Уже научно доказано, что детей наказывать нельзя. Потому что до 6 лет их мозг не способен соотнести наказание с поступком. Я читала об этом в книге "Тайны мозга вашего ребёнка". Вместо желаемого эффекта ребенок может получить психологическую травму.
Когда маленького ребенка наказывают, он воспринимает это как то, что его не любят и не принимают.
Но многие путают безнаказанность со вседозволенностью. Неправильно восприняв понятие безнаказанности, они разрешают ребёнку всё, что также вредно для него. На самом деле запрещать никто не запрещает. Запреты во многих случаях даже необходимы.
Как ни странно, но дети нуждаются в определенных границах. Об этом пишут практически во всех книгах о развитии маленьких детей. Эти границы им нужны, чтобы легче ориентироваться в познании этого сложного мира. При чём, эти рамки должны быть жёсткими: нельзя - значит нельзя. Что иногда является сложной задачей.
И дети очень любят проверять эти границы на прочность. Это выражается в желании их нарушить, что выглядит как непослушание.
И здесь возникает вопрос: как же запрещать что-то ребёнку, и не наказывать его, если он пытается специально эти запреты нарушить?
Пока дети были совсем маленькие, помогало отвлечение. И на каждое «нельзя» можно было легко придумать 5 «можно». Но чем старше они становится, тем меньше эти приёмы работают.
Вобщем, нужно всё время искать эту золотую середину между безнаказанностью и запретами.
Для более старших детей есть 5 правил для экологичного наказания. Так сказать, "наказание здорового человека". Хотя, для меня слово "наказание" звучит так, как будто это относится к какой-то дрессировке. Но дети иногда действительно поступают так, что им как-то надо объяснить, что так делать нельзя. Делают они это неосознанно, и, чтобы они реально поняли, что сам поступок плох, а не он сам, нужно правильно это донести.
В одной из следующих статей напишу про это поподробнее.
Так что подписывайтесь на мой канал, ставьте лайк, если вам эта тема важна и интересна, буду очень рада ;)