На украинском ТВД проходит испытание наиболее перспективное оружие — радиоэлектронное.
18 ноября 1923 "Нью-Йорк Таймс" опубликовала статью "Невидимая война на Украине, которая ведется на радиоволнах".
"На Украине бушует битва в невидимом царстве электромагнитных волн, где радиосигналы используются для подавления каналов связи с беспилотными летательными аппаратами и войсками, определения местоположения целей и обмана управляемого оружия. Известная как радиоэлектронная война, эта тактика превратилась в игру в кошки-мышки между Россией и Украиной, незаметно стимулируя колебания темпов в конфликте 21-месячной давности и заставляя инженеров адаптироваться".
Сегодня беспилотники вышли на одно из главных мест в мире в качестве относительно дешевых, доступных и эффективных разведывательных и ударных средств. Но на каждую хитрую гайку найдется не менее хитрый болт.
"В течение нескольких месяцев летательные аппараты, поставляемые немецкой фирмой Quantum Systems, безотказно работали для вооруженных сил Украины, паря в воздухе, чтобы обнаружить российскую технику и войска. В конце прошлого года, они внезапно начали падать, когда возвращались с заданий.
“Это была настоящая загадка”, - сказал Свен Крук, исполнительный директор Quantum, который получил строгое письмо от Министерства обороны Украины с требованием исправить ситуацию.
Инженеры Quantum вскоре разобрались в проблеме: русские глушили навигационные сигналы со спутников, в результате чего беспилотники сбивались с курса и падали на землю"
Прошедшие через "святые 90-е" должны помнить слова "Дикого прапорщика" из культовой российской комедии "ДМБ":
"— Армия — не просто доброе слово, а очень быстрое дело. Так мы выигрывали все войны. Пока противник рисует карты наступления, мы меняем ландшафты, причем вручную. Когда приходит время атаки, противник теряется на незнакомой местности и приходит в полную небоеготовность. В этом смысл, в этом наша стратегия".
В 2000-х наша стратегия несколько изменилась. Мы перестали добивать обескураженного противника, давая ему время одуматься и "вернуться в переговорный процесс". А он использует его иначе.
"Чтобы приспособиться, Quantum разработала программное обеспечение на базе искусственного интеллекта, которое выступало в качестве своего рода вспомогательного пилота, и добавила ручную опцию, чтобы дроны можно было приземлять с помощью контроллера Xbox. Компания также построила сервисный центр для мониторинга электронных атак России".
Конечно, сейчас мы поняли, что в своем желании превратить противника снова в "партнера" мы погорячились. Но, во-первых, время упущено. Во-вторых, появились другие резоны затянуть войну. Только о них не сейчас.
Это затягивание и создало условия для соревнования в области РЭБ.
"Война на Украине - это первый за последнее время конфликт между двумя крупными и относительно продвинутыми армиями, которые широко используют возможности радиоэлектронной борьбы и совершенствуют методы в режиме реального времени".
РЭБ настолько важна, что противник видит в ней ключ к победе.
"...радиоэлектронная борьба получила отдельный раздел в недавнем эссе главкома Украины генерала Валерия Залужного. “Широкое использование информационных технологий в военном деле” стало бы ключом к выходу из тупика в конфликте с Россией, - написал он".
И я бы не сказал, что эти рассуждения оторваны от реальности. Потому что за Киевом стоит Запад.
"Чарльз К. Браун-младший, председатель Объединенного комитета начальников штабов США, поднял тему радиоэлектронной борьбы в этом году в подготовленном выступлении для слушаний в Конгрессе. Страны НАТО расширили программы по закупке и разработке электронного оружия, сказал Томас Уитингтон, эксперт по радиоэлектронной борьбе в Королевском институте объединенных служб, британском аналитическом центре по вопросам безопасности.
“Война на Украине стала наркотиком, повышающим эффективность электромагнитного мышления НАТО”, - сказал он. “Это было то, что концентрирует умы”.
"Нью-Йорк Таймс" рисует такую картину использования РЭБ в СВО:
"По мнению аналитиков, после первых успехов в использовании РЭБ российские военные споткнулись. Но по мере того, как война затягивалась, Россия внедряла инновации, создавая более компактное мобильное электронное оружие, такое как средства для борьбы с беспилотниками и крошечные глушители, которые формируют радиоволновой колпак над окопами.
“Русские отреагировали более проворно, чем мы могли ожидать”, — сказал Джеймс А. Льюис, бывший американский чиновник, пишущий о технологиях и безопасности для Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне. "Это должно вызывать беспокойство у НАТО".
Что делает противник, чтобы догнать и перегнать в области РЭБ Россию?
"Украина обратилась к подходу стартапов, ассоциирующемуся с Кремниевой долиной. Идея состоит в том, чтобы помочь техническим работникам страны быстро разработать средства радиоэлектронной борьбы, протестировать их и затем отправить на поле боя.
Этим летом правительство Украины организовало хакатон (форум для разработчиков) для компаний, которые работали над способами подавления иранских беспилотных летательных аппаратов Shahed, которые представляют собой беспилотные летательные аппараты большой дальности, применяемые для ударов по городам в глубине страны, сообщил Михаил Федоров, министр цифровых технологий Украины.
На испытательных полигонах под Киевом производители беспилотников противопоставляют свои летательные аппараты средствам РЭБ. В августе на поле в центральной Украине 53-летний Юрий Момот, бывший командир советского спецназа и основатель фирмы Piranha, продемонстрировал новое противодроновое ружье, созданное специально для конфликта".
...Наведя его на DJI Mavic, обычный дешевый разведывательный беспилотник, он нажал на спусковой крючок. Беспилотник завис неподвижно. Его навигационная система была перегружена потоком радиосигналов от пушки.
"В России вся система более структурирована", — сказал г-н Момот о российской программе радиоэлектронной борьбы, с которой он знаком по службе в советской армии. "Мы наверстываем упущенное, но это займет некоторое время".
Другие украинские компании, такие как Kvertus и Himera, создают крошечные глушилки или портативные рации стоимостью 100 долларов, способные противостоять российским помехам.
В Infozahyst, одном из крупнейших украинских подрядчиков по радиоэлектронной борьбе, инженеры недавно работали над проектом по отслеживанию и идентификации российских систем противовоздушной обороны. Ярослав Калинин, исполнительный директор компании, сказал, что российские зенитные радары заменить не так просто, как танки. Но если бы было уничтожено достаточное количество людей, это могло бы стать поворотным моментом в войне.
“Как только мы установим контроль над небом, Россия потерпит серьезное поражение”, - сказал он".
Это, конечно, верхушка айсберга. Проблема в том, что боевые действия на Украине используются для совершенствования тактики и средств РЭБ странами Запада, которые хотят, чтобы это продолжалось до тех пор, пока они не догонят и перегонять Россию.
"Этим летом Александр Бережный, исполнительный директор Quantum, путешествовал с одним из лучших пилотов беспилотников Украины, чтобы поделиться с НАТО тем, что они знали об радиоэлектронной борьбе. За большим круглым столом на базе в Германии они рассказали о проблемах, с которыми столкнулись, восхищенной аудитории командиров.
“Мы сказали им, что, вероятно, 90 процентов американских и европейских систем, поступающих в Украину, не были готовы к решению задач радиоэлектронной борьбы”, - сказал г-н Бережный. “Было полное понимание того, что нужно что-то менять”.
Поскольку Украина дает представление о том, как могут вестись будущие электронные сражения, потенциальные участники этих сражений приняли это к сведению. Соединенные Штаты и Европа уделяют пристальное внимание тому, как такое оружие работает против российских систем, и некоторые опасаются, что они реагируют недостаточно быстро".
Пока Россия превосходит НАТО в области РЭБ.
"В одном отчете за ноябрь 2022 года китайский оборонный аналитический центр подробно описал, как российская электронная атака обманула средства обнаружения НАТО, заставив Украину раскрыть местоположение своей собственной электронной защиты.
“Боевые возможности российской армии по борьбе с беспилотниками превосходят возможности вооруженных сил США”, - говорится в докладе".
Но для Запада жизненно важно преодолеть это отставание. И он старается, как может.
"По мере того, как Украина совершенствует свои методы борьбы с помехами, некоторые из этих тактик распространяются на Соединенные Штаты и их союзников, сказал г-н Кларк из Гудзонского института.
“Теперь вы начинаете видеть, как страны, включая Соединенные Штаты, внедряют эти небольшие системы, точно так же, как вы видите, как люди в Украине собирают их воедино”, - сказал он".
Однако даже в изложении "Нью-Йорк Таймс" перспективы Запада не выглядят оптимистичными.
"Для многих на украинском фронте улучшения не могут наступить достаточно быстро.
Даже если вы сделаете свой беспилотник невидимым, ваш контроллер и ваша антенна будут подавать сигнал”, - сказал один украинский пилот беспилотника, назвавший только свое имя Владислав. Русские могут обнаружить окно площадью около 200 квадратных метров, где может находиться пилот беспилотника, добавил он, отметив, что взрыв снаряда однажды произоел на расстоянии “примерно 15-20 метров” от него.
“Полностью спрятаться невозможно”, - сказал он".
Читайте мои предыдущие публикации и следите за появлением новых в подборках "СВО" и "Об оружии" на ДЗЕН-канале "Путешественник во Времени"