Тема увольнения не простая. Я увольнялась сама и увольняла своих сотрудников. Поэтому могу рассказывать про свой опыт с разных сторон.
Лично для меня важен душевный комфорт. Я всегда работала с людьми и поэтому выдерживала большие психологические нагрузки, мой рабочий день очень часто был ненормированным. Я брала работу домой, работала в отпуске и по выходным, была ситуация, когда я просто ночевала на работе. Но у меня не было мысли уволиться. Позднее, я таких людей узнавала с первого взгляда и понимала, что с этим трудоголиком у меня сложится диалог на 100%, потому что я такая же.
Решение искать новое место работы приходит не сразу. Всегда есть ситуация, с которой всё началось, если покопаться в памяти, то точно вспомню, когда я стала задумываться, что что-то идет не так, что меня не устраивает объем выполняемой работы/ отношение к результатам моего труда/отсутствие достойной оплаты/психологическое выгорание и т.д. Сначала слабый звоночек в виде какого-то недовольства сложившейся ситуацией, потом еще один и еще, потом сильнее и вот я уже просматриваю вакансии. Но рассылать резюме время еще не пришло. Я продолжаю работать и копить недовольство собой и обстоятельствами. Куда я пойду, где я нужна, мне 30+, везде одно и тоже.
Лично для меня самый серьезный "звонок" для меня это тело. Если я начинаю заикаться в обычном разговоре, то все, тогда уже меня не удержит ни контракт (даже если до его конца еще полгода), ни бонусы (я уходила с хорошей для моего города зарплаты), ни радужные перспективы в карьере (предлагали повышение), ни страх, что я не справлюсь на новом месте (нет опыта, возраст и т.д.), ни потеря финансового благополучия (уходила на меньшую зарплату, просто без наличия нового места работы).
И я круто меняла свою жизнь, начинала с нуля в сферах, где вообще ничего не знала и становилась хорошим специалистом, достигала результатов. Главное верить себе и работать, если нужно, то и 24/7. Рядом точно окажется человек, готовый помочь и подсказать, важно спрашивать и просить о помощи, если она нужна, а не вариться в собственном соку, делая вид, что ты самый умный, а не получается у тебя, потому , что вокруг все идиоты, и конечно оставаться человеком в любой ситуации. Это мой принцип.
Я - терпеливый руководитель, поэтому за четыре года все увольнения были инициированы самими подчиненными. Кто-то понимал, что это место ему не подходит, кого-то не устраивала зарплата. Когда сотрудник был действительно ценным, конечно я предпринимала все возможные попытки, чтобы удержать человека. И тут я хочу сказать, что удержать можно только в том случае, если нет окончательного решения.
Иногда мне казалось, что все хорошо, человек справляется, постепенно увеличивается его зарплата, мы понимаем друг друга с полуслова. И тут вдруг "я хочу уволиться". Часто причиной называют деньги, но когда начинаешь с человеком разговаривать, то понимаешь, что это не так. Да, финансовый вопрос очень важен, но не всегда он ключевой.
И в ситуации, когда где-то предлагают в два раза больше, а тебе критически нужны деньги, они перевесят и хорошие отношения с коллективом, и другие плюсы, которые дает текущее место работы. Если нет возможности увеличить зарплату значительно, то человек уйдет.
А вот если у сотрудника средняя по рынку зарплата, которая в целом закрывает все базовые потребности и остается еще чуть-чуть, то помониторив рынок вакансий и походив по собеседованиям , человек скорее всего останется, если ему нравится коллектив и хорошие отношения с руководителем. Тут точно важно проговорить, какие есть перспективы карьерного роста и возможности для увеличения дохода, выяснить, что стало триггером для поиска нового места, какова истинная причина. И в данной ситуации я за то, что сотрудника важно сохранить.
Продажи это особый мир со своими правилами. Когда на собеседовании говорят, что тебе нужно быть на связи 24/7, что для достижения результата изначально придется работать больше чем 8 часов в день и общаться с клиентами и по выходным, что клиенты - люди, у которых может быть плохое настроение, сложная ситуация и тебе с этим нужно будет работать, эйчары не шутят. Они говорят правду. И работник соглашается, а когда такая ситуация случается, то сразу в кусты. Я не думал, что так, "это не мое".
Первое увольнение по моей инициативе я сделала в продажах. Тут невозможно работать без результата, так как практически любой бизнес держится на продажах. Если нет продаж - нет денег ни для кого и ни для чего. Наступают тяжелые времена для всех отделов и бизнеса в целом. Поэтому чаще всего у продавцов небольшой оклад (в некоторых организациях его вообще нет) и основной заработок составляет процент от продаж. Нет продаж - нет процента, а платить просто так оклад никто не будет.
Я считаю, что удерживать надо тех, кто готов учиться новому, готов работать, создает ценность для дела, для команды, для организации или бизнеса, остальных отпускать, и чем раньше тем лучше, может человек принесет пользу где-то еще.
А еще мне пришла мысль, что если человек серьезно заговорил об увольнении, а не набивает себе цену, то нужно искать ему замену, так как он все равно уйдет из команды в ближайшие 6 месяцев. Даже если на текущий момент удалось договориться. Хорошо, если это не ключевой сотрудник, а если ключевой? Предпочитаю быть готовой к такой ситуации.
А вы легко увольняете своих сотрудников?