Найти тему

Разрушающие паттерны личности. Поиск одобрения.

Оглавление

Наше поведение зависит от биологических особенностей организма или жизненных обстоятельств.

Поведенческий конструкт личности закладывается в детстве и развивается в течение жизни. Он может быть позитивным или негативным. Об одном из видов такого поведения сегодня пойдёт речь.

Вы можете сказать, что мы все стремимся быть хорошими. К сожалению, это не совсем верно. В каждом деструктивном (разрушающем) поведении есть свои особенности.

Поведение в стиле "поиск одобрения" трудно определить в себе. Оно настолько естественно, что множество людей не понимают его деструктивность.
Поведение в стиле "поиск одобрения" трудно определить в себе. Оно настолько естественно, что множество людей не понимают его деструктивность.

Что такое "поиск одобрения"?


Итак, у людей, склонных к поиску одобрения, проявляется подобное поведение в виде
стойкой поведенческой направленности на удовлетворение своего ощущения быть одобряемым со стороны других людей.
Обратите внимание именно на получение ощущения.

Взрослый человек с подобным поведением старается всем понравиться или находится в поиске признания. Ему важно восхищение со стороны других людей. В любом случае он нацелен на фиксацию внимания на своей персоне. Если смотреть на этот вопрос в целом, поведение таких людей является инструментом, а целью является
повышение самооценки.

Зарождение деструктивного поведения в стиле поиска одобрения формируется при определённых условиях, примерно года в три, когда происходит первая сепарация ребёнка от взрослого. Казалось бы, поощрение и подкрепление самостоятельности - это хорошо, но может вырабатываться стойкое желание произвести впечатление на окружающих. Всё должно быть в меру.

В моём детстве детей, которые учились применять данный вид поведения, называли примерными занудами. Для того чтобы ощутить себя хорошим они были самыми примерными, были самыми отзывчивыми, самыми ласковыми детьми. Проще говоря, они были золотыми детьми, которые не доставляют хлопот своим родителям и окружающим.

Когда ты ребёнок, ты не может посмотреть на себя со стороны и провести анализ "как я себя веду". На ранних стадиях взросления эту функцию берëт на себя родитель, который при помощи морали, нравоучений формирует у ребёнка самокритику, самооценку и поведение.

В нашей истории со стороны родителей усиленно поощрялось стремление к
признанию и одобрению со стороны окружающих и сравниванию ребёнка с другими. Интересы самого ребёнка в подобную формулу не включались. Дети вырастали, но стиль защитного поведения для адаптации в социуме оставался прежним - "поиск одобрения".

Дети не только научаются поведению, но могут его копировать. Стиль поведения "поиск одобрения" может быть ими скопированным от взрослых.
Дети не только научаются поведению, но могут его копировать. Стиль поведения "поиск одобрения" может быть ими скопированным от взрослых.

Мы с вами уже говорили, что люди при помощи поиска одобрения повышают свою самооценку. Даже можно сказать, что из раза в раз они стремиться подтвердить своё ощущение, что они могут быть принятыми и одобряемыми.

Как бы не старались родители воспитать в своём чаде направленность на других, самым главным для ребёнка будет признание его родным человеком или тем, кто их заменяет.

Сложность заключается в том, что родители изначально воспитывают в своём ребёнке ценности и ожидания, которые диктует культура общества. В этом проблема обретения нормальной самооценки, внутренней критики. Вместо этого человек адаптирует своё поведение, как хамелеон, но не понимает своих истинных потребностей. В следствие этого формируется дефективность и отсутствие собственного Я.

Поиск одобрения и угождение проявляется во взрослых в разных сферах жизни.
Поиск одобрения и угождение проявляется во взрослых в разных сферах жизни.

Почему во взрослом возрасте поиск одобрения является дисфункциональным

Действительно, у взрослых людей с "поиском одобрения" отсутствует внутренний конструкт личности, обозначающий "Я".
В личностной теории Карен Хорни взрослые заменяют отсутствие сформированного "Я" базальной тревогой и жёсткой ориентацией
на других людей.

Иными словами, изначально формируется личность вне нормального развития.

У человека должен быть сформирован конструкт:

  • Я реальное - самоидентификация себя, кто я такой.
  • Я идеальное - каким я могу быть и к чему стремлюсь.
  • Я в глазах других - как я себя представляю в глазах других.

В нашей истории отсутствует "я реальное".
Присутствует "я в глазах других людей".

Здесь наш герой упускает то, что должно быть сформировано - "я реальное". Только тогда появляется уверенность в себе, нормальная самооценка, возможность быть лёгким в отношениях.

Во взрослом возрасте встречаются случаи, когда стремление угодить и быть хорошим пугает и отталкивает других людей. Такие люди могут представлять угрозу для других, т.к. создают атмосферу поглощения "ты должен меня любить и постоянно подпитывать моё состояние".

Ещё важный момент взрослого возраста - быть откровенным с самим собой. Из-за отсутствия данного умения человек страдает сам от себя. Он не понимает своих ресурсов и не умеет искренне выражать свои чувства.
Обслуживание своих искусственных ценностей и наклонностей мешает понять самое главное для человека: почему и по каким признакам меня ценят другие. Иными словами,
признать своё истинное "Я".

В чём может помочь психотерапия?


Желать одобрения и признания - это нормально в том случае, если ты действительно достигаешь каких-либо поставленных целей и задач. В противном случае поиск признания является дисфункциональным, приближенным к аддитивному поведению.
А это означает, что контролировать его практически невозможно. Как любое другое зависимое поведение, поиск одобрения является уходом от реальности, приносящим временное удовлетворение истинных потребностей.

Психотерапия может помочь изменить стратегии поведения, образ мыслей человека
без поиска одобрения и важность, понимать и демонстрировать истинное "Я".
В итоге мыслительные искажения "а они подумают обо мне" или "они не примут во внимании мои действия" и т.п. изменятся на более реальные суждения. Появится опора на себя, понимание своих ресурсов и возможностей. Появиться свобода выражения негативных эмоций социально приемлемым способом.

Подводные камни работы с данной проблемой:

- пациент будет применять свои стратегии одобрения по отношению к психотерапевту;

- краткосрочный эффект высвобождения. Не возможно быстро изменить мыслительную направленность "а что подумают другие" ;

- сокращение стремления к получению удовольствия. Когда человек применяет свои стратегии он получает массу положительных подкреплений. Психотерапия изменяет направленность, что влияет на личность. В этом случае очень важна работа с ценностями о самоактуализацией пациента.

В заключение,

человек, усердно работающий, угождающий, восхищающийся другими, в чрезмерной форме, подавляющий негативные эмоции, не замечающий собственные потребности - гиперкомпенсирует свою дефективность и низкую самооценку. Он применяет деструктивное поведения поиск одобрения. Данное поведение разрушает и приводит дезадаптации в социуме.

Психология работает с подобными формами аддикций. Единственный минус - работа проводится в рамках долгосрочной психотерапии.

Пока так...
____________________
Очные и онлайн консультации, психотерапия для взрослых.
Бережно и с уважением!
Запись на консультации
www.psycholog-epikalova.ru

Для всех моих читателей на Дзене скидка 10% на онлайн консультации, код - dzen10

подписывайтесь на блог, предлагайте темы статей.