На Кинопоиске завершился четвертый и финальный сезон «Рокового патруля». Вспоминаем, за что мы полюбили эту странную команду супергероев и почему прощаемся с ней с легким сердцем.
Марат Шабаев
Кинокритик, редактор Кинопоиска
Февраль 2019 года. Безмятежное время для супергероики, которая находится на своем пике. Всего через пару месяцев выйдет «Мстители: Финал» — грандиозное завершение первой главы киновселенной Marvel. А пару месяцев назад вышел «Аквамен», самый кассовый фильм DC. Жанр приносит своим бенефициарам миллиардную прибыль, новые проекты продолжают анонсироваться пачками каждый месяц, ряды фанатов растут и крепнут. А на стриминговом сервисе DC Universe появляется «Роковой патруль» — сумасшедшее шоу про самую безумную команду из комиксов DC.
Экс-гонщик Клифф, после аварии ставший неуклюжим роботом с человеческим мозгом (голос Брендана Фрейзера), невероятно растягивающаяся актриса Рита (Эйприл Боулби), получеловек-полумашина Виктор (Джоиван Уэйд), Сумасшедшая Джейн (Дайан Герреро) с 64 личностями и бывший пилот Ларри, изуродованный в столкновении с космической энергией (голос Мэтта Бомера), собираются вместе, чтобы спасти мир. Но в своей неповторимой манере. Они вызволяют город, застрявший внутри осла, дружат с качком-супергероем, который движением мышцы может изменить реальность (и вызывать оргазмы у всех в зоне поражения!), и пытаются побороть разумную гориллу, огромный глаз в небе и орду разумных задниц на ножках. А еще члены Рокового патруля постоянно копаются в себе — вспоминают потерянную нормальность, мечтают о любви и пытаются собрать себя по кусочкам.
Ноябрь 2023 года. «Капитан Марвел 2» летит куда-то в обрыв, получая одни из худших отзывов и кассовых сборов за всю историю КВМ, которая терпит провал за провалом. Расширенная вселенная DC спешно выпускает просрочку («Синий Жук», «Флэш»), чтобы поскорее начать все заново под крылом Джеймса Ганна. Стриминговый сервис DC Universe скоропостижно скончался во время пандемии, став частью HBO Max. Который вскоре тоже приказал долго жить, превратившись просто в Max. Именно там и выходит последняя серия «Рокового патруля».
Взлет и падение супергероики в XXI веке еще предстоит осмыслить (например, когда она умрет окончательно), но безудержный рост жанра в конце 2010-х подарил нам один из лучших сериалов в своем сегменте. Комиксный «Роковой патруль» тоже был продуктом жанрового подъема. Да, эта команда дебютировала еще в 1963 году (чуть раньше, чем «Люди Икс», где тоже были герои-изгои по руководством визионера в инвалидном кресле), но ее подлинный расцвет пришелся на эпоху «британского вторжения», когда в конце 1980-х — начале 1990-х в американскую индустрию впрыснули свежую кровь британских сценаристов вроде Алана Мура, Нила Геймана и Гарта Энниса. Среди них был и Грант Моррисон, который переизобрел «Роковой патруль», выкрутив показатель безумия на максимум. Он щедро добавил туда сюрреализм в духе Яна Шванкмайера, Кеннета Энгера и Майи Дерен, придумывал невероятных злодеев с характерными именами вроде Братства Дада и находил все новые способы сломать изображение и привычный нарратив.
Сериальный «Роковой патруль» во многом опирается именно на придумки Моррисона, хотя и делает упор не на сюрреализм, а на фарс. Железный человек пафосно жертвует собой, Бэтмен и Супермен выбивают друг из друга избыток тестостерона, а Роковой патруль тем временем сталкивается с Животно-овощно-минеральным человеком (выглядит он ровно так же, как и называется), дружит с живой небинарной улицей Дэнни и застревает внутри таракана-пророка Иезекииля. Такой сериал мог появиться только во времена жанрового плодородия, потому что антисупергероика нужна и востребована тогда, когда все уже пресытились стандартным продуктом. И ровно за это мы и полюбили «Роковой патруль», который демонстративно плевал на все нормы и правила. Речь не только о фарсовой, но и о драматической составляющей. Клифф, Рита, Джейн, Ларри, Виктор и присоединявшаяся к ним экс-злодейка Лора де Милль (Мишель Гомес) не проходили скучные арки геройского становления, а ныли, лажали, делали глупости, не учились на своих ошибках. Короче говоря, были нормальными людьми со своими тараканами в голове, даже если эти тараканы и выглядели как монстры.
И совершенно неудивительно, что герои «Рокового патруля» уходят на покой именно сейчас. Индустрии и зрителям уже не нужны даже обычные супергерои, чего уж говорить о тех, кто был призван служить кривым зеркалом для жанра. Но уходят они, что характерно, на своих условиях. А именно участвуют в дурацком мюзикле, (не) побеждают суперзлодея и сдаются перед лицом смерти. Сценаристы сериала напомнили зрителям, что быть неправильными и странными — это нормально. А еще научили тому, что победа возможна, только если искренне принять свое поражение. Мир не очень-то и логично устроен, поэтому лучший способ существовать в нем — стать парадоксальным. У «Рокового патруля» это получилось.
Например, кассовые сборы всех фильмов киновселенной Marvel на ноябрь 2023 года составляют 29 миллиардов долларов.