Найти в Дзене
Наука и фантастика

Гастон, брат Одилона: виды на Сатурн

Гастон Редон. Пейзаж с Сатурном. Музей Орсэ.
Гастон Редон. Пейзаж с Сатурном. Музей Орсэ.

Гастон Редон (1853-1921) - французский архитектор, брат известного художника-символиста Одилона Редона и сам художник-график, нередко обращавшийся к сюжетам из области космической фантастики, причем еще в рамках 19 века, когда в космос никто еще не летал, а жанр научной фантастики в литературе только начал складываться (во Франции - благодаря Жюлю Верну).

В графике Гастона Редона предстают иные миры, во многом похожие на Землю - там есть деревья, города, храмы, но всё несколько странное, непривычное, порой даже мрачное и пугающее.

Судя по небесному антуражу, миры (или мир?) Гастона Редона расположен в окрестностях Сатурна.

Гастон Редон. Фантастический город. https://www.christies.com/lot/lot-4049592
Гастон Редон. Фантастический город. https://www.christies.com/lot/lot-4049592

Некоторые мотивы повторяются, дополняя друг друга, и возникает ощущение, будто автор детально изучал этот мир, мысленно переносясь в него и разглядывая с разных ракурсов.

Деревья там - мёртвые, то ли засохшие, то ли сбросившие листву, как у нас поздней осенью. Впрочем, судя по названиям работ, именно мертвые. Видимо, случилась какая-то катастрофа. Если на пейзаже из Лувра (первая картинка ниже) водоем присутствует, то на втором пейзаже (из Орсэ) - русло высохшей либо очень сильно обмелевшей реки. То есть, вода тоже иссякла.

Гастон Редон. Пейзаж с мертвыми деревьями и звездным небом. Лувр.
Гастон Редон. Пейзаж с мертвыми деревьями и звездным небом. Лувр.
Гастон Редон. Пейзаж с мертвыми деревьями и звездами. Музей Орсэ.
Гастон Редон. Пейзаж с мертвыми деревьями и звездами. Музей Орсэ.

Сочетание мертвых деревьев с причудливой архитектурой тоже производит зловещее впечатление.

Гастон Редон. Мертвые деревья и фантастический пейзаж.
Гастон Редон. Мертвые деревья и фантастический пейзаж.

Иногда художник поближе показывает архитектуру, давая волю своей фантазии, но направляя ее тоже в направлении мрачных ассоциаций.

В работе 1893 года здания выстраиваются в непонятное слово "Хика". Что оно значит, остается лишь гадать.

Гастон Редон. "Хика". 1893
Гастон Редон. "Хика". 1893

Возможно, цивилизация умирает или уже умерла. Однако успела воздвигнуть сама себе впечатляющие мемориалы. Аллюзии на христианские храмы (готические) присутствуют, но весь комплекс производит впечатление нечеловеческого.

Гастон Редон. Гробница в горах.
Гастон Редон. Гробница в горах.

Обитателей этого мира Гастон Редон не изображает. В последней работе мельтешат очень мелкие фигурки, по которым невозможно понять, кто это и как они выглядят.

В общем, фантастика, явленная в образах. Готовый антураж для какого-нибудь романа.

Бонус - гравюра от Одилона Редона, брата Гастона. Тот как раз с удовольствием изображал фантастических персонажей, но только мифологических или связанных с земными религиями.

На картинке - не инопланетянин, а Будда.

Одилон Редон. Будда. 1895
Одилон Редон. Будда. 1895

--

Я ТУТ НЕ РАДИ ДЕНЕГ, А РАДИ ЧИТАТЕЛЕЙ.

ЧИТАЙТЕ, ССЫЛАЙТЕСЬ, КОММЕНТИРУЙТЕ.

Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе.

Новый, еще не оконченный роман, "Возвращение Улисса", выкладывается в режиме черновика на Литрес и Литмаркет.

Поддержать автора можно лайком, комментарием или распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".