Найти в Дзене
Дмитрий Афанасьев

Мост через Пахру у деревни Кутьино рухнул. Съездил посмотреть причины

UPD 07.04.2024. Сейчас рядом построен новый временный мост - движение восстановлено. Висит знак ограничения массы "8т". Фотографии нового моста в конце статьи.

Мост через Пахру у деревни Кутьино по моим ощущениям был построен где-то в 70-е годы прошлого века. Изредка я по нему проезжал сначала на велосипеде, потом на автомобиле. Если сравнить высоту моста и высоту недостроенной плотины Подольского моря, то мост явно низковат. Движение по этому мосту до конца прошлого века можно сказать, что почти отсутствовало...

Десятого ноября две тысячи двадцать третьего года примерно в 11:30 один пролёт моста просто упал. "Вместе с пролетом моста через реку Пахра под Подольском упал легковой автомобиль, пострадала 60-летняя женщина" - написал в тот день РБК.

Неделю спустя, осень подарила отличный солнечный день и мы с женой отправились в "культурную поездку" по местам "Техноапокалипсисиса". Смешно, но посетить недостроенную плотину "Подольского моря" я собирался с прошлого века! Но как-то всё никак не получалось.... Возможно потому, что в интернете про неё и так много всего написано... Я не любитель заброшек, и разрухи, но вот когда рушится с виду надёжный мост - интересно узнать почему, тем более, что фоток интересующих меня мест в интернете я не нашёл.

Предвидя, что близко подойти к месту обрушения не получится взял старый фотик с 60-ти кратным оптическим зумом.... то, что с датой - снято на фотик. Без даты - на мобильник. Напрасно переживал.

Далее фото и мои комментарии.

Вот, что я увидел.
Вот, что я увидел.

Как минимум, я ожидал увидеть строителей, либо ограждение с надписью "Руками не трогать"... Но, тишина....

-2

Общий вид, но важный для понимания. Серый грязный верх - это опора моста, вокруг которой был залит ригель. В плане, ригель был похож на звено якорной цепи - кольцеобразный с перемычкой посередине. Опирался он судя по всему на уступ опоры.

-3

Фото сделано ещё с правого берега речки Моча. Видно, на сколько отошла от опоры уцелевшая часть ригеля.

-4

Солнце, мороз и вода - "друзья" бетона....

-5

Сколько в ригеле было арматуры - можно судить по её остаткам.

-6

Судя по всему, центральная перемычка лопнула давно. В районе трещины арматура проржавела до нуля, а серый налёт указывает на то, что трещина древняя.

-7

Кусок опоры откололся потому, что когда разрушился ригель, край балки просто по нему хорошо так стукнул....

-8

Вот так на этом мосту были сделаны стыки между балками: пока не сгниёт вот эта железка, остатки которой на фото - конструкция вполне жизнеспособная....

-9

По сломанному пролёту спустился вниз... Меня интересовало как был сделан узел опирания.

-10

Вот, я нахожусь в створе разошедшегося стыка между ригелем и опорой.

-11

Ржавый параллелепипед - это подпятник балки. Видно, что балка опиралась на ригель, а через него вертикальная нагрузка передавалась на уступ опоры.Следы опалубки говорят о том, что так было задумано. Похоже, что даже был сделан специальный разделительный слой.... Судя по остаткам арматуры - она лопнула давно из-за коррозии. Если увеличить фото, то можно найти лопнувший пруток арматуры вследствии растяжения, всё как в сопромате - перетяжка, шейка, зона местной текучести....

-12

Общий вид....

-13

Снаружи безобидная трещина, хотя как видно с другого ракурса, ригель от опоры отошёл....

-14

Ещё одна трещинка....

-15

Вот так был армирован этот самый ригель.... Кстати, здесь арматура сохранилась лучше! Как видно, это теневая сторона - циклов заморозки меньше....

-16

Ещё один вид - здесь конструкция сдалась под тяжестью обстоятельств.

-17

Специально сделал фото целой опоры. Выглядит крепко.... И вот лично для меня не очевидно, что горизонтально лежащий вытянутый параллелепипед - насажен на опору как колечко на детскую пирамидку.

-18

Судя по тому, что на опорах нет следов весеннего паводка - мост в этом году красили....

-19

Вот, солнечная сторона на левом берегу. Погода сухая из бетона по трещинам через краску выходит вода....

Далее мои размышлизмы. На роль эксперта не претендую.

Во-первых, даже при разрушении ригеля пролёт моста не должен был по идее так упасть - он должен был повиснуть на опоре. Просадка составила бы вот это самое расстояние, которое видно на последнем фото. Проектировщики, наверное об этом думали.... Вероятно, пролёт давно находился не в проектном положении.

-20

Если пятка балки падает вниз, то слева есть площадка, которая "повиснет" на уцелевшей опоре. Но, как видно на общей фотографии, концы балки опору моста при падении даже не поцарапали....У меня есть подозрение, что пролёт был по каким-то причинам сдвинут в сторону правого берега....

В интернете народ пишет, что в месте стыка на дороге образовалась выбоина и есть фотографии как её заделали . Ещё народ пишет, что после ремонта на месте ямы появился бугорок - наверное, дорожники сделали задел "на будущее"...

Этот бугорок, во-первых, увеличил динамические нагрузки на место опирания, а во-вторых, мог способствовать перемещению пролёта в сторону правого берега - если на грунт давить сверху - его выпирает в бок...

Ну и собственно появление выбоины на одном стыке при отсутствии аналогичных выбоин на других - повод задуматься а всё ли благополучно с основанием....

Ещё у меня есть подозрение, что .... что эксплуатирующая организация даже не знала, как этот мост сделан. За пятьдесят лет проект мог потеряться... Сейчас - всё очевидно, а вот если смотреть на свежевыкрашенный пролёт - далеко не ясно....

Вопрос какой транспорт мог ездить по этому мосту, учитывая массовое строительство - оставим за скобками. За легковушкой символично ехала бетономешалка. Какой транспорт ехал перед легковушкой - неизвестно! (В интернете проскочил какой-то пост на уровне фейка...)

Собственно мост мог обрушиться даже тогда, когда по нему никто не ехал...

Сейчас в СМИ уже тишина..... в масштабах Страны - это мелкое событие.

Следствие найдёт крайнего, хотя в моём понимании виноватых тут нет.

Следов следственных действий на месте я не увидел - всё как в первый день обрушения. Вероятно, для экспертов "и так всё ясно"...

По большому счёту, требовалась диагностика, мониторинг.... не тот уровень для моста местного значения...

Агонию моста можно было бы продлить, если бы опоясать этот самый ригель предварительно напряжённой стальной обечайкой - как на кирпичных трубах....

Судя по панорамам Яндекса ограничений скорости и веса на данном мосту не установлено. Заканчивается деревня и можно 90....

-21

Недостроенная плотина, сломанный мост.... Зона техноапокалипсиса.

У кого есть что добавить по теме - буду рад.

В советские времена издавалась книжка "Альбом строительных конструкций" - если кто-то найдёт проект такого моста - будет интересно посмотреть.

UPD. 07.04.2024

Временный мост построен давно. Просто у меня не было повода съездить посмотреть.

Новый мост.
Новый мост.
Такая схема в строительстве называется неразрезная балка.
Такая схема в строительстве называется неразрезная балка.
Всё, что осталось от старого моста.
Всё, что осталось от старого моста.

Это моя первая статья на Дзене. Пусть уже потеряла актуальность, но пусть висит. Впереди строительство нового моста!