Найти в Дзене
Юрий Кислов

Из рок-архивов 60-х: РОЙ ХАРПЕР (ROY HARPER). Высеченный из воинственного гранита…

Всем привет! Сегодня, для тех, кто любит и понимает историю рок-музыки шестидесятых прошлого века, еще одна история.

НО ПЕРЕД ЭТИМ – маленькая информация для трех человек, которые чуть не подрались в комментариях в канале ЮРИЙ КИСЛОВ. Там разговор был о виниле, и вообще – дисках. И их размерах. И скорости. Блин, если бы не Интернет, подрались бы точно. А мне пришлось бы разнимать.

Так вот: винил выпускается в трех основных размерах: 7, 10 и 12 дюймов. Дюйм – это 2, 54 см. Первый – для синглов, два вторых – как распорядится лейбл.

Обычно диски выпускаются на двух скоростях – 33,33 оборота и 45 оборотов в минуту в основном – 33 оборота.

Можно встретить пластинки на скоростях 78 и 16 оборотов в минуту. Назовем их ретро…

ЭТО ТО, ЧТО Я ЗНАЮ НАВЕРНЯКА. Если ошибся – поправьте.

Возвращаюсь к главной теме. Сегодня – о РОЕ ХАРПЕРЕ (ROY HARPER), который родился за двенадцать дней до нашей войны, 10 июня 1941 года, в английском Манчестере.

Его величают по-разному: поэт, мелодист, уникальнейший музыкант, владеющий перкуссионным фингерстайлом, черным юмористом, стебистом и т.д. и т.п.

-2

LED ZEPPELIN в полном составе готов в любое время года встать перед ним на колени, о чем неоднократно заявляли.

Кстати, перкуссионный фингерстайл, - это такая манера, вернее, техника игры на гитаре, когда музыкант ведет мелодию, одновременно исполняя позиции ударника и бас-гитариста. И при этом ничто не мешает восприятию: всё звучит, как маленький ансамбль.

РОЙ начал поигрывать скиффл со своим братом, когда ему было 10 лет. Я уже рассказывал, что это такое. Народные песни с использованием подручных инструментов. Например, стиральной доски. Его мама умерла рано, и Роя воспитывали отец и мачеха, которая состояла в группе Свидетелей Иеговы. Оттого у РОЯ выработалось стойкое неприятие религий, как таковых.

Ну, а потом пришла юность, и он поступил на службу в королевские ВВС. А затем решил закосить, ибо ему не понравилась армейская дисциплина. Понятно, попал в психбольницу. А там, в частности, лечили и электрошоком. Затем – в тюрьму.

Его комиссовали, и он начал исследовать мир: до 1964 года ездил, бродил и слонялся по Европе и северу Африки, выступая и зарабатывая на хлеб на улицах, затем вернулся на родину, в Лондон, и запросто вошел в стройные ряды фолк-рок-движения, став резидентом клуба «Les Cousins».

По таким абонентам пускали в этот клуб...
По таким абонентам пускали в этот клуб...

Это был непростой клуб. Позднее ХАРПЕР отметил, что это был «рассадник» музыкальных талантов». А Андерсен, редактор музыкального ежемесячника «fRoots» вспоминал:

«…Музыка там была такой захватывающей, потому что все слушали друг друга. Таким образом, хотя вы могли бы выбрать просто играть что-то одно, у вас одновременно был открытый ум для чего-то другого» …

Сразу же оговорюсь, без рассказа о РОЕ ХАРПЕРЕ, история рок-музыки шестидесятых была бы неполной. Пусть на одну стотысячную процента, но – неполной. ХАРПЕР, безусловно, привлекал внимание англоязычной публики своими текстами, которые в любом, даже самом талантливом переводе на русский, скажем так, - не совсем зажигают…

-4

Его признание в Британии, а чуть позднее – в США и других странах, говорящих на английском, своеобразный ответ англичан на появление в США исполнителей уровня БОБА ДИЛАНА. Безусловно, РОЙ ХАРПЕР отлично и интересно играл на гитаре. А еще он умел дружить с другими рок-музыкантами. А еще у него, и вы согласитесь со мной, запоминающийся роковый голос.

А в принципе, когда я лично его слушаю, то воображаю себя каким-нибудь канзасским фермером, всю жизнь прожившим в глубинке, которому подарили пару пластинок с песнями Владимира Высоцкого и Александра Дольского… Вы понимаете, о чем я? Он, безусловно, ощутит магию песен и талант исполнителей, их энергетику и мощь, особенно Владимира Семеновича, но ничего не поймет из смысла текстов.

Первым на него обратил внимание маленький лейбл «Strike», и выпустил в 1966 году сингл «Take Me Into Your Eyes/Pretty Baby».

-5

В этом же году вышел первый лонгплей ХАРПЕРА «Sophisticated Beggar».

-6

Это были песни на стихи ХАРПЕРА в его собственном исполнении, записанные на магнитофон «REVOX». Скорее всего это была вот такая модель:

-7

Альбом вышел тиражом в несколько тысяч экземпляров. Чтобы его продвинуть, ХАРПЕР создал специальные листовки, и ходил по Лондону, их распространяя. Причем в листовках было написано, что определенный вклада в создание полнометражника внес Ричи Блэкмор.

Ниже, чтобы вы прониклись, – перевод на русский самой первой песни этого альбома «China Girl»:

Довольно маленькая китайская девочка

Маленькая восточная жемчужина

Держи меня в своей драконьей магии

Улыбка ивы

Каково это?

Это нереально?

И другая сторона самолета

Кусочки моего сердца где-то

Заперт в твоих вороньих волосах.

Разве ты не любишь меня?

Тебе все равно?

Нужна эта любовь, да

Но ты просто уходишь

увидимся в другой день

На другой планете

Симпатичная китайская девушка

Симпатичная китайская девушка

Я в восторге от тебя

Симпатичная китайская девушка

Я в восторге от тебя

Пухлый бриллиант, слезящиеся глаза

Сидя в солнечном небе

Пронеси меня только на один восход солнца

твоей раскрашенной китайской земли

Рай, но нежный дикий, как снег

Укрывается в собственном беспорядке

Горящие листья, деревья развернулись

Пустоты и голого мира

Это падает вокруг нашего мягкого стада

Как будто ты исчезаешь, растворяясь в своем солнце.

Я не знаю, что ты не выиграл

Или сколько я истекаю кровью

Симпатичная китайская девушка

Симпатичная китайская девушка

Я в восторге от тебя

Симпатичная китайская девушка

Я в восторге от тебя

Китайская девушка,

Китайская девушка

Китайская девушка,

Китайская девушка

Китайская девушка,

Китайская девушка

китайская девушка…

Между прочим, позднее этот альбом был переиздан ТРИНАДЦАТЬ раз в самых разных странах – от Бельгии до Японии. В нем есть много чего: от иронии и черного юмора, до любовной романтики. Фирма «CBS Records», вдохновившись пластинкой, тут же подписала с ХАРПЕРОМ контракт.

А сам РОЙ не стоял на месте. Пользуясь тем, что ему не приходилось таскать за собой тонны аппаратуры, он начал собирать в 1968 году в Гайд-парке народ на своих бесплатных концертах. И потихоньку начал отплывать от чистого фолка, добавляя, как он говорил «в фолк мяска». А мяском был, понятно дело – рок.

Второй альбом «Come out Fighting Ghengis Smith» этого же года – полное тому подтверждение. Достаточно послушать почти одиннадцатиминутную композицию «Circle» из этого диска.

-8

В третьем альбоме «Folkjokeopus» (1969 год) есть уже композиция на семнадцать минут «McGoohan’s Blues», которую ХАРПЕР назвал основополагающей для диска.

-9

ХАРПЕР и далее остается верным себе, действуя по принципу «один на льдине». В «Flat Barogue Berserk» 1970 года, в песне «Hell’s Angels» правда, участвует группа THE NICE, но там к харперовской гитаре присоединяют педаль «wah-wah»…

-10

Писать о сольном исполнителе, даже таком, как РОЙ ХАРПЕР, трудно. Таков уж жанр, который диктует свой стиль.

И им восхищаются. В альбоме «Led Zeppelin III» цепеллины разместили песню «Hats Off to (Roy) Harper». Это ли не подтверждение глубоко уважения к РОЮ! Кстати, ХАРПЕР часто сопровождал живые выступления LD.

С Робертом Плантом
С Робертом Плантом

Я уже писал выше об умении ХАРПЕРА дружить. Все серьезные меломаны хорошо знают легендарный альбом рок-команды PINK FLOYD «Wish You Were Here». Так вот – там, в композиции Have a Cigar» поёт РОЙ ХАРПЕР.

Кейт Буш, Пит Таунсенд, Роберт Плант и Джимми Пейдж, Иэн Андерсен и многие другие признают огромное влияние, которое оказал на их творчество ХАРПЕР.

-12

Вот только несколько оценок. Нил Маккормик из «The Daily Telegraph»:

ХАРПЕР "один из самых сложных и красноречивых авторов текстов и по-настоящему оригинальных песен в Британии ... им восхищались его сверстники".

Еще одно мнение:

«Рой Харпер не является примером какой-либо категории, воплощением какого-либо движения или ступенькой на чьей-либо лестнице; он строил себя в одиночку, кусочек за кусочком, и его непокорный характер горд, как будто высечен из воинственного гранита».

И, наконец, Кейт Буш, с которой он немало сотрудничал:

«Рой - один из величайших английских авторов песен, которые у нас когда-либо были, и люди просто не осознают этого. И я действительно думаю, что когда они это осознают, у нас появится еще один лучший автор песен. Он гениален»…

Добавлю, что песни ХАРПЕРА исполняют боле двадцати рок-групп и исполнителей самых разных стран.

В 2003 году Харпер опубликовал книгу «The Passions of Great Fortune», более похожую на талмуд, где разместил тексты всех своих песен на тот день, а также множество фотографий и различных комментариев.

-13

У РОЯ ХАРПЕРА много наград. Это премии «Рекорд года» 1975 года, одновременно полученные в Португалии и Финляндии, по версии «Sunday Times» в 1982 году его альбом «Work of Heart» был назван альбомом года. А в 2013 году BBC Radio вручило ему награду за пожизненные достижения в Королевском концертном зале Глазго. В этом же году его альбом «Man & Myth» попал на шестое место в списках 50 лучших альбомов года.

-14

Музыкальный критик Роб Хьюз отметил:

"Рой Харпер провел последние пять десятилетий, создавая одну из самых ярких, восхитительно красивых песен нашего времени ...".

СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ:

1966 — Sophisticated Beggar

1968 — Come out Fighting Ghengis Smith

1969 — Folkiokeopus

1970 — Flat Barogue Berserk

1971 — Stormcock

1973 — Lifemask

1974 — Valentine

1975 — HQ (название в США: «When An Old Cricketer Leaves The Crease»)

1977 — Bullinamingvase (название в США: «One of those Days in England»)

1980 — The Unknown Soldier

1982 — Work of Heart

1984 — Born in Captivity

1988 — Descendants of Smith

1988 — Loony on the Bus 1990 — Once

1992 — Death or Glory?

1994 — Commercial Breaks (не был издан с 1977 года, 9 из 12 треков появились на альбоме «Loony on the Bus»)

1998 — The Dream Society

1999 — Garden of Uranium

2000 — The Green Man

2013 — Man & Myth

-15

А еще он выпустил ДВЕНАДЦАТЬ полнометражных концертников, с ДЕСЯТОК так называемых «прочих» лонгплеев с редкими записями, включая сборники, ДВАДЦАТЬ ОДИН сингл и мини-альбом. Также есть шесть видеофильма с его участием (рекомендую «Made» - британскую драму 1972 года режиссера Джона Маккензи).

-16

А перед тем, как предложить вам несколько видеорядов с его участием, замечу, что в США есть другой Рой Харпер, супергерой из комиксов, лучник и спортсмен мирового класса. К нашему главному герою он не имеет никакого отношения.

Ну что, послушаем и посмотрим?

Если вам понравилась эта статья, и другие материалы канала ЮРИЙ КИСЛОВ, и вы хотите поддержать её автора, переведите любую сумму на карту Сбербанка:

2202 2036 0380 0006

ЛЮБУЮ СУММУ…

Да, чуть не забыл! По сложившейся традиции, если есть время, загляните в несколько ранее написанных на канале ЮРИЙ КИСЛОВ статей:

Из рок-архивов шестидесятых: каталог канала ЮРИЙ КИСЛОВ по алфавиту
Юрий Кислов4 июня 2021

А теперь - пока! С уважением