Ave, господа! В Мире Танков стала доступна «Заслуженная награда» — немецкий тяжёлый танк VI уровня VK 36.01 KwK 41 7,5 cm. Это крайне интересная машина, которая в реальности была предшественником легендарного «Тигра», и сегодня я расскажу вам историю проекта VK 36.01 (H).
Зачем Вермахту тяжёлые танки?
Это очень важный вопрос, ведь в начале Второй мировой в войсках Германии и вовсе не было тяжёлых танков, за исключением трофейных французских B1. При этом разработка тяжёлой бронетехники активно велась ещё с 1936 года, но ни один из проектов так и не был принят на вооружение. Основной причиной являлось отсутствие противников для новых тяжёлых танков: в них просто не было необходимости, ведь до встречи с Т-34 и КВ наиболее сильными машинами немецкие военные считали британские Matilda II и советские Т-28.
Разработка VK 36.01 (H) как раз относится к периоду с 1938 по 1941 годы, когда у немецких военных ещё не было ни сформулированных требований к тяжёлым танкам, ни обширного опыта применения танковых подразделений.
Классическая немецкая компоновка
VK 36.01 (H) получил все решения, наиболее характерные для немецкого танкостроения: переднее расположение трансмиссии, подвеску Книпкампа с "шахматным" расположением опорных катков, просторное боевое отделение и башню без кормовой ниши.
Новый тяжёлый танк обладал внушительной защитой: лоб башни и верхняя лобовая деталь имели по 100 мм брони, а нижний бронелист и борта корпуса и башни — по 60 мм. Но даже при таком бронировании предполагаемая максимальная скорость составляла 50 км/ч, ведь в движение VK 36.01 (H) приводил 450-сильный Maybach HL 174, объемом 17,4 литра, соединённый с 8-скоростной полуавтоматической коробкой передач от Maybach.
В конце 1941 года на заводе Krupp было изготовлено 8 корпусов и 8 башен VK 36.01 (H), правда, на деле собрали лишь один образец, да и тот без башни. Это шасси приняло участие в совместных испытаниях перспективных танков, которые состоялись 8–14 ноября 1942 в районе Бад-Берке.
Машину водил сам рейхсминистр вооружения и боеприпасов Альберт Шпеер, вместе с ним в танке сидели члены Танковой комиссии. Среди прочих инженеров и военных вы можете увидеть недовольного мужчину в кепке и лётных очках — это доктор Фердинанд Порше. И недоволен он в первую очередь новым VK 36.01 (H), который, несмотря на отсутствие массогабаритного макета башни, ужасно показал себя в ходе полигонных испытаний. Новый тяжёлый танк постоянно застревал в грязи и испытывал трудности с преодолением подъёмов, а посреди испытаний и вовсе сломался.
Но решающим фактором в развитии проекта VK 36.01 (H) стало не шасси, а его вооружение.
Коническое орудие
Инженерам Krupp удалось разработать орудие, которое при меньшем калибре, габаритах и массе было сравнимо по показателям бронепробиваемости с 8,8 cm KwK 36 L/56 (легендарной пушкой «Тигра»). Речь идёт о коническом орудии Waffe 0725, которое у казённой части имело калибр 75 мм, а на дульном срезе 55 мм. Такая конструкция значительно повышала начальную скорость полёта снаряда, а значит, и бронепробиваемость, поэтому Waffe 0725 быстро стало основным вооружением VK 36.01 (H). Впрочем, это было не единственное коническое орудие Вермахта, а сама идея отнюдь не принадлежала Friedrich Krupp AG:
Но несмотря на достаточно широкое распространение конических орудий в войсках Вермахта, их конструкция имела ряд серьёзных недостатков:
⛔ Сердечники снарядов для противотанковых орудий выполнялись из вольфрама, дорогого и дефицитного металла. Например, каждый выстрел из Waffe 0725 отправлял в сторону противника 1 кг вольфрама, что при достаточном количестве этих орудий в войсках истощило бы запасы Германии за несколько недель. Были и варианты боеприпасов с сердечником из стали, но они обладали гораздо более скромными показателями бронепробиваемости;
⛔ Технологическая сложность изготовления конического орудия и его малый ресурс значительно влияют на стоимость эксплуатации;
⛔ Подкалиберные снаряды очень быстро теряют бронепробиваемость с расстоянием, а осколочно-фугасные снаряды малого калибра обладают малым поражающим действием, что значительно ограничивает область применения конических орудий;
Тем не менее, Waffe 0725 долгое время рассматривалось как единственный вариант вооружения VK 36.01 (H), и лишь в июне 1941 года инженеры Henschel решили заменить его на обычную нарезную пушку калибром 75 или 88 мм. Проект машины, вооружённой 7,5 cm KwK 42, получил индекс VK 35.02 (H), правда, его быстро закрыли, потому что параллельно велась разработка «Пантеры», и создавать тяжёлый танк с таким же орудием было просто нецелесообразно, зато вариант с установкой 88-мм KwK 36 L/56 показался немцам более перспективным.
На пути к «Тигру»
Огромное 88 мм орудие длиной 5 метров никак не могло быть установлено в крошечную башню VK 36.01 (H), поэтому её пришлось кардинально переделывать. Диаметр погона башни был увеличен до 1850 мм, из-за чего у танка появились надгусеничные полки, а масса значительно выросла. Все эти изменения потребовали усиления подвески и замены 450-сильного Maybach HL 174 на 650-сильный Maybach HL 210, а новая машина получила индекс VK 45.01 (H) и была почти на 20 тонн тяжелее своего предшественника. Был ли это принципиально другой танк? Конечно нет, скорее это был просто значительно "растолстевший" VK 36.01 (H), способный нести смертоносное 88 мм орудие.
Судьба VK 36.01(H)
После провальной демонстрации шасси в Бад-Берке и отказа от конического орудия проект VK 36.01 (H) был закрыт, но что делать с оставшимися башнями и корпусами? Как и всегда, у немцев был план.
С появлением 57-тонного «Тигра» возникла острая необходимость в ремонтно-эвакуационной машине, способной передвигать этого монстра. В связи с этим на шасси VK 36.01(H) планировали установить бензиновый 650-сильный Maybach HL 210, унифицированный с «Тигром», а также лебёдку Seilwinde 22/40. Новая машина должна была получить индекс VKz 35.01, но проект так и не был воплощён в жизнь.
Что же касается башен, то ещё с ноября 1942 года были планы оснастить их коническими Waffe 0725 и отправить на линию обороны «Атлантического вала». Но, несмотря на подписанный контракт с Krupp, этому так и не суждено было сбыться, и башни VK 36.01 (H) так и пролежали на заводе в Эссене до конца войны.
Заключение
Этому интересному проекту было суждено стать лишь переходным звеном между странными тяжёлыми танками довоенной разработки и легендарным Pz.Kpfw. VI «Tiger», который сыграл очень важную роль во Второй мировой войне.
Пишите своё мнение о VK 36.01 (H) в комментариях, рассказывайте, какие ещё танки с коническими орудиями вы знаете, а также ставьте лайк этой статье и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации. Всем удачи на полях сражений!
P.S. ещё больше интересного контента вы можете найти в разделе Исторических статей;