Читатель книги узнает о реальных прототипах героини романа. О том, почему Анна влюбилась именно в Вронского. Действительно ли на таких людях, как он, держалась Российская империя. Почему Анна хоть и ушла от мужа, но осталась Карениной. Что привело её к гибели. Почему Анна выбрала такой странный способ сведения счётов с жизнью. Как случилось, что Толстой, написавший вчерне роман за четыре дня, продолжал работу над ним в течение четырёх лет и никак не мог закончить. Почему «Анну Каренину» первым напечатал реакционер Катков. О чём забывают при невнимательном чтении романа, поддавшись воздействию экранизаций.
Итак, пять заблуждений невнимательных читателей.
Ошибка 1. Финал «Анны Карениной». Очень многие наивно полагают, что роман заканчивается смертью главной героини, бросившейся под поезд. Однако после тридцать первой главы седьмой части романа, в конце которой Анна Каренина гибнет, следует ещё девятнадцать глав восьмой части, где в центре повествования будет Константин Левин – авторское alter ego. Почему повествование не останавливается вместе с поездом? Читайте – узнаете.
Ошибка 2. Танец Анны и Вронского, изменивший жизнь главных героев романа. В представлении любителей кино – это вальс. Но вальс не был важной частью бала во времена Толстого. Во всяком случае не столь важной, что бы Кити Щербацкая ощутила себя посрамлённой и раздавленной, когда тот, ради которого она отказала Левину, выбрал не её, а восхитительную Анну.
Ошибка 3. Несостоявшийся развод. Почему Анна так и осталась Карениной? Неужели всему виной её муж, не желавший развода? П.Басинский анализирует текст романа и помогает нам разглядеть пропущенное очевидное. Алексей Каренин изначально был готов взять на себя вину за развод, тем самым разрушив карьеру и отказавшись от сына, но что-то помешало. Что-то или кто-то? Спойлерить не буду, но это не Лидия Ивановна.
Ошибка 4. Знакомство Анны и Вронского. Была ли случайная встреча на железнодорожном вокзале их первой встречей? П.Басинский указывает на тот факт, что, как минимум, у них были общие знакомые. Из самого близкого круга. Бетси и Стива. Кузина Вронского и родной брат Анны. Всё ещё верите в то, что поезд свёл влюблённых?
Ошибка 5. Осуждение Анны обществом. Роман «Анна Каренина» особенный для Л.Н.Толстого хотя бы тем, что здесь он не выказывает своего отношения к героям. Даже эпиграф «Мне отмщение, и Аз воздам» призван предупредить осуждение читателями кого-либо из героев книги. Но всё равно осуждают. Особенность человеческой натуры. И к Анне относятся как к изменившей мужу: то есть как к предательнице (если являются противниками измен) или как к ветренице (с кем не бывает?). Но общество отвергло Анну, ушедшую от законного супруга к Вронскому, не потому, что она изменила. Измены в светском обществе – не просто нормальны, а даже необходимы для успеха. Вспомните, как Бетси подталкивает Вронского к продолжению отношений с Анной Карениной. Но дальнейшее поведение главной героини романа разгневало не святош, а прелюбодеев. Вот что странно. Объяснение этому неожиданному факту найдёте у Басинского.
Признаюсь честно, в «Подлинной истории Анны Карениной» для меня мало открытий. Несколько лет назад, помогая одной иностранке в написании диплома по «Анне Карениной» (Представляете! Они нас изучают!), я прочитал не один десяток статей о романе. Поэтому до Басинского уже знал и об Анне Пироговой, и о «говорящих» фамилиях героев, и о неслучайности одинаковых имён Вронского и Каренина, и о любимом времени года главной героини, и о многом другом. Но всё равно книга восхищает. Это серьёзнейшее научное исследование написано не сухо и бездушно, как это часто бывает в науке. Читая его, забываешь, о науке. И спорить с автором не хочется. Точнее – не успеваешь, так как он предвосхищает твои вопросы и сомнения. Но не навязывает своей точки зрения, потому что с самого начала предупреждает о главном: «Я отдаю себе отчет, что никакой подлинной истории Анны Карениной не существует. Анн Карениных столько же, сколько читателей этого романа».
Недавно с учениками разбирали текст В.Вересаева о разнице философий Толстого и Достоевского («Трудно во всемирной литературе найти двух художников, у которых отношение к жизни было бы до такой степени противоположно, как у Толстого и у Достоевского...»). Безусловно, разница есть. Но не такая принципиально враждебная, как считал Вересаев.
Или ещё один текст, на этот раз А.Н.Толстого, который говорил о важности повышения культуры начинающих писателей и читателей с помощью критики («Есть люди, которые отрицают значение критики…»). Тоже спорно. По-моему, критику стоит читать тогда, когда ты имеешь значительный читательский опыт, иначе так и будешь видеть книгу чужими глазами.
Книга Павла Басинского не рассчитана на неискушённых. В то же время она не разрушает обаяния романа Л.Толстого. Просто помогает. Сближает литературу с жизнью. Не принижая. Литературоведение ведь одна из самых оторванных от жизни наук. Когда это наука. Когда автором исследования движет разум, а не чувство. В «Подлинной истории Анны Карениной» главное – любовь. А в жизни ведь нет ничего главнее любви. Не так ли?
По поводу экранизаций романа... Интерес кинематографистов к роману не утихает. И идеальной картины пока никто не снял. И Анны не те, и Каренины не эти. По-моему, её сыграть, как надо, смог бы только Сергей Безруков. Шучу.
Спасибо за уделённое время. Приятного чтения!