Найти в Дзене

ИСХОД (ч.2): ИЗРАИЛЬ В ЕГИПТЕ

(Исход 1) «Исход» повествует об освобождении Израиля из Египта. Книга начинается с напоминания о том, как и когда Израиль оказался в Египте (1:1–5): Иаков и его семья нашли убежище в плодородной долине Нила во время сильного голода. Египет сделал огромные запасы зерна, после того как был предупреждён о приближающемся голоде Богом через Иосифа, одного из сыновей Иакова (Быт. 41). Далее сообщается о том, как получилось, что Божий народ стал нуждаться в избавлении. Египтяне поработили их, так как стали их бояться. Со временем израильтяне размножились (1:6, 7). Восстал новый царь, «который не знал Иосифа» (1:8), то есть он не помнил или не признавал то, как помог Иосиф Египту во время голода в предыдущие годы. Египтяне боялись, что евреи, которые были сильнее и многочисленнее, выступят против них, если Египет подвергнется нападению врагов (1:9, 10). Далее мы читаем о том, как египтяне, в частности фараон, пытались решить «проблему израильтян». Но что бы они ни делали, не срабатывало; несмо
Оглавление

(Исход 1)

«Исход» повествует об освобождении Израиля из Египта. Книга начинается с напоминания о том, как и когда Израиль оказался в Египте (1:1–5): Иаков и его семья нашли убежище в плодородной долине Нила во время сильного голода. Египет сделал огромные запасы зерна, после того как был предупреждён о приближающемся голоде Богом через Иосифа, одного из сыновей Иакова (Быт. 41).

Далее сообщается о том, как получилось, что Божий народ стал нуждаться в избавлении. Египтяне поработили их, так как стали их бояться. Со временем израильтяне размножились (1:6, 7). Восстал новый царь, «который не знал Иосифа» (1:8), то есть он не помнил или не признавал то, как помог Иосиф Египту во время голода в предыдущие годы. Египтяне боялись, что евреи, которые были сильнее и многочисленнее, выступят против них, если Египет подвергнется нападению врагов (1:9, 10).

Далее мы читаем о том, как египтяне, в частности фараон, пытались решить «проблему израильтян». Но что бы они ни делали, не срабатывало; несмотря на все их ухищрения, Израилю ничего не делалось.

Во-первых, египтяне стали угнетать израильтян; но чем больше Божий народ угнетали, тем больше он процветал. Затем фараон заставил израильтян работать ещё больше, но это, очевидно, не решило проблемы (1:11–14).

Во-вторых, фараон приказал еврейским повивальным бабкам убивать младенцев мужского пола. Однако повивальные бабки расстроили планы фараона. Они не убивали детей, солгав фараону при объяснении, почему дети оставались в живых. В результате народ умножался, а Бог благословил повивальных бабок (1:15–21).

В-третьих, фараон потребовал, чтобы всех новорожденных еврейских мальчиков бросали в реку. В результате этой стратегии ребёнок, которому было предназначено стать избавителем, был воспитан в доме самого фараона (1:22—2:10)!

Главная мысль этого повествования — в том, что ничего не получится, если человек противится Богу. Даже фараон не мог сравниться с Богом! Никто не может победить Бога.

В ЕГИПЕТ

«Вот имена сынов Израиля, которые вошли в Египет с Иаковом, вошли каждый с домом своим: Рувим, Симеон, Левий и Иуда, Иссахар, Завулон и Вениамин, Дан и Неффалим, Гад и Асир. Всех же душ, происшедших от чресл Иакова, было семьдесят, а Иосиф был уже в Египте» (Исх. 1:1–5).

Этот перечень связывает начало книги Исход с Быт. 46:8–27. Он так же начинается и заканчивается тем же числом. Здесь перечисляются одиннадцать сыновей Иакова, за исключением Иосифа, так как Иосиф уже находился в Египте.

В отрывке говорится, что в Египет пришли «семьдесят»; Стефан в Деян. 7:14, называет семьдесят пять. В чём причина отличия? Глисон Арчер предполагает, что Стефан «возможно, повторял данные, указанные в Септуагинте», в которой в главе 1 книги Исход указывается семьдесят пять, а не семьдесят. Он также утверждает, что число в Септуагинте, вероятно, включает в себя некоторых внуков Иосифа. Какое бы ни было число, семьдесят или семьдесят пять, оно правильно в зависимости от того, кто в него включён.

«И умер Иосиф, и все братья его, и весь род их, а сыны Израилевы расплодились, и размножились, и возросли, и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та» (Исх. 1:6, 7).

Поначалу члены семьи Иакова были почётными гостями в Египте и процветали там. Когда Бог благословлял их ростом численности, исполнялось Его обещание Аврааму (Быт. 15:5; 12:2; 17:1–8). Сколько людей составляло израильский народ? Достаточно сказать, что после освобождения было упомянуто 600,000 мужчин (12:37; 38:26).

Толкователи указывают на сходство между Исх. 1:7 и Быт. 1:28: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: “Плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю…”» Израильтяне «расплодились и размножились», и «наполнилась ими земля та». Это напоминание о воле Бога в отношении человека даёт основание предположить, что Бог в книге Исход занимался «новым творением», творением народа, который Он назовёт Своим.

«Земля наполнилась ими», очевидно, указывает на ту часть Египта, в которой обитал Израиль, и известную как земля Гесем (Быт. 45:10). Это была «лучшая часть земли, в земле [фараона по имени] Раамсес» (Быт. 47:11).

Результатом пребывания Израиля в Египте было исполнение одного из обетований Бога: потомки Авраама стали многочисленными. Похоже, что Бог привёл Израиль в Египет для этой самой цели. Оседлая жизнь в Египте обеспечила лучшую среду для роста и размножения израильтян, нежели кочевой образ жизни патриархов. Сами израильтяне позднее вспоминали то время, когда они жили в Египте (или, по крайней мере, свою еду в Египте), с нежностью, говоря, что они «сидели у котлов с мясом, когда… ели хлеб досыта!» (16:3). Блуждая по пустыне, они говорили: «Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок» (Чис. 11:5). Хотя они, скорее всего, преувеличивали удовольствие, которое они получали в Египте, они всё-таки во многом наслаждались своей жизнью в земле египетской. По замыслу Бога, Египет был благодатной почвой для создания многочисленного народа.

В РАБСТВО

«И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа…» (Исх. 1:8).

Восхождение на престол нового царя, «который не знал Иосифа», вероятно, означает, что со временем восстал царь, который не помнил или не ценил того, что сделал Иосиф для египтян. Ведь он как-никак спас целый народ от семи лет голода. Кто был этот царь? Хотя ответ зависит от даты исхода, о нём можно установить два точных факта: (1) Бог не считал необходимым открыть его имя читателям, и (2) он был жив во время притеснения, но умер до избавления (2:23).

Относительно личности этого фараона есть два главных предположения. Если признаётся поздняя дата исхода (ок. 1290 до н.э.), тогда фараоном, когда Моисей покинул Египет, был Сети I, а фараоном при исходе был Рамсес II. Если принимается ранняя дата исхода (ок. 1445 до н.э.), тогда фараоном во время бегства Моисея из Египта был Тутмос IV, а фараоном во время исхода был Аменхотеп II.

Некоторые полагают, что этот «новый царь» имел какое-то отношение к гиксосам, которые правили Египтом с 1670 до 1550 гг. до н.э. Одна точка зрения состоит в том, что семье Иакова был оказан радушный приём благодаря гиксосам (которые относились к семитской группе), правившим Египтом в то время. Затем, когда к власти пришёл не семит, а египтянин, «который не знал Иосифа», он был настроен против израильтян и поэтому поработил их. Другие доказывают, что фараон, «который не знал Иосифа», был гиксосским правителем и что семье Иакова оказали радушный приём исконные египтяне, а порабощены они были гиксосами.

«и сказал народу своему: “Вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли”» (Исх. 1:9, 10).

Когда фараон сказал, что народ израильский «многочислен и сильнее» (ст. 9) египтян, он, вне всякого сомнения, преувеличивал, тем не менее, страх его был реальным. Почему он был обеспокоен? Некоторые учёные полагают, что страх египтян перед израильтянами был результатом того, что в прошлом их угнетали иноземцы (возможно, гиксосы). Наследием этого времени был страх египтян: они боялись снова быть покорёнными чужеземцами. Если бы враг (особенно семитский народ, родственный потомкам Иакова) напал на Египет, то евреи, живущие среди них, могли присоединиться к врагу, чтобы поразить египтян.

Читатели могут удивляться использованию слова «мудро» (хакам) в ст. 10. Как такой неправедный поступок можно совершить «мудро»? Ветхозаветное понятие мудрости предполагает способность выполнить задачу успешно. При том что часто считается, что мудрый человек это праведный человек, мудрость может также быть использована в неправедных целях. (См., например, 2 Цар. 13:3–5, где то же самое слово «мудро» переведено как «хитрый»). С точки зрения египтян, порабощение израильтян было мудрым поступком, так как благодаря этому они достигали своих целей.

В стихе 9 фараон называет израильтян «сынами Израилевыми». В стихе 12 их снова называют «сынами Израилевыми» (в Современном Переводе «израильтянами»), а в стихах 15, 16 и 19 некоторых из них называют «повивальные бабки евреек» и «еврейки». Что означают эти наименования? Первоисточники допускают, что «еврей» — это «более старинное и более широкое слово, чем израильтянин», что оно «часто использовалось иностранцами, когда они говорили с народом Авраама или о нём (Быт. 39:14, 17; 40:15)», и что наименование «еврей» (ибри) может восходить к имени «Евер» (Эбер), принадлежащему сыну Сима, в Быт. 10:21. Наум Сарна, однако, возражает на это, говоря, что происхождение названия «наверное, так и останется тайной».

В ТЯЖЕЛЕЙШЕЕ СТРАДАНИЕ

«И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов» (Исх. 1:11).

Какие реальные события стояли за порабощением израильтян? Было ли, что войсковые части египтян вламывались в дома и тащили трудоспособных мужчин в трудовые лагеря? Эти подробности нам не сообщаются.

Однако мы знаем, что рабы-израильтяне построили два города для запасов: Пифом и Раамсес. Раамсес построил Рамсес II, назвавший его в свою честь, а Пифом, по сообщению Сарны, — это библейский Сокхоф (12:37; 13:20; Чис. 33:5, 6). Оба города были расположены в восточной дельте.

«Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что опасались сынов Израилевых» (Исх. 1:12).

Здесь впервые заявляется главная тема книги Исход: Бог был со Своим народом, и Его воля исполнялась. Что бы ни предпринимали фараон с египтянами, это не помешало Его целям. Более того, результат угнетения оказался противоположным тому, чего добивался фараон: численность израильтян росла, вместо того чтобы уменьшаться.

«И потому египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькой от тяжкой работы над глиной и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью» (Исх. 1:13, 14).

Правители Египта удвоили свои усилия, чтобы извести израильтян. Автор использовал несколько выражений, чтобы подчеркнуть всё, что было сделано для того, чтобы нанести вред израильтянам. Говорится, что египтяне сделали «жизнь их горькой от тяжкой работы» и «принуждали их с жестокостью». Однако горькая жизнь и тяжёлая работа не помешали израильтянам возрастать в количестве, и фараон посчитал, что необходимо предпринять ещё один шаг.

«Царь египетский повелел повивальным бабкам евреек, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа, и сказал: “Когда вы будете повивать у евреек, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живёт”. Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь египетский, и оставляли детей в живых» (Исх. 1:15–17).

Следующей уловкой фараона было требование к повивальным бабкам убивать рождающихся мальчиков (ст. 16). «При родах» (обен) буквально означает «на двух камнях»; это было «место, на которое обычно помещали роженицу». Мальчиков приказывали убивать, потому что они были потенциальными воинами и бунтовщиками, а оставленные девочки могли рожать детей египтянам, увеличивая египетское население. Повивальные бабки ослушались фараона, потому что они «боялись Бога» (ст. 17). Поскольку эти женщины названы «повивальными бабками евреек» и у них семитские имена, то они, скорее всего, были израильтянками; так что неудивительно, что они боялись Бога. Этот стих содержит первое упоминание Бога по имени в книге Исход, но, конечно же, всемогущая рука Божья была за всем, что произошло раньше. Благодаря тому, что народ верил в Бога, фараон снова проиграл!

Любопытно в этой истории то, что названы только две повивальные бабки. Неужели группе людей, исчислявшейся миллионами, хватало только двух повивальных бабок? Самое распространённое объяснение состоит в том, что эти две начальствовали над всеми повивальными бабками Израиля.

«Царь египетский призвал повивальных бабок и сказал им: “Для чего вы делаете такое дело, что оставляете детей в живых?” Повивальные бабки сказали фараону: “Еврейские женщины не такие, как египетские, — они здоровы, ибо прежде нежели придёт к ним повивальная бабка, они уже рождают...” За это Бог делал добро повивальным бабкам, а народ умножался и весьма усиливался. И так как повивальные бабки боялись Бога, то Он устраивал дома их» (Исх. 1:18–21).

Когда фараон спросил, почему они не выполнили его приказа, повивальные бабки явно солгали, сказав, что еврейские женщины рождали своих детей до прихода повивальных бабок (ст. 19). Фараон, очевидно, поверил невероятной истории повивальных бабок, что придаёт ироничное звучание повествованию. Фараон хотел поступить «мудро», но был настолько глуп, что поверил сообразительному ответу повивальных бабок на свой вопрос. Фретхайм пишет: «Две простые еврейские женщины заставляют замолчать царя египетского, этот совершенный образец мудрости, одной фразой! В этом, конечно, кроется ирония, ибо никакой царь, достойный своего скипетра, не нашёл бы ответ удовлетворительным, не говоря уже о том, что исходил он от повивальных бабок».

Итак, план не сработал. Израильтяне продолжали размножаться, а Бог особым образом благословил повивальных бабок. Он «делал добро повивальным бабкам», и «устраивал дома их» (ст. 20, 21). В Современном Переводе сказано, что Бог «позволил им иметь собственные семьи», из чего можно предположить, что раньше они не способны были иметь детей.

Наш текст — о росте населения. Израильтяне умножались; египтяне пытались помешать им умножаться ещё больше, но меры, принятые фараоном, не сработали. Когда повивальные бабки поспособствовали Божьему плану по превращению Израиля в многочисленный народ, они и для себя гарантировали большие семьи. Тонкое указание на Божье одобрение содержится в том факте, что в тексте они названы по имени. Это придаёт им чести и важности в отличие от фараона, который остался неназванным. План фараона, царя Египта, могущественного монарха величайшей нации древнего Ближнего Востока, был разрушен двумя незначительными повивальными бабками, которых Бог считал очень важными.

Что можно сказать о лжи повивальных бабок? Может быть, это вовсе и не было ложью; возможно, еврейские женщины и в самом деле рождали своих детей до прихода на помощь им акушерок. По утверждению комментаторов, археологические данные свидетельствуют о том, что еврейские женщины были крупнее и крепче египетских женщин, но это не доказывает того, что повивальные бабки не хотели обмануть царя. Возможно также, что они задерживались с приходом к роженицам, пока дети действительно не появлялись на свет без акушерской помощи (правда, такой выход мог создать больше проблем, чем решить). Кто-то может сказать, что Бог простит ложь в подобной ситуации, что Он учитывает обстоятельства и мотивы, когда человек в критические моменты говорит не совсем правду. Однако достаточно признать, что повивальные бабки солгали. Библия не сообщает о благословении за ложь, но говорит о ней, так как она является частью повествования. С этой точки зрения мы можем сказать, что Бог наградил повивальных бабок не за то, что они солгали, а за то, что отказались убивать младенцев израильтян. Нет нужды оправдывать эту ложь (так как и сам вдохновенный автор не оправдывает её), и она также не устанавливает прецедент, который позволял бы христианам сегодня лгать при определённых обстоятельствах.

«Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: “Всякого новорождённого сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых”» (Исх. 1:22).

В Синодальном Переводе, следующему масоретскому тексту, не указывается, что сыновья, которых должны были бросить в Нил, были еврейскими детьми. Однако в некоторых других версиях ветхозаветного текста уточняется, что речь идёт о еврейских мальчиках. В одном варианте сказано: «Всякого новорождённого сына у евреев бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых».

Фараон, таким образом, отдал роковые приказы, которые привели, с одной стороны, к великому плачу у евреев, а с другой — к появлению одного человека, который будет способен с Божьей помощью вывести Израиль из рабства. Последующую смерть первенцев у египтян (12:29, 30) можно рассматривать как справедливое наказание за преступление, которое совершил фараон задолго до этого, убив всех невинных младенцев у израильтян. Позже в истории был ещё один случай, когда другой царь приказал убить младенцев, чтобы не допустить появления соперника царя (Мф. 2:16)!

Школа Библии — онлайн — Изучение Библии онлайн