Сегодня мы обратимся с вами к премии «Алиса», которая входит в число премий, учрежденных Оргкомитетом Международной литературной конференции по вопросам фантастики «РосКон».
Премия «Алиса» вручается ежегодно за лучшее произведение в области детской и подростковой фантастики.
В 2023 году победителем этой премии стал роман Ларисы Романовской «Захолустье. Пока я здесь». Это первая часть цикла «Захолустье», в котором рассказывается о таинственном городском пространстве, где самый дорогой ресурс – энергия. Причем энергия эта вырабатывается из человеческих эмоций. Чем сильнее эмоция – тем больше энергии получает Захолустье. Возможно, именно девочка Вика, попавшая в Захолустье из нашей реальности, способна что-то изменить в том загадочном мире.
Предлагаемые темы для обсуждения:
Тема 1. Чем ярче воспоминания – тем ярче Экран
Тема 2. Друг или донор
Тема 3. Гори, но живи
Читаем и обсуждаем!
Краткая аннотация
«В загадочном и таинственном мире Захолустья свет, тепло и другие жизненно важные ресурсы вырабатываются за счёт человеческих эмоций, которые становятся предметом торга, причиной для раздоров и самой желанной наживой для злоумышленников.
Девочка Вика, которую в Захолустье зовут Дым, - донор, который питает странный городок своими переживаниями, своими эмоциями.
В реальности же она обычная старшеклассница, попавшая в автомобильную аварию и мучительно долго пытающаяся прийти в себя. Бесконечные лекарства, лечение и белый потолок, в который упирается взгляд. А ещё неожиданная способность предсказывать события, которые должны вот-вот случиться. Дар это или проклятие? Где лучше - дома с мамой и белым потолком или там, в мире загадочного Захолустья, который нуждается в ней? Как не ошибиться и сделать правильный выбор? Как различить, кто твой друг, а кто - не очень? Как вернуться туда, где тебя ждут и любят? Получится ли у девочки, пришедшей из нашей привычной реальности, что-то изменить в этом хрупком мире?»
Почему интересно читать
Потому что в описанный автором мир буквально втягивает с первых страниц. Мир странный, сотканный из сновидений и силовых линий эмоций, которые в этом таинственном мире дают энергию целому городу и даже могут лечить.
Внезапные переходы между Захолустьем и реальным миром становятся для пятнадцатилетней Вики, главной героини романа, обычным делом.
В реальном мире Вика – немного заторможенная и вечно все забывающая школьница с сотрясением мозга, бесконечно вспоминающая аварию, которая перевернула её жизнь. В мире Захолустья она – Дым и напоминает себя прежнюю: активная, собранная… обычная, какой она была до аварии.
Постепенно время пребывания в Захолустье для Дым-Вики увеличивается. Она знакомится с обитателями города, учится взаимодействовать с Экраном и отдавать (сдавать) свои эмоции, постепенно узнает истории некоторых жителей Захолустья и начинает понимать, что там далеко не всё так просто, как ей казалось вначале.
А вместе с пониманием возникает множество вопросов. Как можно помочь друзьям и городу? А, может быть, Вику используют только как донора и нет никакой дружбы на самом деле? Можно ли остаться в Захолустье навсегда? И что будет, если…?
Какие темы и вопросы можно обсудить при чтении
Первая тема – «Чем ярче воспоминания – тем ярче Экран». Экран для жителей Захолустья является средоточием энергии, которая берётся из эмоций и воспоминаний:
«Некоторые люди сдают на станцию свои воспоминания, ну как в нашем мире донорскую кровь сдают. Только процесс иначе выглядит. В общем, одни делятся своими воспоминаниями и эмоциями, а другие на это реагируют. Эмоционально. А Экран эту реакцию ловит и тоже перерабатывает – в свет, в тело, в электричество, в излучение, им больных лечат, например».
Причем, Экрану неважно, какие воспоминания «потреблять» - радостные или мрачные. Жители города по-разному относятся к сдаче воспоминаний (в основном спокойно, как к рутинной обязанности), но есть и так называемые «фурсишки». Вспомним, как объяснял про фурсишек Юра:
«Ну как «воришка» или «пьянчужка». Это те, кто зависит от Экрана… От сдачи эмоций. Одни так любят сдавать, что не в силах остановиться. Другие не хотят помнить свою жизнь и всё время сдают воспоминания, чтобы те побледнели, не мешали жить дальше…»
Чуть позже Вика добавляет: «Тот, кто живёт от сдачи до сдачи, не может не сдавать плохие эмоции, не знает, как ещё жить в этом мире».
Встречались ли в вашей жизни люди, похожие на «фурсишек»? Каким образом можно защитить себя, если кто-то пытается намеренно, с определенной целью вывести вас на сильные эмоции или на эмоциональный шантаж? Как сделать так, чтобы в вашем личном «энергетическом Экране» преобладали позитивные эмоции?
Вторая тема – «Друг или донор». В начале произведения Вика пребывает в восторге и лёгкой эйфории от мира Захолустья и его жителей. Она мечтает:
«Я просто буду жить в Захолустье, всегда или очень часто. Мы с Юрой будем вместе гулять по набережной, ужинать за треугольным столом, смотреть на Экран… Это будут мои лучшие воспоминания!»
Но постепенно первичная эйфория проходит и на её место приходит подозрительность к этому «странному, слишком подозрительному миру, в котором нет кофе».
Обратимся к сцене, в которой Вика вспоминает, как стала свидетелем разговора-торга между Юрой и странным незнакомцем в клетчатом. Она думает:
«Всё-таки непонятный разговор, ну что можно вот так покупать и продавать? Незаметное, ведь Юра идёт с пустыми руками. Наркотики? Поэтому Юра мне не говорит? А может, информацию? Или… меня?»
Сложные отношения с Юрой, совместные благотворительные походы в дом милосердия вместе с мамой Толли и при этом непонятные договоренности за спиной у Вики, зарождающаяся дружба и вместе с тем отчаянный протест Тай вместе с обвинением в нарушении энергетического и эконмического баланса…
Кем, по вашему мнению, является Вика для мира Захолустья: только донором и энергетическим ресурсом или чем-то большим? Почему?
Третья тема – «Гори, но живи». В финале первой части произведения Вика много думает и размышляет о своём новом даре, в целом о том, что с ней случилось, и тут:
«И тут я понимаю про Захолустье. Меня к ним вынесло, будто волной, а потом унесло обратно от их берега. Вот и всё. Надо отвести Мелочь домой и пойти в театралку. А завтра с утра в поликлинику. А в воскресенье с мамой и папой, как раньше, поедем в аквапарк…
И всё остальное тоже будет как раньше.»
Как вы думаете, возможно ли в Викином случае «жить как раньше»? Почему? Как вы понимаете фразу мамы Толли «Гори, но живи»? Что она означает именно для вас?
Для кого произведение
Для читателей от 12 лет
Книга
Лариса Романовская. Захолустье. Пока я здесь