Всем привет! Сегодня, для тех, кто любит и понимает историю рок-музыки шестидесятых прошлого века, еще одна история.
НО ПЕРЕД ЭТИМ – маленькая информация для трех человек, которые чуть не подрались в комментариях в канале ЮРИЙ КИСЛОВ. Там разговор был о виниле, и вообще – дисках. И их размерах. И скорости. Блин, если бы не Интернет, подрались бы точно. А мне пришлось бы разнимать.
Так вот: винил выпускается в трех основных размерах: 7, 10 и 12 дюймов. Дюйм – это 2, 54 см. Первый – для синглов, два вторых – как распорядится лейбл.
Обычно диски выпускаются на двух скоростях – 33,33 оборота и 45 оборотов в минуту в основном – 33 оборота.
Можно встретить пластинки на скоростях 78 и 16 оборотов в минуту. Назовем их ретро…
ЭТО ТО, ЧТО Я ЗНАЮ НАВЕРНЯКА. Если ошибся – поправьте.
Возвращаюсь к главной теме. Сегодня – о РОЕ ХАРПЕРЕ (ROY HARPER), который родился за двенадцать дней до нашей войны, 10 июня 1941 года, в английском Манчестере.
Его величают по-разному: поэт, мелодист, уникальнейший музыкант, владеющий перкуссионным фингерстайлом, черным юмористом, стебистом и т.д. и т.п.
LED ZEPPELIN в полном составе готов в любое время года встать перед ним на колени, о чем неоднократно заявляли.
Кстати, перкуссионный фингерстайл, - это такая манера, вернее, техника игры на гитаре, когда музыкант ведет мелодию, одновременно исполняя позиции ударника и бас-гитариста. И при этом ничто не мешает восприятию: всё звучит, как маленький ансамбль.
РОЙ начал поигрывать скиффл со своим братом, когда ему было 10 лет. Я уже рассказывал, что это такое. Народные песни с использованием подручных инструментов. Например, стиральной доски. Его мама умерла рано, и Роя воспитывали отец и мачеха, которая состояла в группе Свидетелей Иеговы. Оттого у РОЯ выработалось стойкое неприятие религий, как таковых.
Ну, а потом пришла юность, и он поступил на службу в королевские ВВС. А затем решил закосить, ибо ему не понравилась армейская дисциплина. Понятно, попал в психбольницу. А там, в частности, лечили и электрошоком. Затем – в тюрьму.
Его комиссовали, и он начал исследовать мир: до 1964 года ездил, бродил и слонялся по Европе и северу Африки, выступая и зарабатывая на хлеб на улицах, затем вернулся на родину, в Лондон, и запросто вошел в стройные ряды фолк-рок-движения, став резидентом клуба «Les Cousins».
Это был непростой клуб. Позднее ХАРПЕР отметил, что это был «рассадник» музыкальных талантов». А Андерсен, редактор музыкального ежемесячника «fRoots» вспоминал:
«…Музыка там была такой захватывающей, потому что все слушали друг друга. Таким образом, хотя вы могли бы выбрать просто играть что-то одно, у вас одновременно был открытый ум для чего-то другого» …
Сразу же оговорюсь, без рассказа о РОЕ ХАРПЕРЕ, история рок-музыки шестидесятых была бы неполной. Пусть на одну стотысячную процента, но – неполной. ХАРПЕР, безусловно, привлекал внимание англоязычной публики своими текстами, которые в любом, даже самом талантливом переводе на русский, скажем так, - не совсем зажигают…
Его признание в Британии, а чуть позднее – в США и других странах, говорящих на английском, своеобразный ответ англичан на появление в США исполнителей уровня БОБА ДИЛАНА. Безусловно, РОЙ ХАРПЕР отлично и интересно играл на гитаре. А еще он умел дружить с другими рок-музыкантами. А еще у него, и вы согласитесь со мной, запоминающийся роковый голос.
А в принципе, когда я лично его слушаю, то воображаю себя каким-нибудь канзасским фермером, всю жизнь прожившим в глубинке, которому подарили пару пластинок с песнями Владимира Высоцкого и Александра Дольского… Вы понимаете, о чем я? Он, безусловно, ощутит магию песен и талант исполнителей, их энергетику и мощь, особенно Владимира Семеновича, но ничего не поймет из смысла текстов.
Первым на него обратил внимание маленький лейбл «Strike», и выпустил в 1966 году сингл «Take Me Into Your Eyes/Pretty Baby».
В этом же году вышел первый лонгплей ХАРПЕРА «Sophisticated Beggar».
Это были песни на стихи ХАРПЕРА в его собственном исполнении, записанные на магнитофон «REVOX». Скорее всего это была вот такая модель:
Альбом вышел тиражом в несколько тысяч экземпляров. Чтобы его продвинуть, ХАРПЕР создал специальные листовки, и ходил по Лондону, их распространяя. Причем в листовках было написано, что определенный вклада в создание полнометражника внес Ричи Блэкмор.
Ниже, чтобы вы прониклись, – перевод на русский самой первой песни этого альбома «China Girl»:
Довольно маленькая китайская девочка
Маленькая восточная жемчужина
Держи меня в своей драконьей магии
Улыбка ивы
Каково это?
Это нереально?
И другая сторона самолета
Кусочки моего сердца где-то
Заперт в твоих вороньих волосах.
Разве ты не любишь меня?
Тебе все равно?
Нужна эта любовь, да
Но ты просто уходишь
увидимся в другой день
На другой планете
Симпатичная китайская девушка
Симпатичная китайская девушка
Я в восторге от тебя
Симпатичная китайская девушка
Я в восторге от тебя
Пухлый бриллиант, слезящиеся глаза
Сидя в солнечном небе
Пронеси меня только на один восход солнца
твоей раскрашенной китайской земли
Рай, но нежный дикий, как снег
Укрывается в собственном беспорядке
Горящие листья, деревья развернулись
Пустоты и голого мира
Это падает вокруг нашего мягкого стада
Как будто ты исчезаешь, растворяясь в своем солнце.
Я не знаю, что ты не выиграл
Или сколько я истекаю кровью
Симпатичная китайская девушка
Симпатичная китайская девушка
Я в восторге от тебя
Симпатичная китайская девушка
Я в восторге от тебя
Китайская девушка,
Китайская девушка
Китайская девушка,
Китайская девушка
Китайская девушка,
Китайская девушка
китайская девушка…
Между прочим, позднее этот альбом был переиздан ТРИНАДЦАТЬ раз в самых разных странах – от Бельгии до Японии. В нем есть много чего: от иронии и черного юмора, до любовной романтики. Фирма «CBS Records», вдохновившись пластинкой, тут же подписала с ХАРПЕРОМ контракт.
А сам РОЙ не стоял на месте. Пользуясь тем, что ему не приходилось таскать за собой тонны аппаратуры, он начал собирать в 1968 году в Гайд-парке народ на своих бесплатных концертах. И потихоньку начал отплывать от чистого фолка, добавляя, как он говорил «в фолк мяска». А мяском был, понятно дело – рок.
Второй альбом «Come out Fighting Ghengis Smith» этого же года – полное тому подтверждение. Достаточно послушать почти одиннадцатиминутную композицию «Circle» из этого диска.
В третьем альбоме «Folkjokeopus» (1969 год) есть уже композиция на семнадцать минут «McGoohan’s Blues», которую ХАРПЕР назвал основополагающей для диска.
ХАРПЕР и далее остается верным себе, действуя по принципу «один на льдине». В «Flat Barogue Berserk» 1970 года, в песне «Hell’s Angels» правда, участвует группа THE NICE, но там к харперовской гитаре присоединяют педаль «wah-wah»…
Писать о сольном исполнителе, даже таком, как РОЙ ХАРПЕР, трудно. Таков уж жанр, который диктует свой стиль.
И им восхищаются. В альбоме «Led Zeppelin III» цепеллины разместили песню «Hats Off to (Roy) Harper». Это ли не подтверждение глубоко уважения к РОЮ! Кстати, ХАРПЕР часто сопровождал живые выступления LD.
Я уже писал выше об умении ХАРПЕРА дружить. Все серьезные меломаны хорошо знают легендарный альбом рок-команды PINK FLOYD «Wish You Were Here». Так вот – там, в композиции Have a Cigar» поёт РОЙ ХАРПЕР.
Кейт Буш, Пит Таунсенд, Роберт Плант и Джимми Пейдж, Иэн Андерсен и многие другие признают огромное влияние, которое оказал на их творчество ХАРПЕР.
Вот только несколько оценок. Нил Маккормик из «The Daily Telegraph»:
ХАРПЕР "один из самых сложных и красноречивых авторов текстов и по-настоящему оригинальных песен в Британии ... им восхищались его сверстники".
Еще одно мнение:
«Рой Харпер не является примером какой-либо категории, воплощением какого-либо движения или ступенькой на чьей-либо лестнице; он строил себя в одиночку, кусочек за кусочком, и его непокорный характер горд, как будто высечен из воинственного гранита».
И, наконец, Кейт Буш, с которой он немало сотрудничал:
«Рой - один из величайших английских авторов песен, которые у нас когда-либо были, и люди просто не осознают этого. И я действительно думаю, что когда они это осознают, у нас появится еще один лучший автор песен. Он гениален»…
Добавлю, что песни ХАРПЕРА исполняют боле двадцати рок-групп и исполнителей самых разных стран.
В 2003 году Харпер опубликовал книгу «The Passions of Great Fortune», более похожую на талмуд, где разместил тексты всех своих песен на тот день, а также множество фотографий и различных комментариев.
У РОЯ ХАРПЕРА много наград. Это премии «Рекорд года» 1975 года, одновременно полученные в Португалии и Финляндии, по версии «Sunday Times» в 1982 году его альбом «Work of Heart» был назван альбомом года. А в 2013 году BBC Radio вручило ему награду за пожизненные достижения в Королевском концертном зале Глазго. В этом же году его альбом «Man & Myth» попал на шестое место в списках 50 лучших альбомов года.
Музыкальный критик Роб Хьюз отметил:
"Рой Харпер провел последние пять десятилетий, создавая одну из самых ярких, восхитительно красивых песен нашего времени ...".
СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ:
1966 — Sophisticated Beggar
1968 — Come out Fighting Ghengis Smith
1969 — Folkiokeopus
1970 — Flat Barogue Berserk
1971 — Stormcock
1973 — Lifemask
1974 — Valentine
1975 — HQ (название в США: «When An Old Cricketer Leaves The Crease»)
1977 — Bullinamingvase (название в США: «One of those Days in England»)
1980 — The Unknown Soldier
1982 — Work of Heart
1984 — Born in Captivity
1988 — Descendants of Smith
1988 — Loony on the Bus 1990 — Once
1992 — Death or Glory?
1994 — Commercial Breaks (не был издан с 1977 года, 9 из 12 треков появились на альбоме «Loony on the Bus»)
1998 — The Dream Society
1999 — Garden of Uranium
2000 — The Green Man
2013 — Man & Myth
А еще он выпустил ДВЕНАДЦАТЬ полнометражных концертников, с ДЕСЯТОК так называемых «прочих» лонгплеев с редкими записями, включая сборники, ДВАДЦАТЬ ОДИН сингл и мини-альбом. Также есть шесть видеофильма с его участием (рекомендую «Made» - британскую драму 1972 года режиссера Джона Маккензи).
А перед тем, как предложить вам несколько видеорядов с его участием, замечу, что в США есть другой Рой Харпер, супергерой из комиксов, лучник и спортсмен мирового класса. К нашему главному герою он не имеет никакого отношения.
Ну что, послушаем и посмотрим?
Если вам понравилась эта статья, и другие материалы канала ЮРИЙ КИСЛОВ, и вы хотите поддержать её автора, переведите любую сумму на карту Сбербанка:
2202 2036 0380 0006
ЛЮБУЮ СУММУ…
Да, чуть не забыл! По сложившейся традиции, если есть время, загляните в несколько ранее написанных на канале ЮРИЙ КИСЛОВ статей:
А теперь - пока! С уважением