Найти тему
Записки с тёмной стороны

Тупик

Заметки о рабочем

Люди часто приходят ко мне с желанием поскорее выбраться из тупика. Некоторые ждут, что я покажу конкретный путь. Другие хотят найти дорогу самостоятельно. И желательно поскорее. В тупике ведь некомфортно. Человек, находясь там, страдает.

А я чаще всего не только не показываю направления на выход, но и мешаю выйти самостоятельно.

Почему не даю направления, обычно объяснять не требуется. Из каждого утюга одно время повторяли о том, что настоящий психолог не даёт советов. Вообще-то, нет ничего плохого в конкретных рецептах и советах. Я даю. Но даю обычно тогда, когда собственный путь человеком уже нащупан, и остаётся лишь необходимость разобраться с техническими моментами. Потому что я не знаю и не могу знать, какой путь лучше всего подходит другому.

А вот зачем блокирую попытки самостоятельного скорого побега из тупика, понятно не всем. В этом непонимании на меня злятся, обижаются, от меня требуют прекратить... Но я стараюсь остаться с человеком в его тупике. Про том, что мне там тоже отнюдь не приятно.

Зачем оставаться? Почему бы не сбежать поскорее? Чтобы найти, действительно, подходящий путь. Не наиболее привычный, а тот который будет наилучшим здесь и сейчас. Если сбежать привычным неподходящим маршрутом, довольно быстро вернёшься обратно. Но если привычный путь заблокирован, придётся искать другие. Страдать и искать.

А находятся они, эти новые пути, обычно, как будто сами. То есть изнутри это не выглядит, как обдуманное часами идеально взвешенное решение. Скорее, оно ощущается, как внезапное и неожиданное даже для себя самого. Потому что решение, выбор пути — это не про логические умозаключения, это про действия, это про движение. Человек, оказавшийся в тупике, страдает, у него есть энергия на движение, и если те пути, которые не ведут к желаемому, наглухо закрыты, ничего не останется, кроме как продолжить движение иным путём.

Иногда, прежде чем найти альтернативные варианты, приходится потратить немало времени на попытки разблокировать привычное. Иногда это даже удаётся. Иногда это удаётся раз за разом. Даже если есть кто-то, (например, я) перекрывающий старые пути. В некоторые тупики приходится возвращаться раз за разом снова и снова. Чтобы убедиться в том, что привычный выход не является подходящим.

Обнаружив, что привычный выход — вовсе не выход, приходится сталкиваться с отчаянием. С бессилием. С растерянностью. С желанием получить готовый идеальный маршрут. Со злостью в адрес тех, кто, казалось бы, мог бы этот маршрут выдать, но не даёт. С завистью к тем, кто идеальный маршрут знает, и к тем, кто никогда не попадал в такой вот тупик. С неприятными переживаниями. Иногда невыносимость этих переживаний будет толкать к привычному выходу. Да, к выходу, который не приводит к желаемому результату, но к тому, который даст ситуативное облегчение. Тогда снова придётся возвращаться в тупик.

Но однажды там, в этом тупике, удастся остаться. Остаться, проживая отнюдь не приятное. Остаться и опустить руки в попытках разблокировать привычный выход. И тогда движущей силе ничего не останется, кроме как найти другие пути.

Возможно, найденный новый маршрут окажется неидеальным. Вполне вероятно, что и он приведёт в тупик. Но это будет уже другой тупик. И в этом новом тупике будет находиться уже другой человек. Новый. Тот, который точно знает, что из тупика есть не только привычные, но и другие выходы.