Автор М. Н. Трошина — педагог-психолог МБДОУ д/с № 84 «Ежик», г. Ульяновск
Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии является весьма острой и актуальной. Ей уделяется большое внимание в основных документах, регулирующих деятельность образовательных организаций — Законе РФ от 29.12.2012 г. № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).
Актуальность данной проблемы связана с увеличением числа детей с выраженными отклонениями в двигательном и психическом развитии. Психическое развитие ребенка — сложный, генетически обусловленный процесс последовательного созревания высших психических функций, реализующийся под влиянием различных факторов внешней среды. Нарушения психического развития при патологии центральной нервной системы имеют под собой анатомо-физиологические основы. Поэтому психологу необходимо не только выявить нарушения развития, которые из-за поражения нервной системы не подлежат восстановлению, но и определить наиболее сохранные психические функции, чтобы активировать компенсаторные механизмы. Необходимо подбирать наиболее действенные инновационные формы и методы коррекционной работы с этими детьми из-за многообразия и тяжести нарушений.
Одним из современных направлений является коррекционная ритмика и интегрированная область нейропсихологической коррекции.
Коррекционная ритмика — это специальный двигательный комплекс занятий, на котором средствами музыки и сочетанием различного рода терапии происходят:
— коррекция высших психических функций (ВПФ), ориентировки в пространстве и во времени;
— развитие сенсорных и моторных функций;
— формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
— развитие мимической мускулатуры;
— развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности.
Специальные двигательные и психологические упражнения улучшают качественные характеристики движения, развивают такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция, произвольность движений и поведения.
Интегрированная область нейропсихологической коррекции — это комплекс специальных психологических методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребенок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать свое поведение.
Нейропсихологическая коррекция предназначена для детей дошкольного возраста. Особенно она показана при таких видах нарушений, как ранний детский аутизм, умственная отсталость, задержка психического развития различных типов, общее нарушение развития, алалии, дизартрии, СДВГ, ДЦП. В том числе, нейрокоррекция помогает и детям, испытывающим сложности в обучении в силу психологических причин (невротических и психосоматических расстройств, особенностей личности), при общем физическом недоразвитии и стрессовых расстройствах.
Один из «инструментов» коррекции проблем детского психического развития — методы двигательной и телесно-ориентированной коррекции (сенсомоторная коррекция). Суть такого вида коррекции — воздействие через телесный опыт для формирование психических функций. Сенсомоторный уровень — это фундамент становления ВПФ. Воздействуя на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей развития ребенка, можно активизировать развитие всех высших психических функций. Направление, в рамках которого были интегрированы коррекционная ритмика и «методика психомоторной коррекции», исходит из того, что воздействие на сенсомоторный уровень вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций, то есть мозговое развитие. Специально подобранные упражнения оказывают стимулирующее воздействие на мозговые структуры, на так называемый сенсомоторный уровень (этим термином подчеркивается связь между движением и собственно психическими функциями — восприятием, памятью, мышлением, речью) — тем самым обеспечивается психическое и психологическое развитие ребенка. Нейропсихологическая коррекция помогает настроить функционирование структур мозга, так как коррекционный процесс протекает по законам естественного онтогенеза, помогая ребенку восполнить пробелы развития. Метод замещающего онтогенеза включает в себя, в первую очередь, сенсорное и моторное развитие, обязательно дыхательные, глазодвигательные упражнения, а также «растяжки» (направленные на нормализацию мышечного тонуса) и «ползания» (непосредственно моторное развитие). Кроме того, это развитие когнитивных функций. Подробные программы коррекции разрабатывали Л. С. Цветкова, А. В. Цветков, А. В. Семенович.
Все занятия обеспечивают психическую защищенность ребенка, удовлетворяют его потребность в эмоциональном общении с педагогом-психологом. На каждом занятии по коррекционной ритмике все упражнения объединены общей темой и сюжетом. В сюжеты занятий введены образы героев сказок и мультфильмов, животные, игрушки, увлекательные приключения. На занятиях совершаются воображаемые путешествия, экскурсии, поездки. Все это эмоционально окрашивает процесс обучения, обеспечивает устойчивое внимание, а значит, способствует лучшей результативности. При проведении занятий необходимо тесное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя.
Хорошие результаты на занятиях коррекционной ритмикой достигаются при условии равномерного распределения психофизической нагрузки. Структура занятий учитывает это требование и включает в себя следующие элементы:
— ритмическую разминку (вводные упражнения);
— упражнения, регулирующие мышечный тонус;
— упражнения на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления;
— упражнения на развитие чувства темпа и ритма;
— упражнения на развитие согласованности речи и движения;
— упражнения на развитие дыхания и голоса;
— упражнения на развитие речевых и мимических движений;
— упражнения на развитие творческих способностей, воображения;
— упражнения, направленные на обобщение, расширение и активизацию словарного запаса, развитие грамматического строя, формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов;
— упражнения на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук;
— подвижную игру;
— релаксацию (расслабление, успокоение).
Особая роль на занятиях принадлежит музыкальному сопровождению. С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Музыка влияет на развитие движений, их выразительность. Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие внимания, мышления, памяти, временной и пространственной ориентировки, способность уложить свои движения в определенном временном отрезке так, как подсказывает музыка, ее метрическая и ритмическая основа, стимулируют речевую деятельность ребенка, оказывают позитивное влияние на его эмоционально-волевую сферу.
Группу посещают как дети с явлениями парезов, с неловкими, дискоординированными движениями, так и дошкольники с гиперкинезами, тиками, миоклонусами. Поэтому музыкальное сопровождение движений на занятиях подбирается с учетом особенностей всех воспитанников. На занятии звучит не только ритмичная, стимулирующая движения музыка (марш, галоп, полька — музыкальные произведения в короткими, но четко выраженными фразами), но и плавная, со спокойным рисунком, с акцентирующими движения фразами (классическая музыка, вальс, колыбельная, а также музыка, иллюстрирующая явления природы — журчание воды, шум ветерка, дождя).
Основной целью вводных упражнений является настрой на занятие, организация детей. К таким упражнениям относятся:
— вводная ходьба (с соблюдением четкости линий построения, точным согласованием начала движений и их окончания, с началом и концом музыки);
— легкий бег;
— чередование ходьбы, бега, прыжков, галопа;
— кинезиологические упражнения.
Упражнения ритмической разминки развивают координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега, формируют правильную осанку, навыки движения в коллективе, основные и имитационные движения, развивают ориентировку в пространстве.
Среди воспитанников специальных групп много детей с дизартрией. Поэтому задания на расслабление или активизацию мышечного тонуса имеют особое значение. Их применяют в целях повышения общего тонуса организма, восстановления объема, силы и качества движений, борьбы с повышенным тонусом, для уменьшения ригидности мышц и синкинезий, восстановления согласованной деятельности ослабленных и здоровых мышц. На занятиях коррекционной ритмикой возможно использование элементов психогимнастики, пантомимы, импровизации.
Упражнения, активизирующие мышечный тонус, проводятся в начале занятия, а в конце каждого занятия — расслабляющие упражнения (общее время релаксации — не более 10 минут).
Упражнения на внимание развивают быструю и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители, а также все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Дети учатся сосредотачиваться и проявлять волевые усилия. Как правило, на занятии проводится одно упражнение на активизацию внимания.
Упражнения на развитие дыхания вырабатывают правильное диафрагмальное дыхание, увеличивают продолжительность выдоха, его силу. Их можно сочетать с движениями рук, туловища, головы. В упражнения на развитие дыхания включаются речевой материал, произносимый на выдохе, произношение на выдохе гласных и согласных. С этих упражнений начинается работа над голосом и дикцией.
Упражнения на развитие согласованности речи и движения формируют навык скоординированности движений, разнородных по направлению, скорости, напряженности. Эти упражнения могут проводиться с музыкальным сопровождением или без него.
Важное место на занятиях коррекционной ритмикой занимают упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционных органов. Их цель — привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают при движениях мышц пальцев, языка и губ, научить его управлять этими движениями. Данные упражнения способствуют развитию координации движений, повышают общую работоспособность ребенка на занятиях.
Поскольку при дизартрии наблюдаются парезы лицевой мускулатуры различной выраженности, то в коррекционную ритмику включаются упражнения для восстановления и развития мимических движений.
Большое внимание на занятиях коррекционной ритмикой уделяется играм, многие из которых проводятся с мячом. Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а поскольку мяч в игре может быть брошен педагогом-психологом любому ребенку, у детей формируется и произвольное внимание. Игры с мячом побуждают ребенка к общению, развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность движения, развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу (что особенно важно для гипервозбудимых детей), развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции.
Подвижные и коммуникативные игры характеризуются большой эмоциональностью. В них включаются различные формы передвижения — бег, прыжки, поскоки, ходьба и т. п. Они требуют быстроты, силы, ловкости, координации движений, выносливости и оказывают всестороннее воздействие на организм, вызывая значительные изменения функций мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
Все игры используются с учетом возраста детей, их состояния здоровья, физической подготовленности, психического развития, индивидуальных особенностей личности. Детям с ЗПР и дизартрией рекомендуются подвижные игры с умеренной психофизической нагрузкой под ритмичную, негромкую музыку в среднем темпе. Это обусловлено тем, что дети эмоционально возбуждаются и не чувствуют наступающей усталости.
Большинству детей с ЗПР свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их слабую нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскованность — важное условие для становления правильных телодвижений и естественной речи. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием. Установлено, что если мышцы в достаточной степени расслаблены, то эмоциональное возбуждение ослабевает. Поэтому важное место на занятиях коррекционной ритмикой занимают расслабляющие упражнения и упражнения, корригирующие мышечный тонус.
В конце занятий подводятся итоги — дается положительная эмоциональная оценка работы детей. В не меньшей степени важно узнать и мнение детей о занятии — для этого им задают вопросы: «Что вам понравилось? Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным?» и т. п. Итог может быть подведен и в игровой форме. Важно закончить занятие так, чтобы дети с радостью ждали следующей встречи.
Источники
- Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика / под ред. Е. А. Медведевой. — М.: Академия, 2002.
- Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте: метод замещающего онтогенеза: учеб. пособие. — М.: Генезис, 2007.