Adventures of art in 20th century
Текст: Галина Мумрикова
Всего 78 произведений искусства из коллекции МОМАТ – Национального музея современного искусства в Токио – показали осенью в художественном музее Такамацу. Эта выставка в определенной степени прослеживала историю японского и западного искусства в XX веке, но в основном речь шла о некой модернизации и «вестернизации» самого японского искусства, его самовыражения. Устроители назвали путь, который проходило современное искусство в Японии, своеобразным приключением, поскольку японские художники несомненно находились под влиянием искусства Запада, и тем не менее всегда пытались прийти к самоутверждению и индивидуальности. Еще с выставки 1907 года, которую в то время целиком спонсировало Министерство образования, весьма ярко в работах японских художников были выражены принципы академизма и консерватизма, но в целом их произведения получили высокую оценку и критиков, и широкой публики.
В 1910-1920 гг. после победы Японии в русско-японской войне страна в кокой-то степени наслаждалась возникшим экономическим бумом и набирала силу, как нация. Многие японские художники тогда ринулись на Запад и в США. Возникло определенное противостояние академического и авангардного в живописи японских художников XX века, особенно в его первой половине, когда появилось множество независимых художественных течений, школ, объединений, члены которых пытались уйти от реализма.
Как сказал в 1910 году японский поэт и скульптор Котаро Такамура: «Давайте признаем бесконечный авторитет личности в творчестве». Он считал, что настоящий художник изображает не предмет, а свое состояние, считая, что французский постимпрессионист Поль Сезанн и Винсент Ван Гог были «люди с великим характером», сумевшие выразить свою внутреннюю сущность через искусство.
Наверное, поэтому первую часть выставки устроители так и назвали – «От изображения к самовыражению». Посмотрим на некоторые произведения наиболее интересных художников начала XX века.
Кушида Рюсей (1891-1929) активно участвовал в правительственной выставке Бунтен, работая в стиле йо-га (реализм), но в процессе учебы, постигая западный стиль, познакомился с кубизмом и фовизмом. Он все время создавал какие-то объединения и кружки, которые тут же распадались, но в конце концов пришел к своему собственному стилю, в котором почти фотографический реализм сочетался с экспрессией, что особенно заметно в серии созданных им портретов своей дочери Рейко.
В Японии существовал и свой дадаизм, и одним из его основателей был Томоеши Мураяма (1901-1977). Группа называлась просто – MAVO. Мавоисты полностью отвергали любую эстетику, даже мораль, а основная концепция у них была построена на конструктивизме, отрицающем любые живописные течения, кроме того, что создавали они сами. Движение просуществовало недолго, ибо столь ярый нигилизм в Японии как-то не закрепился.
Несколько в ином ключе творил Окамото Токи (1903-1986). Помимо натюрмортов он писал и в духе «пролетарского интернационализма. Интересный факт: в 1929-м, в Московский Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ) попали полотна японских пролетарских художников, среди которых была и работа Окамото Токи. Картина-то называлась не как-нибудь, а «Призыв к забастовке».
Карьера еще одного художника Накамура Цуне (1887-1924) складывалась весьма удачно: он участвовал в правительственных выставках, писал портреты, обнаженную натуру, пейзажи и даже имел свою мастерскую в Шимо-Очиае, но ранняя смерть от туберкулеза прервала его творческие планы. В 2013-м году в его ателье был открыт мемориальный музей.
Поэт и художник Камбара Тай (1898-1997) увлекался футуризмом и переписывался с итальянскими футуристами, создавал всяческие модернистские кружки, печатался в журналах, а 1920-м открыл свою первую персональную выставку «Текучесть жизни». Его полотно, написанное в 1922-м году и посвященное «Поэме экстаза» Скрябина, также наполнено экстазом и скрытой экспрессией.
Тецугоро Йорозу (1885-1927) очень привлекал кубизм. В двадцатилетнем возрасте он примкнул к кружку авангардистов, созданном Куродой Сэйки, а уже через год отправился в США, в Сан-Франциско, чтобы учиться там в художественной школе. Не получилось: из-за землетрясения он вернулся в Японию и получал образование в Токио.
А вот Харуэ Кога (1906-1933) трудился совсем в другом ключе – он был выразителем своеобразного нового сюрреализма. Его сюр – это некий «машинизм», в котором сметаются начисто всякие представления о чувстве. Он часто использовал фотомонтаж, и его фантазии были воистину безграничными. Недаром на выставке «Сюрреализм поверх границ», которая проходила в Метрополитен музее в Нью-Йорке в 2021 году, была представлена картина Коги «Море», в которой чего только нет: дирижабль, японские рыбки, подводная лодка, купальщица…
Хиромицу Накадзава (1874-1964) учился в Токийской школе искусств и тяготел к западной живописи. Участвовал он и в первой художественной выставке Бунтен в 1907-м году, а через четыре года создал Японское общество акварельной живописи. Он получил в своей жизни многочисленные награды, был еще и иллюстратором, и дизайнером, делал обложки для журналов и книг. Его мастерскую после смерти сохранили. В ней много ценных материалов: картины маслом и акварели, книжные переплеты и наброски, письма.
Наверное, самый известный и влиятельный художник периода Мэйдзи – это Курода Сэйки (1866-1924). В возрасте 18 лет он попал во Францию и учился у академиста и импрессиониста Рафаэля Коллена. Вернувшись на родину, Курода возглавил новое отделение западной живописи в Токийском университете искусств. Его работа «У озера», написанная в 1897 году, получила серебряную медаль на Всемирной выставке 1900-го года в Париже.
Только взгляните на «Девочку», написанную Минами Кунзо (1883-1950) в 1909-м году – вполне «импрессионистическая» фактура. Учился Кунзо и в Британии (изучал творчество прерафаэлитов), и во Франции. Вернувшись в Японию, он публиковал свои иллюстрации в только что созданном журнале «Белая береза», а в 1912-м организовал ассоциацию художников западного стиля. Работал он и с гравюрами на дереве, и с акварелью, преподавал в Токийской школе изящных искусств.
Еще один поклонник Франции Саэки Юдзо (1896-1928) провел на Западе два года и посещал Парижскую Академию Большого Шомьера. Вернувшись с семьей на родину, он не смог найти на ней вдохновения и уехал через Транссибирскую магистраль во Францию. Саэки был слабого здоровья, страдал от туберкулеза, однако часто выходил на пленер. Умер он в психбольнице в одном из пригородов Парижа в абсолютной нищете.
Вот уж кто сделал блестящую карьеру так это Сэйджи Того (1897-1978). Учился он во Франции, но в 31 год вернулся в Японию и тут же получил первую премию весьма престижной Showa Western Art Promotion Award. А дальше награды сыпались на художника как как из рога изобилия. Так, в 1969-м он получил даже французский Орден искусств и литературы, и в Токио открыт для публики художественный музей, названный его именем. На выставке представлено замечательная по кололристике и по сюжету работа художника – «Уличные артисты».
Еще один японский художник, учившийся во Франции – это Умехаро Рюзабуро (1888-1986). После начального художественного образования у себя на родине он поступил в Парижскую академию Жюлиана, где, кстати, познакомился с Ренуаром. Конечно же, он перенял манеру письма своего учителя, а по приезде в Японию организовывал художественные объединения, а впоследствии стал профессором университета в Токио. Его «Золотое ожерелье», безусловно, написано под сильным влиянием своего патрона.
Фуджита Цугухару (1886-1968) после окончания Токийской школы изящных искусств первый раз попал в Париж в 1913 году. Впоследствии он получил французское гражданство. Его манера письма – некая «смесь» реализма и японских традиций. Помимо портретов, анималистики он писал и на религиозные темы. Получил он и самую высшую награду Франции – Орден Почетного легиона. В городе Реймс всех туристов подводят к часовне Фужита (так переделал художник на французский лад свою фамилию), которую он фактически построил для себя и где он и похоронен. В Реймсе находятся и основные работы художника.
Фуджишима Такеджи (1867-1943) в отличие от Цугухару учился не только в Париже, но и в Италии, однако не остался в Европе, а вернулся в Японию и стал преподавать в Академии художеств в Токио. Был членом объединения «Белая лошадь». Его работы по истории развития импрессионизма известны каждому японскому художнику. После 1914 года в работах Такеджи стало ощущаться влияние модерна.
Продолжение следует
#искусство#современное искусство#современное искусства Японии#выставки современного искуства#национальны музей современного искусства в Токио#