Продолжаем разбор фильма Андрея Богатырева «Легенда о самбо». Начало здесь: https://dzen.ru/a/ZVmkC2j3lh4vbwb2?share_to=link
Сегодня мне хотелось бы написать о том, за что режиссера и сценариста будут бить, но... прежде чем об этом писать хотелось бы принести извинения Сергею Елисееву, президенту Российской федерации самбо, о котором я вчера предположил, что именно он финансировал эту «клюкву».
Вчера, на связь со мной вышел режиссер фильма Андрей Богатырев и поправил меня, сказав, что ни Елисеев (Федерация Самбо России), ни Лайшев (Спортшкола «Самбо-70»), ни Ротенберг (российский миллионер, друг Путина, который занимался самбо вместе с президентом в детстве) не участвовали в финансировании проекта. Деньги выделил Минкульт.
И я действительно вспомнил, что была новость о том, что создатели фильма обращались напрямую к Путину и тот пообещал помочь.
Знаете, о том, что кто-то может напрямую просто так из народа обратится к президенту, можно снимать отдельные фантастические фильмы, а кто-то даже в это может верить, но не суть.
Я в первую очередь о себе. Был неправ и извиняюсь, ошибся. Пишу это в первую очередь для того, чтобы показать, что признавать свои ошибки легко, приятно и полезно, а самое главное справедливо, может быть, и Андрей Богатырев когда-то признает и свои, ведь на ошибках мы учимся.
Ну, а теперь за что его и его команду будут бить, да что так скрывать, по моему мнению, должны хорошенько поколотить? В свое послании ко мне, он написал, что хорошо знает историю. Ох, лучше бы он этого не писал. Потому что история — это прежде всего даты, это хронология событий.
А все события в фильме начинаются с титров, которые русским языком сообщают зрителю, что все, что он видит на экране происходит в Москве, в 1936 году. Ну, ладно бы в другой вселенной, на другой планете, в вымышленном мире, но нет конкретно в СССР, в Москве, в 1936 году, ладно бы это были выдуманные персонажи, но нет речь идет конкретно о тех, кого весь мир уже давно считает создателями советского вида единоборств под названием «самбо» и ни у кого нет никаких сомнений на этот счет, но... Андрей Богатырев предлагает свою версию событий, уверяя зрителя, то и такое тоже могло быть.
О чем идет речь?
1. По версии Богатырева – Анатолий Аркадьевич Харлампиев в 1936 году воровал вместе с бандой со складов, имел кличку Харя и отказывался сотрудничать с НКВД, а именно со Спиридоновым, который был оперативником. (В истории: в 1936 году Харлампиев окончил РГАФК и принял кафедру борьбы дзюдо, которую создал Ощепков)
2. Все рекламные слоганы фильма сообщают, что в 1936 году в Москве проходила какая-то спартакиада, на которую приехали немецкие борцы джиу-джитцу и команда Спиридонова встретилась с ними и победила их. (В истории: спартакиада проходила в 1928 году, и команда Спиридонова проиграла).
По моему мнению это два главных греха фильма. Первый грозит режиссеру и сценаристу уголовным преследованием за оскорбление чести и достоинства, а также клевете. Впрочем, я уже об этом писал. Но тут дело личное, и все зависит от потомков Харлампиева.
А вот второй грех посерьезней будет, ибо: в кадре появляется фашистская символика. Казалось бы, почему нет? Ведь был совместный парад войск в Бресте? Да, был накануне войны, но спартакиада в Москве была в 1928 году, а фашисты пришли к власти и сделали свастику государственной символикой только в 1933 году. Спрашивается зачем режиссер сознательно сдвинул хронологию? И дальше вываливается еще целый шлейф вопросов: как это пропустил Минкульт? И кто обманул снова Президента? Потому что как ни крути это сознательное искажение истории.
Но если бы речь шла только об этом. Скажете, а что есть еще что-то? Не поверите, но да. Есть и третий грех, и четвертый, и пятый.
3. По версии создателей фильма Спиридонов разрешал на своих тренировках ученикам курить, как я понимаю, такая трактовка истории связана с тем, что сам Спиридонов был заядлым курильщиком. (А вообще фильм заявлен как 12+)
Андрей, зачем ты это снял? В принципе, в своем послании он мне объяснил свой посыл: «Надо же было как-то оправдать, что Ощепков погиб в тюрьме НКВД». А надо ли было, это оправдывать?
Вот об этом я напишу уже завтра.
Сейчас лишь укажу еще на один конкретный ляп, на который почему-то никто из создателей не обратил внимание, и который достаточно четко указывает на то, как авторы относились к историческому материалу.
Почти весь фильм в зале, где тренируется Спиридонов висит плакат «Джиу-джитсу – невидимое оружие...» В чем прикол? Спиридонов действительно свою систему «САМ», а не выдуманную режиссером или сценаристом «САМБОЛЬ», основывал на японской борьбе, но сам он ее называл джиу-джитЦу, а не джиу-джитСу. Обратите внимание, разница в одной букве «Ц» и «С», но ведь дьявол кроется именно в деталях.
Неужели за 6 лет создания фильма никто не обратил внимание на эту деталь? Или денег не хватило, чтобы исправить ошибку? Там делов-то было белой краской на красном полотнище написать «Джиу-джитцу» через Ц. Так было написано название борьбы на учебнике Спиридонова, который он выпустил в 1927 году.
О чем это говорит? О то, что создателям вообще была неинтересна история зарождение национального вида единоборств? От слова совсем? Или Андрей никогда больше не работай с этим декоратором, он тебя подставил?
Обычно в конце я всегда рекламирую свои книги, не будет исключением и этот раз, хотите читать как развивалось в том числе и самбо в России, в конце 90-х читайте мою книгу: «Бои без правил»: https://author.today/work/18799
На Литрес тоже, конечно, есть: https://www.litres.ru/book/eduard-semenov/boi-bez-pravil-38007584/
P.S. Некоторые могу подумать, что, я ругаюсь на Богатырева. Нет. Скорее ворчу по-стариковски, не мне же теперь оправдываться за фильм. Я буду оправдываться за свое творчество. У меня своих косяков хватает.
В чем-то я даже благодарен Андрею Богатыреву за фильм. Так как его версия истории позволяет снова вспомнить те страницы истории, о которых стали забывать. Пусть и через критику фильма. В конце концов, может быть, именно для этого он и был создан, чтобы поговорить о самбо.
Продолжение здесь: https://dzen.ru/a/ZVxFwBBCTCGlQ6C-?share_to=link