Найти тему
Гармония души

Почему мать ревнует сына к другим женщинам: психологический инцест

При психологическом инцесте мама всегда пытается занять в сердце своего ребенка место, ей непредназначенное. Психологический инцест мамы со взрослым сыном/дочерью – вопрос нарушения границ в их отношениях.

Инцестуозная (сугубо в психологическом контексте – здесь, и далее по тексту) ситуация между мамой и сыном закладывается еще в детстве в силу разных причин. Например, для мамы погружение в жизнь своего ребенка с головой может быть компенсаторным процессом – деструктивный перенос личностной реализации в поле материнства, когда ребенок и все, что с ним связано, становятся буквально смыслом всей жизни для женщины.
Это невротическое поведение родителя.

Быть смыслом всего-всего для мамы – тяжеловатый груз для детских плечиков, не так ли?

При такой форме деструктивной любви взрослеющий мальчик не может пройти здоровый этап сепарации от мамы: тогда мать и дитя становятся условно «единым целым» - отчасти и в чувствах, и в реакциях. Таким образом, их отношения приобретают все более выраженный «оттенок» созависимых. Мать «присваивает» себе психически того, кого произвела на свет.
Они становятся неразделимы с сыном посредством связывающей их психологической "пуповины".
Психологический инцест несет массу последствий для взрослой жизни сына.

Причины и механизм психологического инцеста

Сын и мать вне сепарации образуют замкнутую (ложно) самодостаточную систему. Они за годы контакта в семье выстроили свой механизм слаженных отношений, выгод и ценностей, в котором действуют удобные правила, привычки и уклад в рамках созависимости: где «привязка» матери к сыну не менее велика, чем «привязка» сына к матери.

В таком случае сын уже не может автономно брать под контроль свою жизнь, свой выбор – этим занимается мама, как доминирующая часть системы.
А он – не против.

Инициатива выбора у взрослого сына в таких семьях часто иллюзорна, или просто отсутствует, так как мать сама решает, что будет «лучше» для ее дитя. Даже если у дитя – седая брода и докторская степень.
В том числе мама решает вопросы касательно того, с кем сыну выстраивать отношения, а с кем – не стоит, и нужно ли ему вообще «что-то с кем-то выстраивать», ведь она видит их отношения – полностью удовлетворяющими их обоих. Поэтому мама не хочет ничего в них менять, препятствуя здоровой социализации сына.

Как итог – нормальные отношения с женщинами, как с потенциальными партнершами, в жизни таких мужчин – большая редкость. Мужчины, живущие в созависимости с матерью – травмированы – это влечет множество невротических проблем при попытке создать союз или даже просто познакомиться с женщиной.

И проблема неумения/нежелания выстраивать отношения с кем-то, кроме матери, не единственная для мужчины. Есть еще одна: мать сильно ревнует сына к другим женщинам, рассматривая их не в качестве партнерш для сына, а в качестве своих личных соперниц. Это побуждает некоторых матерей прибегать к манипуляции, давлению на чувство вины и другим способам оказать влияние на сына, чтобы исключить риск появления в его жизни еще одной «мамочки».

Почему ревность матери так сильна?

Если в систему (в любую, в том числе, и в семью) входит новый элемент (например, любимая женщина сына), то система, так или иначе, вынуждена реструктуризироваться – изменяться с учетом ее новой составляющей.
В семье, как в такой системе, меняться придется всем, включая маму.
А меняться для мамы – значит, утратить привычное, удобное, терпеть, привыкать – иными словами, «потерять» сына в той роли, к которой она привыкла, которая ей удобна (а на самом деле – просто позволить ему сепарироваться, что нормально для любого взрослого).

Проще для мамы будет – ничего «не трогать» в их давно сложившихся, но все еще незрелых детско-родительских отношениях, и дальше плыть по течению.

В таких случаях «новый элемент» (партнерша сына) – враг номер один для мамы. Ибо она –«разрушитель» комфорта и «нарушитель» покоя в теплом, вязком невротическом «болотце» сыновье-материнской созависимости.

Мать, осознавая выгоды созависимости с сыном (страдать добровольно никто не будет; если есть деструкция, значит, есть и выгода от нее для всех участников созависимых отношений), не захочет рушить удобную, привычную для нее связь. По этой причине она будет ревновать сына к женщинам, препятствовать (порой неосознанно выстраивая свои сценарии поведения, разрушающие отношения сына с партнершей), ведь они могут занять ее «место» в сердце сына. Она не примет отношения сына, ведь для нее они – прямая угроза их созависимости.

Как можно отдать «смысл своей жизни»?

Последствия психологического инцеста для мужчины

Если кратко, то последствия – сложности в отношениях.
Может быть несколько сценариев развития невротической ситуации, включая и те, что идут «в ногу» с проблемами сексуального характера.
Например, партнерша будет восприниматься мужчиной, символически как мама. Так как несепарированный от матери мужчина – невротик – и он будет видеть в женщине заботливую «хлопотунью», мать своих детей, ту, которая все решает за него, но никак не сексуального партнера и личность, так как он в этом союзе продолжает психологически свои прежние инцестуозные отношения (привычные ему с детства), перенося чувства, предназначенные матери, на другую женщину.
А с мамой, даже с символической – секс табуирован. Поэтому в подобных союзах редко можно встретить гармоничные сексуальные отношения: мужчина уходит в крайности – либо он остается психологически «кастрированным» мамой – асексуальным – не выражает свою сексуальность (ни с женой, ни с другими женщинами), избегая интимных отношений; либо, напротив, становится адептом «донжуанства», сменяя одну любовницу другой в поисках идеальной «немамы» (ведь жена = «мама», а сексуальные потребности с мамой удовлетворить невозможно – вот, как бессознательно он видит отношения с супругой/партнершей, и следовательно, действует согласно тому, что чувствует), с которой секс психологически будет уже «легален».

Бывают и другие выраженные проявления негативного материнского комплекса у мужчин вследствие психологического инцеста с мамой, в числе которых встречается и гомосексуальность.

В любом случае в аналогичном союзе всегда реализуется деструкция – невротические отношения, и симптомы невроза мужчины будут отравлять жизнь обоим партнерам.

Как можно решить проблему?

Так как подобные ситуации выстроены на принципах эдипального конфликта, то мужчина может завершить сепарацию со специалистом, использующим в практике методы глубинных направлений (психоанализ, аналитическая психология). Тогда у него могут появиться ресурсы для коррекции отношений с мамой в свою пользу (и саму пользу сепарации человек тоже сможет осознать, принять уже в психотерапевтической работе).
Это непросто и небыстро, так как любые изменения требуют усердия и времени.

Но цена работы над собой – счастье.

Вам понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал!