И. Н. Краснова — учитель-логопед МБДОУ № 54, г. Ковров
Каждый ребенок индивидуален, обладает своим опытом и представлением о жизни. От того, какие правила, привычки, предпочтения усвоит ребенок, зависит его социальное становление и успех его дальнейшей жизни. Семья и детский сад — два воспитательных института, каждый из которых дает ребенку определенный социальный опыт. Во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Конечно, свой первый жизненный опыт ребенок приобретает в собственной семье. Родители играют огромную роль в формировании представлений о мире своего ребенка. Дальше шаг за шагом маленький человек приобретает опыт поведения в соответствии с требованиями социума.
В детском саду социализация детей дошкольного возраста осуществляется в разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми. Педагоги учат детей правильно общаться с окружающими, рассказывают о правилах поведения, формируют предпочтения и желания малышей.
Главная цель педагогической деятельности по социально-коммуникативному развитию детей — это воспитание гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально и эмоционально развитой творческой личности.
Социальные истории — эффективный метод формирования у детей адекватных способов поведения в конфликтных и сложных ситуациях, а также средство развития коммуникативных навыков и навыков саморегуляции.
Сегодня социальные истории используются для решения задач развития детей с расстройством аутистического спектра (РАС), причем не только малышей, но и подростков, а также взрослых людей. Однако социальные истории имеют значимость не только для детей с РАС.
Большинство из нас считают само собой разумеющимся способность предвидеть, как другие люди будут реагировать, думать и вести себя в социальных взаимодействиях, в тех или иных жизненных ситуациях. Однако некоторым детям, сталкивающимся с социальными препятствиями, трудно предсказать реакции, действия и эмоции других. Как результат — растерянность, страхи, неадекватные оценки действий и деструктивное поведение.
Социальная история — это короткий и простой рассказ о детях и тех событиях, которые с ними происходят. Она не оценивает ситуацию ни положительно, ни отрицательно, в ней не говорится, что «ребенок поступил очень плохо и теперь он должен поступать хорошо». Социальная история просто описывает, что происходит с ребенком или другими детьми.
Социальная история может использоваться как предупреждающая методика для пресечения нежелательного и неадекватного поведения.
Может использоваться и как обучающая методика, и тогда она направлена на обучение новым навыкам, например тем словам, которые ребенок может сказать в группе других детей, или социально одобряемым поступкам.
И наконец, социальные истории могут использоваться как реактивные методики уже после того, как какая-то ситуация произошла, с целью помочь детям с интеграцией информации.
Идея в том, что социальная история — это повод обсудить ситуацию, в ней немало открытых вопросов. У детей есть возможность на «мозговой штурм», на проявление и отстаивание собственной точки зрения, шанс на дискуссию друг с другом, с педагогами, родителями.
Социальные истории могут использоваться в различных форматах: это прослушивание прозаических и стихотворных историй с дальнейшим анализом и обсуждением, проигрывание ситуаций в форме диалогов, с помощью методов и приемов театрализованной деятельности, а также с помощью видео и анимации.
Примеры прозаических социальных историй для обсуждения
• В автобусе ехало много народа. Ваня сидел и смотрел в окно. На остановке вошла пожилая женщина. Ваня встал:
— Садитесь, бабушка.
Женщина ответила:
— Сиди, сыночек, я выхожу на следующей остановке.
— А нас в детском саду учили уступать места больным и старым людям! — ответил ей Ваня.
• В гости к Павлику пришел друг, которого он не видел целое лето. Павлик встретил его у дверей.
— Привет, Саня! Я так рад твоему приходу, я очень ждал тебя, я так сильно скучал! Наконец, ты приехал. Проходи скорее в комнату. Давай я помогу тебе раздеться. Мне так много надо рассказать тебе и показать кое-что. Ты не представляешь, какой сюрприз я для тебя приготовил!
• Двое друзей сидели в кинотеатре. Показывали интересный фильм, и в зале было много людей. Мальчики разговаривали друг с другом. Впередисидящий мужчина попросил их:
— Можно потише? Я совсем ничего не слышу.
— А вам необязательно слышать, о чем мы говорим! — ответили мальчики.
• Как-то раз ребята в детском саду лепили из пластилина снеговиков. Работы получились у всех, снеговики были разные: большие и маленькие, толстые и худые, высокие и низкие, веселые и грустные. Ребята радовались, разглядывая снеговиков друг у друга. Настя посмотрела на все работы и сказала:
— У вас плохие, некрасивые снеговики. Мой — лучше всех.
• На дне рождения тетя подарила мальчику подарок. Мальчик отвернулся, но сказал:
— Спасибо.
— Да не за что, — улыбнулась тетя.
— Знаю, что не за что. Мне ваш подарок не понравился, но мама учила меня всегда говорить «спасибо»! — ответил ей мальчик.
• В группу пришел новый мальчик. Он носил большие очки, потому что у него было плохое зрение. Воспитательница представила его ребятам:
— Познакомьтесь, у нас новый мальчик. Его зовут Рома.
Трое мальчиков из группы стали смеяться над новеньким:
— Смотрите, у него четыре глаза! У кого четыре глаза, тот похож на водолаза!
• В электричке ехали люди. Кто-то возвращался с дачи, кто-то усталый ехал домой с работы, а тетя Валя ехала из больницы. Там лежал ее сыночек. Он тяжело болел. Каждый день ему делали уколы и ставили капельницы.
На одной из остановок в вагон электрички вошла целая группа ребят. Они громко разговаривали и смеялись. Всю дорогу ребята вскакивали и перебегали с места на место, кричали на весь вагон. Пассажиры укоризненно смотрели на них. А тетя Валя плакала.
• Была осень, когда уже много листьев пожелтело и опало. У дворников прибавилось работы. Утром тетя Зина старательно подметала двор метлой. Сначала она заметала листья в небольшие кучки, а потом собирала их в тачку и отвозила в огромную кучу. Вечером листья увозила машина с большим кузовом.
Два друга вышли во двор и стали играть в прятки! Никита водил, а Алеша решал, куда же ему спрятаться. Наконец, он зарылся в большую кучу листьев, которую утром собрала дворник. Никита долго искал друга.
— Я сдаюсь! Выходи! — крикнул он.
Тут куча листьев зашевелилась, и из нее вылез Алешка. Встав на ноги, он забрался на самый верх кучи, начал радостно кричать и разбрасывать листья:
— Ха, ха, ха! Ты меня не нашел! Ты меня не нашел!
— Лешка! Быстро слезай с кучи! — замахал руками Никитка.
— А что случилось? — удивился Алеша и выбрался из листьев.
— Посмотри, что ты наделал! Тетя Зина все утро их собирала, а ты!
— Ну что ты так переживаешь? Подумаешь! — спокойно сказал Алешка. — Еще раз соберет!
Никитка побежал домой за граблями. А Алеша пошел играть в футбол.
• После уроков два товарища выбежали из класса. В коридоре было тихо — все дети ушли домой. Только уборщица, Катерина Ивановна, мыла пол на лестнице. Ребята, стараясь не поскользнуться, стали спускаться. Навстречу им, по ступенькам поднималась девочка. Она несла в руках целую стопку книг и не видела ведра с водой, которое стояло на лестнице. Споткнувшись о ведро, девочка не удержалась и упала. Книги рассыпались по мокрым ступенькам.
— Ох, беда! — всплеснула руками уборщица. — Деточка, ты не ушиблась?
— Нет, — вытирая слезы, ответила девочка, — только книжки жалко — они все намокли...
— Главное, что ты цела! — улыбнулась Катерина Ивановна. — А книги высушим!
Мальчики все это время стояли, издали следя за происходящим, и хихикали.
Уборщица заметила их:
— Эх, вы!
— А что мы?! Мы ничего не сделали! — пожав плечами, хором ответили мальчишки.
— Вот именно, что НИЧЕГО!!! — ответила им уборщица.
• Настя и Вера были у бабушки в деревне. Девочкам очень нравилось гостить у бабушки. Она была очень доброй и ласковой. И еще она очень любила цветы и всегда за ними ухаживала.
Однажды, бабушка ушла в магазин, а Настя и Вера остались дома.
Шел сильный дождь, и бабушка не взяла их с собой. Девочки решили поиграть в магазин. Они набрали разных продуктов, а деньги решили сделать из листочков деревца, которое росло у бабушки в спальне. Нарвав целую «пачку» денег-листочков, они начали играть в магазин.
Вскоре вернулась бабушка. Она купила девочкам целый пакет конфет и пряников. Девочки увлеченно играли и не заметили, когда бабушка вернулась. Бабушка тихонько наблюдала за их игрой. Сначала она улыбалась, глядя на внучек, но потом на ее глазах появились слезы, и она ушла.
Девочки наигрались и выбросили листочки-деньги в мусорное ведро. Увидев бабушку, внучки заметили, что глаза у нее были заплаканные. Девочки наперебой стали спрашивать, что случилось. Бабушка объяснила, что деревце, которое они оборвали, подарил ей дедушка. Он долго выращивал и ухаживал за ним. Это деревце было для бабушки не просто деревом, оно было памятью о дедушке. А теперь, скорее всего, оно погибнет.
Источники
- Денисова Г. В. Социальное взаимодействие детей с общим недоразвитием речи // Логопед в детском саду. — 2011. — № 4.
- Дмитриевских Л. С. Формирование коммуникативной компетентности у старших дошкольников с ОНР // Логопед. — 2010. — № 2.
- Иванова Н. В., Бардинова Е. Ю., Калинина А. М. Социальное развитие детей в ДОУ: метод. пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Июдина Л. В. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Логопедия сегодня. — 2007. — № 3.
- Канунникова Е. О. Оценка состояния коммуникативно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. — 2007. — № 2.
- https://outfund.ru/kira-solomatova-vsem-nam-nuzhny-socialnye-istorii/.
7. https://skazkibasni.com/korotkie-pouchitelnye-skazki-dlya-detej-chitaem-detyam-na-noch.