Найти тему
Юрий Пашолок

Колесно-гусеничный пулеметчик

Рассказ о колесно-гусеничном танке БТ-2, новинке Музея Техники Вадима Задорожного, чей дебют состоялся на Красной площади

За последние 20 лет было сделано очень много для того, чтобы образцы техники времен Второй мировой войны, считавшиеся утраченными, вернулись из небытия. Основную работу в данном направлении сделали частные коллекционеры. Наглядным демонстрацией этого стали различные военно-исторические мероприятия по всему миру, где основу техники составляют образцы, восстановленные частниками. В полной мере это равнозначно и для России. Когда-то ездящий танк времен Великой Отечественной войны можно было увидеть только на Кубинке. Сейчас частная "броня" исчисляется десятками образцов, которые нередко можно видеть на официальных мероприятиях.

БТ-2 стал главным дебютантом на Красной площади в этом году.
БТ-2 стал главным дебютантом на Красной площади в этом году.

5-7 ноября на Красной площади можно было видеть несколько десятков образцов техники времен Великой Отечественной войны. В этот раз они не ездили, но и без того было интересно на всё это посмотреть. По традиции, среди военной техники были и новинки. Главной из них стал колесно-гусеничный танк БТ-2. "Чистых" БТ-2 до наших дней не сохранилось, так что даже собранный из кусков образец интересен. Тем более что показали его не в самой привычной для любителей военной техники конфигурации.

По традиции, на Красной площади можно нормально снимать первый час первого дня. Потом будет много народа.
По традиции, на Красной площади можно нормально снимать первый час первого дня. Потом будет много народа.

"Классическая" история БТ-2 обычно повествует о том, что в Харькове, на территории паровозостроительного завода им. Коминтерна, освоили производство колесно-гусеничного танка Кристи. Запустили его в серию почти в неизменном виде. Так вот, эта самая история - слегка так лукавство. Те два шасси, которые были приобретены у U.S. Wheel Track Layer Corporation, правильнее называть полуфабрикатами. Даже если опустить тот факт, что ни вооружения, ни башен танки не имели, в "почти неизменном виде" их запускать в серию было невозможно. Получился набор "сделай сам", в котором пришлось разбираться инженерам из Москвы и Харькова.

В такой конфигурации было больше половины БТ-2, сохранившихся к лету 1941 года.
В такой конфигурации было больше половины БТ-2, сохранившихся к лету 1941 года.

Также обычно главным человеком в истории БТ-2 указывают Н.М. Тоскина. Действительно, Николай Михайлович принимал самое активное участие в судьбе танка. Он находился в комиссии Халепского, являлся представителем заказчика на U.S. Wheel Track Layer Corporation. Также он "вел" БТ-2 в ходе его серийного производства. Вместе с тем, тот танк, который "выпилили" из Christie M1940, появился благодаря немного другим людям. А именно КБ-3 ВОАО во главе с С.А. Гинзбургом, которое в мае 1931 года срочно направили из Москвы в Харьков.

Для сравнения, так выглядел БТ-2 до модернизации.
Для сравнения, так выглядел БТ-2 до модернизации.

Именно КБ-3 ВОАО сформировало облик танка, первые образцы которого изготовили к ноябрю 1931 года. Башню, например, пришлось создать с нуля, используя, в лучшем случае, эскиз проектной башни Кристи. Башня, надо сказать, была весьма примечательной. При ее разработке использовался опыт изучения немецких танков, которые испытывались на ТЕКО под Казанью. В частности, именно с немецких машин подчерпнули идею спаренной установки пушки и пулемета, а прицел предполагался перископическим.

В ходе модернизации заменялась ходовая часть и ряд других элементов.
В ходе модернизации заменялась ходовая часть и ряд других элементов.

Немало изменений пришлось внести с точки зрения шасси. Наиболее заметна разница с точки зрения носовой части корпуса. Она у Кристи получилась откровенно неудачной, причем такая же система пошла дальше на более поздние его танки. Выпирающая за ходовую часть вперед носовая оконечность корпуса упиралась в грунт, ее пришлось подрезать. Также пришлось полностью переделать место механика водителя, поскольку смотровых щелей не предусматривалось, а со своего места вылезти он не мог. На БТ переделали надмоторную плиту, заново спроектировали глушитель, изменили буксирные приспособления.

Заметно изменялась и кормовая часть.
Заметно изменялась и кормовая часть.

Некоторые изменения оказались связаны с производственными особенностями ХПЗ. Сам по себе танк Кристи являлся сплавом передовых технологий. Главная проблема в том, что одно дело стоить несколько танков у себя в гараже (сам Кристи называл это "лабораторией"), а другое массовый выпуск. Уже в 1931 году ожидалось сдать 50 БТ, из которых реально построили 3, а сдали и вовсе в 1932 году. Вместо штампованно-сварных опорных катков организовали выпуск литых. Штампованные диски появились, но уже позже, в ходе развития конструкции БТ.

Глушитель убирали, хотя на некоторых танках он оставался.
Глушитель убирали, хотя на некоторых танках он оставался.

Надо сказать, что БТ-2 в ходе производства менялся довольно существенно. Для начала, спаренную установку вооружения танк так и не получил. Как и перископический прицел. Поскольку башня изначально проектировалась под спаренную установку 37-мм пушки Б-3 и пулемета БТ, танки исходно получились чисто пушечными. Точнее, вообще без вооружения, поскольку выпуск Б-3 на заводе №8 завалили. Первое время танки катались с пустыми амбразурами. Далее решили, что ДТ будет стоять отдельной, ибо заряжающий должен стрелять отдельно. Что башня часто оказывалась одноместной, этот самый "умник" (пока не очень понятно, кто притащил эту гениальную идею) не задумывался. Так или иначе, с 61-го танка появилась отдельная установка ДТ с правой стороны башни. Немного позже исчезла заглушка для перископического прицела, который так и не появился.

Вместо глушителя появились прямоточные патрубки, как у БТ-7.
Вместо глушителя появились прямоточные патрубки, как у БТ-7.

Пришлось дорабатывать и корпус. Довольно быстро выяснилось, что при движении по грязи танк активно ей забрасывается. Особенно плохо было механику-водителю. Поэтому в дальнейшем появились передние крылья. В связи с тем, что цельный фальшборт оказывался довольно сложным в изготовлении, его стали делать из двух половинок. Также от литых катков отказались, перейдя на штампованные. Изменилось и ведущее колесо.

Родные листы видны по состоянию. Что приятно, фары подобраны подходящие.
Родные листы видны по состоянию. Что приятно, фары подобраны подходящие.

Самые интересные изменения, впрочем, происходили с башней. Как уже говорилось выше, с 37-мм орудиями Б-3 случился завал. Первое время танки ездили либо с пустыми амбразурами, либо с 37-мм танковыми пушками Гочкиса. Но далее стало понятно, что в полной мере обеспечить танковыми орудиями Б-3 танки невозможно. Поэтому пришлось идти на вынужденные меры. В 1933 году была разработана спаренная установка двух пулеметов ДА. В общей сложности изготовили 610 (иногда указывается цифра 620) танков, из которых максимум 190 было пушечных. Остальные имели чисто пулеметное вооружение.

Литые опорные катки менялись на штампованно-сварные
Литые опорные катки менялись на штампованно-сварные

Дальнейшую проблему с орудиями решили самым радикальным образом. С 1933 года начался выпуск 45-мм танковых пушек 20-К (45-мм танковая пушка обр.1932 года). Исходно ее создали для Т-26, но также она стала приоритетом для БТ. В результате появилась новая башня, которую изготовили уже в конце 1932 года. В серию танк, получивший обозначение БТ-5, запустили с 1933 года. Таким образом, за 2 года БТ превратился из набора запчастей во вполне удачную боевую машину, на которой удалось частично изжить недостатки исходного танка.

Менялись и ведущие колеса.
Менялись и ведущие колеса.

Можно сказать, что БТ-2 стал для ХПЗ "учебным" танком. На нем обкатывали производственные процессы, которые далее реализовали на более поздних танках. Например, сварку, которая на БТ-2 применялась локально (носовая часть корпуса, которую, для повышения прочности, усиливали приклепанными изнутри уголками). Иногда звучат мысли о том, что надо было дальше развивать Т-24. Прямо скажу - полная чепуха. Достаточно посмотреть на то, с каким трудом ХПЗ эти танки делал, и как их быстро выкинули из армии. В отличие от БТ-2, которые долго эксплуатировались и вполне себе повоевали.

Надмоторная плита стала больше напоминать БТ-7.
Надмоторная плита стала больше напоминать БТ-7.

До недавнего времени ни одного БТ-2, в целом виде, не существовало. Тот танк, что находился в Кубинке (ныне его можно видеть в Техническом центре парка "Патриот"), представляет собой БТ-5, на который установили башню и приварили подбашенный погон БТ-2. С точки зрения ходовой части он скорее соответствует БТ-5. По иронии судьбы, стоящий там же БТ-5 имеет опорные катки от БТ-2 (они же стояли и на совсем ранних БТ-5). Так что появление танка, который восстановила мастерская "Арьергард", событие громкое. Да, из кусков, но уже полноценный БТ-2, а не кадавр, который по серийному номеру очень близок к стоящему рядом БТ-5.

Сходство с БТ-7 неслучайно - модернизация велась с учетом его эксплуатации.
Сходство с БТ-7 неслучайно - модернизация велась с учетом его эксплуатации.

Главная новинка выставки на Красной площади восстанавливалась с расчетом, что будет ездить. Пока в движении танк увидеть не удалось, но делался он именно ходовым. Естественно, уже на современных агрегатах, но всё равно вы их не увидите. Тем более что эксплуатация на родном моторе в принципе опасная. Про мотор хочется сказать отдельно. Везде пишется, что на танк ставились моторы М-5. Так вот, могу с уверенностью утверждать, что на БТ-2 и Б-5, по большей части, ставились Liberty L-12, прошедшие капитальный ремонт на Allison. Такие моторы массово закупались Советским Союзом как раз под БТ, и 100% известных танков имеют именно их, а не М-5. Вполне логично, поскольку модернизированные моторы имели более высокую надежность и ресурс.

Вполне аутентичный и стоп-сигнал.
Вполне аутентичный и стоп-сигнал.

Еще один момент, который надо учитывать, заключается в том, что танк восстанавливался под вполне определенный временной период. Как уже говорилось, эксплуатировались БТ-2 долго, что прямым образом повлияли на их внешний облик. В 1939 году БТ-2 стали проходить программу большой модернизации. Проходила она неоднородно, но большинство танков ее всё же прошла. Модернизация проходила по учету эксплуатации БТ-5, которые проходили схожие метаморфозы. Восстановленный "Арьергардом" БТ-2 ориентировали на полный объем модернизации.

Из более чем 600 БТ-2 пушечными были менее 200.
Из более чем 600 БТ-2 пушечными были менее 200.

В ходе модернизации литые опорные катки заменялись на штампованные (полностью или частично), заменялись и ведущие колеса. Те танки, которые не имели передних крыльев, их получали. От глушителей отказывались, вместо них появлялись прямоточные выхлопные трубы, выведенные через жалюзи. Над жалюзи появлялась сетка, а воздушный фильтр защищался жестяным кожухом увеличенного диаметра. Усиливался люк механика-водителя, а смотровые щели изнутри прикрывались стеклоблоками. Также могли усиливаться бортовые передачи, ставиться дополнительные топливные баки.

На танке стоит самый поздний вариант башни.
На танке стоит самый поздний вариант башни.

Таким образом основная масса БТ-2 выглядела к началу Великой Отечественной войны. К весне 1941 года этих танков было еще много (565 штук), из которых больше всего находилось в Ленинградском военном округе. Так получилось, что на Ленинградском фронте эти танки прослужили дольше всего. В 1942 году их начали переделывать в БТ-5, заменяя башни и подбашенные погоны. Башни отправлялись на укрепрайоны, скорее всего, такая же судьба была и у отреставрированного танка.

Помимо смотровой щели, под ней появился пистолетный порт.
Помимо смотровой щели, под ней появился пистолетный порт.

В целом, получился вполне честный БТ-2, в конфигурации машины позднего выпуска. К позднему выпуску относится и его башня. Это финальная конфигурация башни, прошедшая эволюционный путь развития. Уже под конец производства под смотровыми щелями, которые появились в бортах башни, появились пистолетные порты. Они прикрывались литыми "грушами"на цепочках. В таком виде выпускались пулеметные башни. На сегодняшний день это единственная известная башня в такой конфигурации, дожившая до наших дней.

Пулемет справа от орудийной установки сделали наводящимся отдельно. Хотели как лучше, получилось как всегда.
Пулемет справа от орудийной установки сделали наводящимся отдельно. Хотели как лучше, получилось как всегда.

Финальная конфигурация и у спаренной пулеметной установки ДА-2. Аналогично пушечной установке, она имела подвижность в двух плоскостях. Конструктивно она была близка к установке, которая могла вести огонь с земли. К слову, существовали конверсии зенитных пулеметных установок, которые переделывались из снятых установок с БТ-2. То, что танк чисто пулеметный, естественно, командование не устраивало. Но как учебная боевая единица танк был вполне пригоден. А далее появилась идея переделывать их в БТ-5, процесс этот начался еще до войны.

Спаренная установка ДА-2 наводилась и по вертикали, и по горизонтали.
Спаренная установка ДА-2 наводилась и по вертикали, и по горизонтали.

В настоящее время танк проходит доводочные работы. По их завершению машина пополнит коллекцию Музея Техники Вадима Задорожного. За 2023 год музей весьма так пополнился. Сразу два БТ, из которых один крайне редкий - это большой успех.

Другие статьи по танкам семейства БТ:

Танки БТ-2 и их башни в боях за Ленинград

Рассказ о колесно-гусеничном танке БТ-7 с конической башней, новинке Музея Техники Вадима Задорожного

История экранировки для советского быстроходного танка БТ-7, которая оказалась не столь и единичной